Последняя законодательная инициатива нашей Государственной Думы о замене празднования 7 ноября, судя по реакции общества, ввергла в оторопь большинство россиян. Действительно, отмечать 4 ноября полумифическое изгнание поляков из Москвы - дело, конечно же, хорошее. Это если прибавить четвертое к седьмому. Но чтобы заменять! Подобное было на Руси тысячу лет назад, когда утверждалось православие, - языческие праздники перелицовывали на христианские.
Кому же в Госдуме не терпится изменить национальный календарь? Многим. В том числе, конечно же, "отцу народа" Владимиру Жириновскому. Это он все "не может забыть" о злодеяниях Октябрьской революции. Возможно, Владимир Вольфович в связи с невыдачей ему французской визы запамятовал, что во время Великой французской революции злодеяний на родине Робеспьера и Марата было не меньше. Тем не менее дата взятия Бастилии, 14 июля 1789 года, отмечается там как национальный праздник. Трагедия - да, но это национальная трагедия и поэтому мы празднуем этот день, - примерно так говорил в юбилейном 1989 году президент Франции Миттеран.
Конечно, праздник 7 ноября имеет колоссальное идеологическое значение. Его отмена будет означать окончательное поражение коммунистической идеи. Но только ли коммунистической? Не откажемся ли мы окончательно после того, как признаем, что коммунизм есть ошибка истории - не более, и от того лучшего, что было при советской власти, - от интернационализма, от дела борьбы за социальную справедливость?
А как быть с генералом Карбышевым, с Николаем Гастелло? Может быть, немец Рихард Зорге и разведчик-англичанин Ким Филби были православными или же щирыми русскими патриотами? Можно, конечно, пытаться все советское конвертировать в российское, но это вряд ли получится. Позабыть свое прошлое, какое бы оно ни было - коммунистическое или монархическое, - значит стать варваром, одобрить торжество дикости, правящей ныне бал.
Из всех аргументов за перенос праздника мне показался наиболее интересным аргумент главного раввина России Берл Лазара. По словам раввина, праздник следует праздновать в сердце, происходившие события должны переживаться вновь и вновь. Иными словами, у праздника должен быть ритуал. 7 ноября праздновать в сердце, по мнению раввина, невозможно, так как он не отмечается в сердце, нет у него ритуала.
Берл Лазар приехал в Россию в начале 90-х и, конечно, не видел праздничных манифестаций на октябрьские праздники в 70-е и в начале 80-х. Или видел, но считает, что так праздновать этот день нельзя. Что ж, критику раввина следует учесть, и нам следует хорошенько подумать о том, как же правильно справлять 7 ноября. Тем более что альтернативы нет. Подумайте сами: как отмечать в сердце изгнание поляков из Москвы, которое было четыреста лет назад? А представишь, так страшно становится.