В Москве прошел форум "Духовно-нравственные основы демографического развития России". В его работе приняли участие Патриарх Московский Алексий II, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, представители министерств, Госдумы, руководители органов образования, ученые. Одна из главных тем форума - взаимодействие школы с религиозными организациями. Насколько правомерно изучение православия в современной системе образования, сейчас один из самых спорных вопросов. Об этом мы беседуем с руководителем департамента образования Евгением Муравьевым, представлявшим Тверскую область на этом всероссийском совещании.
- Православные ценности всегда определяли судьбу нашей страны, задавали нравственные рамки и устанавливали традиции. То, что наши встречи с представителями высшего церковного духовенства стали традиционными, говорит об их заинтересованности в поиске совместных путей по духовно-нравственному воспитанию молодежи. В различных исторических ситуациях причиной возникновения кризисов являлось, как правило, игнорирование духовных устоев и высших ценностей. Не исключением оказались и реалии современной действительности, в которой человечество столкнулось с неведомой ранее силой, пытающейся средствами экстремизма и террора ввергнуть мировое сообщество в состояние страха.
В самые тяжелые времена церковь была вместе со своим народом. Поиск реальных путей воспитания подрастающего поколения привел педагогов к более активному диалогу с представителями Православной Церкви, которой все народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали.
Сотрудничество департамента образования и Тверской епархии в последние годы строится на основе подписанного соглашения, которое предполагает совместные культурно-просветительные и образовательные программы, посвященные общенациональным и историческим событиям, проведение совместных конференций, "круглых столов" , семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания, противодействие влиянию сект.
Департамент образования участвует во всех торжественных мероприятиях, проводимых епархией. Очень популярны Глинские чтения, которые патриархия проводит в духовной академии Сергиева-Посада.
Наши школы участвуют и в событиях республиканского масштаба. В 2002 году тверские школьники стали призерами международного форума "Одаренные дети" в номинации "Юные богословы".
Стало доброй традицией начиная с 2001 года проведение научно-практических конференций с обсуждением вопросов о традициях и проблемах духовно-нравственного становления личности. Их организуют департамент образования, ТвГУ, Тверская епархия, институт повышения квалификации учителей.
. Мы видим у ребят большой интерес к истории православия. Об этом, например, свидетельствуют результаты их работы на ежегодной областной библейской олимпиаде, в областном конкурсе сочинений и рисунков.
Светское образование не исключает духовного просвещения. Мы постарались создать в области единую систему православного обучения.
В этом направлении работает православный епархиальный детский сад во имя княгини Анны Кашинской, а также учреждение-комплекс "Русская школа". Она представляет собой комплекс дошкольного, начального и дополнительного образования, где проводятся народные и православные праздники, совершаются паломнические поездки по историческим и святым местам России. В апреле прошлого года это учебное заведение получило статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования. Цель эксперимента - поиск форм объединения светского и религиозного образования.
Успешно работают православные общеобразовательные школы. Они существуют в Вышнем Волочке, Твери, в селе Городня на Волге Конаковского района. Детям здесь преподаются углубленные знания об истории церкви, нравственного богословия, церковного устава и права, церковного и русского фольклорного пения.
В начальном профессиональном образовании одним из первых ввело курс "Основы православной культуры" профессиональное училище N2 в Нелидове.
Высшую ступень обучения представляет ТвГУ.На педагогическом факультете готовят учителей начальных классов с правом преподавания основ православной культуры.
Большую роль в изучении православной культуры играют учреждения дополнительного образования. Один из наиболее известных - детско-юношеский центр "Новая Корчева" из Конакова. Более 700 детей и подростков могут получить здесь музыкальное образование, изучить хоровую культуру, изоискусство, танцы, ремесла, русские традиционные виды спорта.
Также одним из достижений является конаковская хоровая школа мальчиков, в которой занимаются около 300 детей и юношей. Это единственная школа такого профиля, которая успешно представляет область на самых престижных концертных площадках страны.
При храме Вознесения в Твери несколько лет назад создан центр духовного воспитания детей. Он объединяет воскресную школу, общеобразовательную русскую школу, авторскую школу-студию "Светлица" , студию православного детского творчества, школу хорового пения. По инициативе храма при суворовском училище создан кружок по изучению православия. Причем здесь принимают не только детей из верующих семей, а всех желающих. Сейчас в школе занимаются 40 детей в возрасте от 4 до 15 лет. Для одних библейские сюжеты еще звучат как сказка, другие уже в состоянии осмыслить их высокую философию. Кроме изучения Закона Божьего, православной этики ребята получают возможность заниматься в различных кружках.
А авторская студия "Светлица" , существующая уже 4 года, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности. То есть фактически это дает ей статус профессионального училища.
Но, конечно, осваивая новые подходы к проблеме введения православных дисциплин в школах, мы не забываем и о том, что каждый имеет право выбора между различными жизненными векторами. Специализированные уроки могут вводиться только по желанию родителей и самих учеников, причем за рамками обязательной учебной программы в виде факультативов или дополнительных занятий. Эти дисциплины также не должны включать совершения религиозных обрядов.
Мы уже можем судить о том, как изменяется атмосфера в тех школах, где изучается православная культура. Не только у детей появляется благоразумное стремление к добродетели, но и сами учителя внутренне совершенствуются. А воспитание новых духовных и нравственных ориентиров - это единственный путь противостоять сегодня деградации общества. И Россия имеет все шансы не стать проигравшей.