Главная >> 5 >> 16

Мы не играем в нашу веру

Беседа с новым епископом Якутским и Ленским


Как тесен мир! Особенно православный... Начав записывать интервью с новым правящим архиереем Якутской и Ленской епархии, я меньше всего ожидала узнать, что мы с ним закончили одно Московское художественное училище (только я - несколькими годами раньше). Помню, о том отделении, на котором учился наш будущий епископ Зосима, ходили легенды. Говорили, что туда принимают только тех, у кого золотые руки, что лучшие выпускники работают в Кремле. Наше училище местами больше напоминало музей: инкрустированные столики, резная мебель, картины, выполненные в технике маркетри, необыкновенной красоты, чудесная керамика - все было сделано руками наших ребят. Некоторые из них стали великолепными краснодеревщиками, другие - художниками, третьи - архитекторами... И вот - епископ. Неисповедимы пути Господни! А с чего он начался - путь нового епископа Якутского и Ленского? Преосвященнейший Владыко Зосима любезно согласился ответить на наши вопросы.


- Владыко, расскажите, пожалуйста, немного о себе.


- Я родился в Сибири, в городе Красноярске, в 1963 году. Через пять лет переехал с родителями в Москву. Там окончил среднюю школу, художественное училище. Потом какое-то время работал в проектном институте мебели и прислуживал в одном из московских храмов - был пономарем, алтарником.


В это время в Москве открылся Свято-Данилов монастырь. Я пришел в него в качестве рабочего, чтобы принять участие в его восстановлении. Там у меня появилось желание остаться в монастыре. Потом по благословению духовника я поступил в Московскую духовную семинарию.На третьем курсе стал послушником Троице-Сергиевой Лавры. Принял монашество, потом стал иеродиаконом и параллельно заочно учился в духовной академии. В 1992 году меня перевели в Москву в Данилов монастырь, где я продолжал свое церковное послушание: был заведующим офисом монастыря, затем главным редактором издательства "Даниловский благовестник". Тогда же был рукоположен во священники, стал иеромонахом.


В 1998 году по благословению Патриарха я был переведен на послушание в Русскую Духовную миссию в Иерусалим, где в течение двух лет духовно окормлял паломников и прихожан. Потом исполнял послушание в канцелярии Русской Духовной миссии. В 2000-ом году был переведен настоятелем монастыря в город Иерихон. В конце того же года, после проведения праздников, посвященных двухтысячелетию христианства, я вернулся в Данилов монастырь, где продолжил послушание сначала в качестве заведующего художественными мастерскими (там есть свои "ювелирка", "столярка", "слесарка", иконописцы, резчики по дереву), занимался художественными работами. И затем был поставлен на должность ризничего, отвечал за внутреннее убранство монастырских зданий.


Будучи игуменом, на должности ризничего монастыря я и был призван на совершенно новое послушание в звании епископа Якутской и Ленской епархии. Я сюда прибыл совсем недавно, еще только знакомлюсь с епархией. Планирую, пока нет крепких морозов, совершить несколько поездок по республике, чтобы пообщаться с народом Божиим. Хочу в течение этого года поездить как можно больше, посетить храмы, молитвенные дома, познакомиться с общинами, чтобы не понаслышке знать те проблемы, которые сейчас существуют, и по возможности их решать.


- Страшно было ехать сюда?


- Не очень, потому что я бывал в Якутии. Конечно, морозов якутских я не знаю, как зиму переживу, тоже не знаю. Но я дважды приезжал сюда в молодости. В 1982 году, когда еще существовали студенческие отряды, мы с друзьями трудились здесь, немножко поездили по республике, долго жили в Тикси, в Хатанге, в Нерюнгри. И второй раз я приезжал в Якутск к родителям, которые здесь некоторое время работали. Сестра с братом учились в школе N 9. Интересно, что у сестры в старом паспорте (до обмена) в графе национальность значилось "нуучча". Помню, меня приятно поразили доброта и открытость местных жителей. Поэтому, отправляясь в Якутию, я рассчитывал, что меня примут так же, как и тогда, - с добром и сердечно.


- Я думаю, Владыко, что многие так и примут - по-доброму. Но в то же время (Вам, наверное, приходилось сталкиваться с этим раньше и в Москве, и в Израиле), когда на человека или явление смотрят недобрыми глазами, то обязательно происходит искажение. Чего только ни увидишь через призму (скажем мягко) недоверия! И вот, я думаю, с такого рода недоброжелательностью Вы здесь столкнетесь тоже. К этому Вы готовы?


- Это один из крестов любого пастыря. На него всегда смотрят с неким прищуром. А уж от епископа всегда ждут чего-то большего. Ну, как говорят у нас в Церкви: "Богу содействующе!" Надеюсь, Господь не оставит.


- Однажды Владыко Герман выступал на радио в прямом эфире, и ему задали такой смешной вопрос: "Почему епископа нам присылают из Москвы, неужели здесь, в Якутии, не могут найти какого-нибудь... артиста?" Но для многих сейчас на самом деле религия - это игра. Люди просто заигрываются в язычество, кришнаизм, католицизм и т. д., и т. п. Я думаю, что и в православие некоторые играют... Разве нет?


- Да, для многих наших современников Церковь настолько внове, настолько необычна, что многие воспринимают богослужение, как некий обряд, как зрелищную постановку. Мне одна женщина сказала: "В этом храме служба совершается, как хорошая пьеса - быстро и без натяжек". Но это мнение меньшинства, потому что для человека важна встреча с Богом, а в храме это реально происходит. Храмы предназначены, прежде всего, для молитвы, а молитва - это общение с Богом. Приходя в храм и видя службу, человек искренний не может не ощущать Божию благодать. В Священном Писании говорится: "сердце чисто Бога узрит". Церковь говорит нам о чистоте сердечной, о покаянии, об очищении души от тех страстей, наносов жизненных, греховных, которые есть у каждого человека. И вот чем лучше мы эту работу по очистке сердца проведем, чем больше мы уберем торосов греховных, которые в нем наросли, тем ближе мы ощутим Бога, Его присутствие. Тогда мы сможем понять, что Церковь Христова - это всерьез и надолго. Это явление не только сегодняшнего дня, не мода очередная - это поистине врата Вечности.


- Чем игра отличается от веры?


- Я думаю, что человек, который заигрывает с Церковью, очень скоро устанет от этого и уйдет. У нас в монастырях служба совершается очень долго, и если человек только играет и не чувствует благодати, которая дает молящемуся человеку силы, он не сможет стоять долго неподвижно или творить бесчисленные поклоны, как это бывает во время Великого поста. Такие люди очень быстро начинают зевать, уставать и уходят.


Но если говорить о Церкви, как об открытых окнах, через которые мы видим ТОТ мир, не видимый для нас, но очень близкий, то человек, который смотрит в них открытым чистым взором, начинает видеть Бога.


- А что бы Вы пожелали тем, кто - в Церкви, и тем (а таких много в Якутии), кто только приглядывается?


- Мне бы хотелось сказать тем, кто в Церкви, что они должны быть более открытыми, близкими и терпимыми к людям, которые ищут Бога, но еще не обрели Его. Им легче - встреча с Богом у них состоялась, они молятся и чувствуют Божию благодать. Это долг православных христиан - больше общаться с теми, кто еще не нашел Бога, кто находится на пути к Нему, ведь по-настоящему человек не сможет уверовать, если не увидит отблеск настоящей веры в глазах другого. Если мы, православные, будем более искренними, правдивыми по отношению к себе и к другим, то есть будем исполнять две главные заповеди, которые Господь нам оставил о любви к Богу и о любви к ближнему, тогда люди, которые с нами общаются, почувствуют необходимость встречи с Богом, необходимость Церкви. А вообще, если люди рядом с нами начинают обращаться к Богу - это один из признаков того, что мы на верном пути. Значит, мы своей жизнью по-настоящему являем им образец веры.


- Да, это очень важно. Мы ведь часто хотим убедить других словами, но если за ними не стоит наша жизнь, то слова, как погремушки, - только раздражают. Благодарю Вас, Владыко! Я думаю, что все православные христиане Якутии примут Вас в свои молитвы и как могут поддержат.