4 ноября. Казанской иконы Божией Матери
Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону. В смутное время, когда с престола Российского был свергнут последний царь династии Рюриковичей, наступила эпоха междуцарствия, сопровождавшаяся смутами, грабежами, насилиями. Москва была занята поляками, в низовьях Волги собирал рать самозванец, а с севера угрожали шведы, захватившие Новгород. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села. По призыву святителя Гермогена, томившегося в Москве в плену у поляков, русские люди ополчились против иноземцев и встали на защиту Первопрестольной столицы и своего Отечества. Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие слезные молитвы, изливаемые перед чудотворным образом, были услышаны Царицей Небесной, и Она простерла над Россией Свой милостивый покров. 22 октября 1612 года (по старому стилю) Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
6 ноября. Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Перед знаменитой битвой с Мамаем на Куликовом поле в 1380 г. преподобный Сергий Радонежский, игумен Троице-Сергиевой обители, благословил Дмитрия Донского и дал ему из числа братии иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба они пали в этой битве. Одержав победу, князь отправился в Троице-Сергиеву обитель и, совершив поминовение православных воинов, предложил ежегодно в субботу перед 26 октября (по старому стилю), днем тезоименитства князя - днем памяти великомученика Димитрия Солунского, поминать всех православных воинов. Впоследствии Русская Православная Церковь стала в этот день творить память всех усопших братий своих в вере и надежде жизни вечной скончавшихся.
21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Михайлов день, а по-церковному - Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. По-гречески "архи" - главный, а "стратиг" (стратег) - военачальник, полководец. Михаил - "победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей". Имя его означает - "кто как Бог". Именно Михаилу дано вести небесное воинство против вселенских сил зла, возглавляемых Сатанаилом, именно Архангел Михаил низринул с Неба сего возгордившегося денницу. С древних времен Архангел Михаил почитается на Руси. Защита наших городов Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась с Воинством Небесным под предводительством Архангела. На территории Якутской епархии в 1915 г. действовали Модутская, Тыллыминская и Сыланская Михайло-Архангельские церкви.
26 ноября. Память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Святитель Иоанн, проповедник и толкователь Священного Писания, живший на рубеже IV и V веков, был прозван своими современниками Златоустом - за Богом данное ему искусство говорить о непостижимом простыми, доходящими до сердца словами. Сейчас многие кичатся своими предками, распространяя их заслуги или их святость на себя. Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: "Благородство - не в знатности предков, но в беспорочности нравов. Не говори: отец у меня консул. Что мне в этом? Не о том речь... Хотя бы у тебя отцом был апостол Павел, хотя бы твоими братьями были мученики, но если ты не подражаешь их добродетели, то нет тебе никакой пользы от такого родства, а скорее оно повредит тебе и послужит в осуждение... Ибо что Иоанн Креститель говорил народу иудейскому? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам (Лк. 3, 8). Ты имеешь знаменитого предка: если поревнуешь ему, то получишь пользу; но если не поревнуешь, то знаменитый предок становится твоим обвинителем за то, что ты от доброго корня выродился горьким плодом".
28 ноября. Начало Рождественского поста. Апостола Филиппа
С 28 ноября по 6 января, в течение 40 дней, готовясь к великому и радостному празднику Рождества Христова, христиане соблюдают пост, который называют Рождественским или Филипповым, по имени апостола Филиппа. "Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход - также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил Твои дары, но не принес плода - как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один - потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось места, чтобы разделить радость царственного жениха. Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?" (Митрополит Антоний Сурожский).
29 ноября. Апостола Матфея (ок. 63)
Все люди хотят быть счастливыми. Наивысшее счастье называется блаженством. Иисус Христос оставил нам заповеди, исполнение которых должно даровать каждому из нас это абсолютное счастье: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас". На первый взгляд может показаться, что эти требования странны, непомерны, не для нас, для каких-то, может быть, святых. Но вот апостол Матфей, который передал их нам, был же всеми презираемым мытарем, сборщиком податей для Римской империи. Диакон Андрей Кураев говорит, что современному человеку трудно себе представить, как можно ненавидеть сборщика налогов, потому что и налоги, и те, кто их собирает, стали иными. Он предлагает представить себе продажного "гаишника", чтобы понять, в ком Христос увидел чистую душу и призвал на служение.