Корреспондент "Труда" побывала в гостях у самого молодого обладателя хрустального "Пеликана" - лучшего учителя России 2004 года
Три года назад, когда выпускник филфака Калининградского госуниверситета Евгений Славгородский приехал в поселок Крылове, местная школа не нуждалась в словесниках. Но мудрый директор Иван Петрович Тюляндин сразу понял, что перед ним удивительный юноша. Обладатель красного диплома получил не только работу, но и служебную квартиру. На фоне зарплаты в 3 тысячи рублей это был весомый аргумент.
Участвовать в конкурсе "Лучший учитель России" 25-летнего Евгения, можно сказать обязало начальство. Ну а делать что-либо плохо Славгородский не умеет. Семья? Мама работала в химчистке, отец - токарь. Воспитывала бабушка. "Вот ей спасибо за детство. За то, что открыла для меня мир искусства".
- Почему же вы, городской человек, выбрали деревню?
- Была такая юношеская фантазия. Я ничего не знал ни о деревне, ни о школе. Вот и захотелось оторваться от всего городского.
- Это не очень похоже на юношеские мечты.
- Вполне юношеские, но, может быть, несовременные. Не всем же кипеть в кипучей жизни. Я всегда хотел погрузиться в маленький мир и в нем успокоиться. Мне и сейчас там вполне нравится. Крыловская школа дала мне осознание своего места в жизни. До нее я толком не понимал, для чего я и где мое место работы.
- То есть вы не мечтали с детства быть учителем?
- Нет, нет. Только на четвертом курсе возникла мысль, что я, кажется, смогу учительствовать. Мне понравилось разговаривать с детьми. Для меня работа преподавателя - это в первую очередь возможность передачи знания, я получаю от этого удовольствие.
- Разве это не утомительно?
- Если чувствуешь, что твое знание ученикам нужно, совсем не утомительно. Наоборот, это придает силы. Это такое наслаждение, когда ты видишь, как ребенок, открыв рот, с распахнутыми глазами внимает учителю.
- Что, кроме победы, дало вам участие в конкурсе лучшего учителя года?
- Для меня расширился мир, жизнь приобрела более масштабные формы. В себе же изменений не ощущаю. В школе работаю с детьми так же, как работал на большой аудитории. Хотя конкурс был связан с огромным нервным напряжением, я вспоминаю о нем как о большом празднике. И Москва слилась с этим ощущением праздника. Дух XIX века, который еще сохранился в центре, - вот это я искал в Москве и нашел.
- Трудно быть классным руководителем в седьмом классе?
- Хорошим - очень трудно. Я должен знать все: семью ученика, его отношения с родителями, с друзьями. Можно быть нейтральным классным руководителем, и это самый легкий вариант, но тогда и дети не будут тебя считать близким человеком, и ты будешь просто учителем-предметником. А классный руководитель - это школьный духовник.
- У своих подопечных вы ведете русский и литературу, у малышей - английский, у 10 - 11-х классов - мировую художественную культуру. Над чем работаете в аспирантуре?
- Тема диссертации касается философии языка. Аспирантура для меня - контакт с наукой, возможность интеллектуальной деятельности.
- А школа разве не интеллектуальное занятие?
- В школе главное - творчество. Для детей важно не обилие информации, а художественный способ ее подачи, вовлечение человека в творческий поисковый процесс...
- Как вы считаете, надо ли преподавать основы православной культуры в школе?
- Обязательно. Это вхождение в контекст русской литературы. Если я не знаю, что такое крест, икона, я никогда не пойму, о чем мне говорят Достоевский или Толстой. Учитель русской литературы не сможет преподавать свой предмет, если люди не знакомы с основами. Кто такой Лазарь и что такое Евангелие? А почему Сонечка читает Раскольникову именно фрагмент о воскрешении Лазаря, с какой стати? И вообще - контекст какой?
Мы прекрасно знаем, кто такие боги античности. Это что, проповедь религиозности или античного язычества? Мы же говорим о символах культуры, а их невозможно объяснить вне исторического контекста. И какое дело, верующий я или нет? Речь о том, чтобы дети вошли в этот контекст и сами для себя решили, кто они - верующие или нет? Входят они в эту традицию культурную или не входят? Это их личный выбор. Но они должны в это войти, пережить, воспринять через сострадание, симпатию, сочувствие, а потом сказать: я от этого отрекаюсь. Или наоборот - приобщиться. Вот это уже свободный выбор. Выбор через знание.
- Известно, к детям необходим особый подход. Как вы находите с ними общий язык?
- Да как нахожу... Я сам такой же, как они! Я прекрасно знаю их язык и понимаю, о чем они говорят, знаю темы, которые им интересны.
- Но если им интересны "фабрики звезд"...
- И пускай, поговорим о "фабрике звезд". О людях, которые идут туда, какие у них цели, о современных ценностях, о том, как быть успешным человеком, а потом вспомним, о каких ценностях говорил Мономах. И потом предложить им сделать свой выбор, пусть аргументируют. Если понравился Мономах, уже хорошо. Пусть полемика возникнет...
- Долго ли собираетесь работать в сельской школе?
- Не знаю. Не ставил перед собой задачу продержаться. Сейчас я на своем месте, и детей мне жалко было бы оставлять. В общем, хочу работать только здесь, на этой земле.
- Почему?
- Потому что я ее люблю.