Взгляд у наших реформаторов, как известно, цепкий. Дошла очередь и до календаря - поправлять его решили с праздников. Комитет Госдумы по труду и социальной политике озаботился на днях идеей переписать соответствующий регламент в федеральных законах.
Собственно, формальными зачинщиками этого выступили сами парламентарии - представители трех из квартета крупнейших фракций. Они, правда, в своей инициативе оказались отчасти солидарны с мнением другого квартета - представителей традиционных для нашей страны вероисповеданий, объединившихся в Межрелигиозный совет России. Разница в том, что клерикалы в отличие от светских деятелей дружно ополчились против одного праздника - отмечаемого 7 ноября Дня согласия и примирения. Думцы же предлагают упразднить еще и День Конституции.
С последним все обстоит намного проще. Во-первых, этот праздник в нашей стране довольно-таки "плавающий": его не единожды переставляли с одного числа на другое. Тем более что и сама Конституция, как любят с некоторых пор подчеркивать наши передовые политики, не икона - чего ж тогда перед ней особо благоговеть. Отменить совсем 7 ноября ни у кого пока не хватало духу. В том числе и потому, что дата эта очень уж столпообразная - веха, обозначающая смену старой империи новой. В общем, величия российской державы, по сути-то, ничуть не умаляющая.
Вот и священные особы вкупе с думцами столп этот предложили не снести, а несколько подвинуть. Давайте, говорят те и другие, праздновать не 7, a 4 ноября - годовщину освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Мол, 7 ноября можно считать началом гражданской войны, а 4-е, напротив, символизирует преодоление Смутного времени. Подозреваю, что на оба этих аргумента найдется много возражений у профессиональных историков. Меня же озадачило еще и другое: День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского и без того уже входит в систему государственных праздников. Это официально один из дней воинской славы России. И, кстати, в действующем календаре помечен красным, ибо по нынешнему закону праздноваться должен... 7 ноября!
Поэтому как-то нелепо прозвучало утверждение Межрелигиозного совета России о том, что страна, мол, сегодня не отмечает ни одной знаменательной даты из истории России до 1917 г. Равно как и высказывание одного из православных деятелей этого органа: "Мы были бы очень счастливы, если бы это предложение никого не огорчило и никого бы не поставило в положение конфронтации и борьбы, но чтобы оно всех объединило". А день 7 ноября, дескать, может остаться в календаре памятной датой нашей истории.
В обоснование такого шага представители отечественного духовенства не нашли ничего лучшего, кроме как повторить известные тезисы светской власти. Идет, напомнили они, террористическая война против всего народа. Цель ее - породить хаос и неверие. А мы (то есть народ) должны в ней победить и сможем этого добиться, если будем едины. Речь, получается, идет о всеобщей мобилизации. На таком фоне уместно было бы лишь отменять праздничные выходные, а не сдвигать один из них чуть в сторону. Тем более что подноготную такого замысла волей-неволей выдает еще один объединивший священников с парламентариями довод: 7 ноября, мол, - это всего лишь повод для бузы краснознаменной оппозиции. А прочая же публика в тот день, дескать, не празднует, а просто отдыхает.
Вот и ищите в стране после таких инициатив согласия и примирения... Пусть даже с дополнительным выходным, которым "сдобрили" свои прожекты федеральные законодатели. Еще не поздно, впрочем, оставить пусть не оба "проштрафившихся" праздника, но хотя бы 7 ноября на застолбленном этой датой месте. Если кому-то в реформаторском порыве очень не хочется отмечать в означенный день именно праздник согласия и примирения, есть повод другого рода. Именно 7 ноября (кстати, ровно 100 лет тому назад) в России открылся первый "приют для опьяневших", или, по-современному, вытрезвитель. И вряд ли надо объяснять, какое отношение это событие имеет к истории политической. В нашем Отечестве, как хорошо известно, смуты на трезвую голову не ладятся.