В редакцию, в адрес "Православного Подмосковья", пришло письмо от Лариной Валентины Георгиевны. Наша читательница из города Чехова пишет: "Узнала, что к вам можно обратиться и получить ответ на любой вопрос по православной тематике, а у меня такие вопросы имеются". Валентина Георгиевна, наша уважаемая читательница, предложила эти вопросы, но на странице сегодняшнего выпуска мы ответим ей и другим читателям на те из них, что связаны с поминовением усопших христиан. Читательница спрашивает: "Сколько родительских поминовений в году? Может быть, - пишет она, - вы назовете православную литературу, где будет все ясно и подробно изложено. И где ее можно купить?"
Этот вопрос читательницы мы выбрали в связи с тем, что через неделю, в субботу, 6 ноября, Святая Церковь призовет своих чад к особой молитве за усопших христиан. Этот день поминовения, один из нескольких в году, носит название Димитриевской субботы.
Наша Церковь постоянно приносит Господу моление за усопших. Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву. За ежедневным богослужением - вечерним, утренним и дневным - непременно в той или иной форме, кратко или пространно совершается поминовение христиан, покинувших земной мир.
В церковном году есть две вселенские родительские субботы. В эти дни заупокойные моления усиливаются. Время этих родительских суббот подвижно. Одна из них бывает перед воскресеньем, называемым Мясопустной неделей, а другая - перед воскресеньем, называемым Пятидесятницей. Два важнейших воскресенья года связаны с Великим постом и Пасхой, а потому подвижны. Соответственно и поминовения, совершаемые за два дня перед началом Великого поста и на сорок девятый день по Пасхе, перед праздником Святой Троицы, тоже в каждый конкретный год приходятся на разные дни календаря. Заупокойная служба, наполненная особыми прошениями и песнопениями, одна и та же для обеих этих родительских суббот.
По народному преданию, сохраненному, например, в народном стихе о Димитриевской субботе, поминовение усопших в субботу перед 8 ноября установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовском поле в битве с Мамаем 21 сентября 1380 года. Но обычай осенних поминок был у славян и других народов еще в глубокой древности. С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, совершенствует, возвышает. Церковные историки полагают, что после важнейшей для нашей страны освободительной битвы (в будущем году мы будем праздновать 625-летие со дня победы в ней), великий благоверный князь Димитрий Донской, совершив в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве христолюбивых воинов православных, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время "память творити, кто сложил голову свою", защищая Отечество наше, установил ежегодное поминовение павших на поле Куликовом в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского, то есть перед 8 ноября. Этот святой был покровителем Димитрия Донского. С тех времен Димитриевская суббота бывает в субботний день, ближайший к 8 ноября. Народы Руси с древних времен считают Димитрия Солунского своим всеобщим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов".Они не сомневались, что именно этот святой ратоборствовал против Мамая. Данные убеждения отражены в народном эпосе.
Итак, есть в церковном календаре еще один поминальный день - Димитриевская суббота.
Есть в году и другие дни особого поминовения усопших. Это и субботы некоторых седмиц Великого поста; Радоница; поминовение усопших воинов, совершаемое 9 мая. О том, когда они бывают в каждом конкретном году можно узнать из церковного календаря. С 3 по 8 октября текущего года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В одном из его итоговых документов - "Определение Собора о вопросах внутренней жизни РПЦ" - обращается внимание и на издаваемые ныне календари. На прошедших строгую экспертизу богословской литературе и церковных календарях Издательскому Совету предоставлено право ставить гриф "Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви". Собор напомнил, что официальным календарем РПЦ является календарь, издаваемый Издательским Советом. Прочие должны согласовываться с официальным изданием. Надо приобретать именно такую литературу; из нее можно узнать точные ответы на вопросы, интересующие нашу читательницу. Найти эту литературу не сложно. В последние годы православное книгоиздание продолжает динамично развиваться. В столице и в Подмосковье при наших монашеских обителях и храмах всегда есть такая православная литература. Церковный календарь на 2005 год, выпущенный Издательским Советом Русской Православной Церкви, можно без труда приобрести уже сейчас.
Адрес для корреспонденции:
электронный - aleksandr_butrin @ mail.ru
для писем - 143900, г. Балашиха-8, Леоновское шоссе, 2, Преображенская церковь, "Православное Подмосковье"