Вязовский казак творит историю края
В комнате простого деревенского дома стоит собор иконы Казанской Божией Матери, который раньше возвышался в центре Оренбурга. В годы гонений на Церковь этот собор взорвали. А на полке напротив горят купола Преображенского собора, место которого в Оренбурге сейчас занимает трансформаторная подстанция. Рядом опять купола - Георгиевская церковь. Это от ее стен когда-то Емельян Пугачев палил из пушек по Оренбургу. Теперь на том месте пролегла одна из центральных улиц города.
Все эти макеты, выполненные с максимальной точностью, сделал Михаил Петрович Мастрюков, житель оренбургской деревни Вязовка. Макеты храмов - лишь небольшая часть экспонатов домашнего музея Мастрюкова. Все, с чем сталкивала его жизнь, так или иначе отразилось в его творчестве. К примеру, учеба в Институте железнодорожного транспорта и годы работы, связанные с "железкой", обернулись макетом первого паровоза, пришедшего на оренбургскую землю ровно 100 лет назад. А в декабре этого года исполнится век тепловозоремонтному заводу Оренбурга. Его руководство заказало Михаилу Петровичу макет тепловоза, который планирует приобрести у мастера вместе с паровозом. Служба на флоте, любовь к морю вылились в двухметровый макет "Варяга". Знаменитый корабль получился удивительной красоты. А еще есть макет парусника "Святая Елена".
Когда-то Мастрюковы, как и большинство семей оренбургских казаков, занимались в основном скотоводством. Но вот по распоряжению свыше было приказано им заняться землепашеством. Прадеду Михаила Петровича как самому известному мастеровому поручили соорудить мельницу. Вскоре на нее потянулись обозы с зерном со всей округи. Мельница верно служила свои хозяевам и окрестным казакам не одно десятилетие. Пока в 30-е годы прошлого столетия не началась борьба с казачеством. Их высылали целыми семьями, полностью лишая имущества. Так случилось и с родителями Михаила Петровича. Их выслали на Север, в болота. К тому времени в семье Мастрюковых были четверо детей - три дочери и сын. На новом месте из них не выжил никто. Когда хоронили последнюю, Танюшку, отец, православный казак, отрекся от Бога. Но жизнь берет свое. В 1936 году родился Михаил, а после еще один сын. Эти уже были местными, адаптированными к суровым северным условиям. Там и выросли. Вернуться в Оренбуржье Мастрюковым позволили только в 1955 году.
Из прожитых на Севере лет больше всего запомнились Михаилу люди. Кого только не было среди ссыльных: купцы, академики, военные, ученые, политические деятели, артисты. Особенно любили мальчишки профессора Новицкого, ученого-медика, который нередко собирал их на поляне, усаживал под деревьями, а сам, стоя за пеньком, рассказывал им массу интересного о науке и людях науки.
Вероятно, от него и перенял Михаил Петрович умение доходчиво и образно объяснять свою мысль. Это пригодилось ему много лет спустя, когда Мастрюков по окончании Института железнодорожного транспорта преподавал в профильном ПТУ, а после, устав от городской жизни, уехал в деревню учительствовать. Он выбрал на карте Вязовку, потому что она располагалась недалеко от того места, где некогда стояла мельница его прадеда.
- Деревня - не город. Там особо не выясняют, по какому профилю ты имеешь образование. Раз окончил вуз - преподавай. Мне достались аж шесть предметов, - говорит пенсионер.
Независимо от того, какой это предмет, детям необходимо давать понять, для чего именно нужно его изучение, убежден Мастрюков. Сам он именно так и делал. К примеру, преподавал физику. За это время вместе с ребятами изготовил огромное количество различных самоходных машин, вполне способных облегчить тяжелый крестьянский труд.
А еще Михаил Петрович пишет картины. Пейзаж, как правило, берется с натуры, а вот сюжет художник придумывает сам. На одной изображена речушка, на ее берегу стоят три казака, которым посланец оренбургского губернатора вручает грамоту с распоряжением основать на этом месте форпост. Вот так в позапрошлом веке и была основана Вязовка. А те три казака - основатели здешних коренных родов: Кривохижиных, Печеркиных и Марковых. Вязовским мальчишкам, носящим такие фамилии, художник рассказывает об их предках.
Многое мне довелось увидеть в сельском доме Михаила Мастрюкова. А у него еще тьма планов. Одновременно берется за несколько вещей - мастерит, рисует, конструирует. Как магнитом тянет к нему вязовскую детвору. Таких ветряных каруселей, какую построил он в деревне, - с персонажами сказок, животных, птиц - даже в городе не сыскать. Ну а зимой у Мастрюкова и вовсе диво-дивное. Из снега он лепит огромное количество фигур - вот уж поистине: "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит"... Одни персонажи запряжены в им же изготовленные чудесные сани, другие на облучке примостились, третьи словно специально из русского фольклора пришли, чтобы сопровождать детвору во время зимних забав.
Михаил Мастрюков привечает ребятишек, рассказывает им об истории села, истории казачества. Он - один из последних казаков в Вязовке. Бережно хранит форму, по праздникам надевает. И мечтает удивить всех еще одним своим произведением. Каким - пока не рассказывает: с годами, как сам говорит, суеверным стал, боится сглазить.
Оренбург