Главная >> 5 >> 16

И войдет Царь Славы

В прошлом выпуске "Православного Подмосковья" мы рассказывали о торжествах, которые состоялись на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Свято- Троицком Ново-Голутвине монастыре города Коломны. Тогда, 14 октября, на праздник Покрова состоялось еще одно замечательное событие, отражающее саму суть этого церковного торжества. Как свидетельство благодатного Покрова, который Царица Небесная распростерла над Подмосковьем, служит его нынешнее духовное возрождение: в день праздника произошло долгожданное Великое освящение Покровской церкви села Пехра-Покровское Балашихинского района. А через два дня, 17 октября, такую же духовную радость испытали и жители поселка Новь Одинцовского района, - здесь, в отличие от села Пехра-Покровское, храма никогда не было.


Издавна наши предки строили прекрасные храмы и писали замечательные иконы, посвященные Пресвятой Богородице - святому ее Покрову. Веками православные люди обращались к Всеблагой заступнице со словами: "Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, моляши Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша". Все православные знают, что Покров Пресвятой Богородицы празднуется 14 октября. Еще задолго до празднества люди живут в трепетном ожидании этого чудного торжества. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы Балашихинского благочиния Московской епархии в старинном подмосковном селе Пехра-Покровское (Луки но) известна с XV столетия. Свидетельство тому мы находим в Троицком патерике, в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, замечательного подвижника и молитвенника Собора Радонежских святых - святых Лавры Преподобного Сергия. Будущий святитель родился на нашей земле, в селе Пехорке (Пехра), в семье священника. С детства он хотел стать иноком и расстаться с миром, но родители уговорили его вступить в брак. Через год супруга его умерла, Серапион принял монашеский чин и стал священником при Покровском храме, заняв место своего престарелого родителя. Вскоре, после кончины последнего, он покинул родные места и ушел в Успенский Дубенский монастырь, где братия избрала его строителем обители. Известия о его высокой духовной жизни дошли до Великого князя и митрополита, по воле которых в 1493 году


Серапион стал игуменом Троице-Сергиева монастыря. В 1506 году Серапион архиерейским Собором был посвящен в архиепископа Новгородского. Последние годы жизни святитель провел в Троице -Сергиевой обители. Там же он и скончался и был погребен в марте 1516 года. Нетленные его мощи покоятся под спудом в построенной еще в XVI столетии так называемой Серапионовой палатке.


Первое документальное упоминание о деревянном Покровском храме относится к первой четверти XVII столетия. На рубеже следующего века земли вдоль Стромынки приобрел А. Д. Меншиков. Село Покровское тоже перешло в его руки. Здесь "полудержавный властелин" построил "Алексеевский" дворец в честь царевича Алексия. В начале девятнадцатого века кирпичи здания дворца пошли на строительство каменного Покровского храма. Инициатором строительства каменной церкви взамен обветшавшей деревянной стал священник Симеон Муравьев. За сохранение церковных ценностей во время


Отечественной войны 1812 года он был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте. Благословение на строительство, как и на разборку обветшавшего дворца и прилегающих построек, были получены от святителя Филарета Московского. Храм, созданный по проекту О. И. Бове, радует и людей третьего тысячелетия, неторопливо продвигающихся в плотном потоке автомашин по нынешнему Щелковскому шоссе. Но так было не всегда...


Богоборцы минувшего века разграбили, закрыли церковь, а затем начали использовать не по назначению, одновременно искажая и уродуя ее великолепие. Разграбление храма началось еще в 1922 году. "В пользу голодающих" из старинной церкви были изъяты храмовые ценности, конфискованы серебряные ризы с икон, кресты, лампады, кадила, оклады с Евангелий - всего 1 пуд 4 фунта 16 золотников. Надо заметить, что сельчане как могли отстаивали свои святыни: сохранились их письма в органы власти, а также сведения о том, как сурово наказала эта безбожная власть крестьян, защищавших свой храм.


Но скажем еще несколько слов о жизни Покровской церкви в Пехре накануне революционной бури 1917 года. В начале двадцатого века, "ввиду крайней тесноты теплого храма, не вмещающего, особенно в великие праздники, всех богомольцев" Покровскую церковь значительно расширили - пристроили к существующему зданию два каменных придела. В 1909 г. настоятелем храма был назначен священник Николай Воздвиженский. Его главной заботой было духовное просвещение: он преподавал Закон Божий в приходских и земских учебных заведениях, организовал приходскую библиотеку. Помогал отцу-настоятелю диакон Димитрий Сахаров. Как и батюшка, он имел грамоты Святейшего Синода и епархиального"начальства" за ревностное и усердное преподавание Закона Божьего". Приход развивался и креп: прихожанами были крестьяне села Покровского и соседних деревень (более пятисот дворов), рабочие близлежащих фабрик, владельцы имений (таких имений в округе было три, они принадлежали богатым купцам и фабрикантам). Один из помощников старосты, купец М. И. Галкин построил в 1910 году для причта два новых деревянных дома.К храму были приписаны две часовни. Древнее село перед вторжением в него незваных разрушителей жило насыщенной духовной жизнью.


Долгие десятилетия пребывал храм в духовном запустении. Особенно пострадал он после того, как его передали после Великой Отечественной войны ОСВОДу: тяжелые станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости; колокольня была снесена еще в 1930-е годы. Тогда вместо крестов Божьих над куполами реяли красные знамена богоборцев. Это называлось "придать зданию некультовый вид".


К концу XX столетия от храма и в самом деле почти ничего не осталось, но верующие не сомневались - наступит день, когда начнется его возрождение. В 1992 году появилась возможность для организации общины верующих, был назначен настоятель храма - тогда студент Московской Духовной Академии священник Георгий Кулемин. Но реставрационные работы, трудоемкие "сами по себе, начать было непросто еще и потому, что бывшие пользователи не спешили освобождать храм и церковную территорию. Верующие постоянно собирались возле здания церкви, настоятель служил молебны, и наконец бюрократическая волокита закончилась - община смогла войти в храм. Начался длительный период восстановления святыни. Не секрет - реставрировать, воссоздавать разрушенное и обезображенное несравнимо труднее, чем строить такое же новое. Но ведь очень важно до последних деталей восстановить историю, соединить "веков связующую нить" - прерванный процесс духовной


Долгие десятилетия пребывал храм в духовном запустении. Особенно пострадал он после того, как его передали после Великой Отечественной войны ОСВОДу: тяжелые станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости; колокольня была снесена еще в 1930-е годы. Тогда вместо крестов Божьих над куполами реяли красные знамена богоборцев. Это называлось "придать зданию некультовый вид".


К концу XX столетия от храма и в самом деле почти ничего не осталось, но верующие не сомневались - наступит день, когда начнется его возрождение. В 1992 году появилась возможность для организации общины верующих, был назначен настоятель храма - тогда студент Московской Духовной Академии священник Георгий Кулемин. Но реставрационные работы, трудоемкие сами по себе, начать было непросто еще и потому, что бывшие пользователи не спешили освобождать храм и церковную территорию. Верующие постоянно собирались возле здания церкви, настоятель служил молебны, и наконец бюрократическая волокита закончилась - община смогла войти в храм. Начался длительный период восстановления святыни. Не секрет - реставрировать, воссоздавать разрушенное и обезображенное несравнимо труднее, чем строить такое же новое. Но ведь очень важно до последних деталей восстановить историю, соединить "веков связующую нить" - прерванный процесс духовной жизни в стране. В решение столь грандиозной задачи каждый восстановленный православный храм вносит свою лепту.


...Прошли годы напряженных трудов общины Покровской церкви села Пехра-Покровское, и настал день освящения возрожденной церкви архиерейским чином, день Великого освящения. По Уставу Православной Церкви перестроенные храмы и храмы, оскверненные использованием их не для богослужебных целей, подлежат полному освящению.


Чин Великого освящения содержит священнодействия, сближающие его с таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, становится вместилищем святыни. В престольный праздник Покровской церкви чин ее Великого освящения по благословению Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, совершил викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий.


Есть в чине освящения особенно трогательный момент: когда архиерей, сопровождаемый сонмом верующих и духовенства, завершает Крестный ход, он останавливается пред закрытыми дверями церкви, и возглашает: "Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врага вечная, и внидет Царь Славы!" Находящиеся в церкви певчие, уподобляясь ангельским силам, троекратно вопрошают: "Кто есть сей Царь Славы?" И святитель, держащий над своей главой дискос с мощами Божьих угодников, громко читает молитву, в которой просит Бога утвердить до скончания веков обновленный храм для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троицы. Затем, отвечая на ранее прозвучавший вопрос, возглашает: "Господь сил, той есть Царь Славы!" Двери церкви отворяются, святитель проходит в алтарь и вкладывает святые мощи в ковчежец в основание престола. Поскольку в этот день освящали все три престола храма, то святые мощи поместили, кроме центрального Покровского, еще в Ильинский и Успенский приделы. Затем в освященном храме была совернена Божественная литургия.


По окончании первой службы в обновленном храме Владыка Григорий обратился с поздравительным словом к настоятелю храма протоиерею Георгию Кулемину и к благотворителям, чьим жертвенным трудом стало возможно это торжество. За труды по возрождению Покровской церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй удостоил настоятеля и благотворителей высоких наград: орденов и медалей Русской Православной Церкви. После богослужения архиепископ Григорий посетил среднюю школу N 17, расположенную неподалеку от Покровского храма. Учащиеся этой школы, кроме основных предметов, изучают Основы Православной культуры. Они устроили в честь праздника замечательный концерт.


А через два дня, 17 октября, такую же духовную радость испытали и жители поселка Новь (Барвиха) Одинцовского района, - здесь, в отличие от балашихинской земли, храма не было.


По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий освятил новопостроенный храм святого благоверного князя Вячеслава Чешского. Владыке Григорию сослужили благочинный церквей Одинцовского округа архимандрит Нестор (Жиляев), благочинный церквей Богородского округа протоиерей Михаил Ялов и настоятель Троицкого храма в поселке Назарьево священник Виктор Васильев. Выпускник Коломенской Духовной семинарии священник Максим Еремкин был представлен Владыкой в качестве нового настоятеля храма святого Вячеслава.


Строитель храма Вячеслав Агаджанов был удостоен Святейшим Патриархом орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. От имени митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Григорий поблагодарил всех потрудившихся в деле созидания храма и пожелал новому настоятелю стать духовным наставником прихожан, чтобы храм стал местом очищения и освящения человеческих душ Благодатью Божией.


Так в эти осенние дни Царь Славы, Господь, вошел в еще один "небоподобный дом" - новый храм на одинцовской земле.


После богослужения владыка Григорий посетил Православный социально-культурный центр при Гребыевском храме Одинцово: встретился с преподавателями и учащимися воскресной школы, воспитанниками приюта, с руководством и сотрудниками Православного центра.