Главная >> 5 >> 16

КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ

В юбилейный год 50-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне был принят Федеральный Закон "О днях воинской славы (победных днях) России" N 32-ФЗ от 13 марта 1995 года, впервые после 1917 года восстановивший исторические, культурные, религиозные хронологические традиции празднования памятных дат русского оружия от Ледового побоища до Бородинского сражения.


ОДНАКО в январе-ноябре 2003 года Государственная Дума третьего созыва приняла поправки к данному закону, в которых дни воинской славы России XIII-XIX веков пересчитаны по правилам Григорианского календаря, как будто бы Россия жила в то время не по своему национальному российскому Юлианскому календарю (который имеет свое правило пересчета дат на новый стиль), а по западноевропейскому Григорианскому календарю. Госдумовские поправки, опираясь на рекомендации идеологов календарной практики советского периода, отвергавших духовно-историческую значимость нашего прошлого до 1917 года, утратив связь с отечественной культурной традицией, вновь искажают достоверность дней воинской, славы России, выхолащивают то духовное содержание памятных дат, которое было на момент события и вдохновляло наш народ на сокрушение врагов.


К чести Совета Федерации следует сказать, что поправки им были отклонены. Предки наши для себя и для нас, своих потомков, отмечали дни побед не только в летописях, но воплощали их в каменных святынях -храмах и часовнях - в честь православного святого или праздника, в день памяти которых произошла победа. Например, Полтавское сражение свершилось 27 июня по национальному российскому Юлианскому календарю (10 июля по ныне действующему Григорианскому календарю), в день памяти Преподобного Сампсона Странноприимца. В честь знаменательной победы был сооружен Сампсониевский собор (архитектор В.В.Растрелли) в Санкт-Петербурге (восстановленный в ноябре 2003 года после многолетнего осквернения) и одноименный собор в Полтаве.


Однако Госдума прошлого созыва предложила отмечать Полтавское сражение 8 июля, в результате чего искажается истинный день победы и великолепный Сампсониевский собор перестает быть памятником воинской славы, как это задумал Царь Петр Великий. Сооружая храмы-памятники в честь победных дней, Царь Петр Великий, известный как радикальный реформатор, в данном случае продолжил традиции Православной Руси и ее столицы - Москвы.


Наш известный архитектор Михаил Петрович Кудрявцев (1938-1994) оставил нам замечательное творческое наследие, в котором воссоздал московскую каменную летопись воинской славы России. После многолетнего разрушения и осквернения храмов-памятников в честь побед русского оружия его труд является той самой связующей нитью, помогающей нам обратиться из "Иванов, не помнящих родства" в Народ. О содержании этой летописи рассказывает в кратком обзоре архитектор Татьяна Николаевна Кудрявцева.


Москва стала столицей в самую тяжелую пору - время монголо-татарского нашествия. Приняв в себя беженцев из разоренных городов и сел, маленький город рос, укрепляя свою военную силу, и постепенно превратился в щит Русской Земли, а затем и ее меч. Победа на Куликовом поле окончательно выдвинула Москву на передний край борьбы с врагом. К XVII веку московское войско занимало большую часть города. По данным С.К.Богоявленского, в середине XVII века в Москве пребывало 35-40 тысяч воинов - примерно треть общерусского войска. Военная символика раньше других появилась в Москве. С течением времени разрозненные элементы военной символики объединяются в стройную систему и превращаются в огромную градостроительную структуру - памятник воинской славы России.


Градостроительную среду этого памятника составляло поселение московского войска. В черте Белого города (ныне -Бульварное кольцо) жили родовитые воины - крупные военачальники (бояре, воеводы), титулованная и дворянская конница. В границах Скородома (ныне - Садовое кольцо) располагались слободы конных и пеших стрельцов и пушкарей со своими слободскими храмами и съезжими палатами. Слободы сосредотачивались при 12 воротах, выводящих на основные дороги, по которым мог вести приступ неприятель, и образовывали четыре зоны рассредоточения войска: с севера, юга, востока и запада. Вся система напоминала по форме равноконечный крест.


В центре столицы мемориал воинской славы состоял из трех основных частей:


1 - укрепленные монастыри и городские крепостные стены, не раз отражавшие врага;


2 - войсковые приказы (Стрелецкий, Пушкарский и другие) во главе с Разрядным приказом в Кремле;


3 - обетные храмы - памятники побед.


Храмы и монастыри объединяются в группы памятников, посвященных одной войне. Каждое сооружение отмечает какое-либо событие войны и связано с датой этого события своим посвящением. Комплекс памятников воинской славы был огромным не только по величине, но и по охвату исторического периода жизни страны, отраженного в нем - с XIII по XIX века - 700 лет! Большое количество храмов Москвы связано с периодом борьбы с Ордой: событиям до Куликова поля, Куликовской битве и тому, что после нее. В память о битве на реке Воже в 1378 году строится монастырь: "А бой был месяца августа в II день. Того же лета Преподобный Сергий поставил монастырь на Стромыни".


(по материалам картотеки архитектора М.П.Кудрявцева и его книг). (Продолжение следует.)