10 октября в Курске завершился Второй Всероссийский открытый конкурс вокальной музыки имени Г. Свиридова.
Георгий Васильевич Свиридов говорил: "Всякий талант есть золото независимо от размера своего - слиток это или крохотное колечко". А здесь - целая галерея талантов! 59 участников конкурса - лучших певцов из 28 российских регионов, а также из Украины, Белоруссии и Южной Кореи -это совсем немало. Пространным в географическом отношении выглядит и список победителей: первую премию присудили двум басам -Андрею Антонову (Самара) и Петру Мигунову (Петербург).
Конечно, творческая атмосфера на конкурсе подогревалась тем, что он проходил на родине великого русского композитора, недавнего нашего современника, чьим именем назван конкурс. Портрет Г. Свиридова стоял на сцене. Георгий Васильевич глядел в зал, вдохновляя исполнителей и публику.
Вообще-то конкурс начался на самом деле не в Курске, а в Москве, причем весьма торжественно - в Оружейной палате Московского
Кремля. В ознаменование начала Второго Всероссийского конкурса имени Г. Свиридова 21 сентября здесь состоялся концерт, организованный Фондом Ирины Архиповой и Международным союзом музыкальных деятелей. В программе - вокальные сочинения Георгия Свиридова. И уже на этом концерте начались откровения, которыми всегда богаты любые начинания под свиридовским флагом.
Итак, Аида Ипполитова, сопрано. Солистка Нижегородского оперного театра, лауреат 1-й премии на Первом вокальном конкурсе имени Г. Свиридова. Поразительная глубина, естественность и, я бы сказал, неповторимые голосовые данные. Сама говорит: "Певческий голос -это триединство: душа, дарование и тело". Это православный голос в высшем смысле слова - несуетный, о чем бы она ни пела. Русский голос.
Екатерина Алабина, меццо-сопрано. Лауреат международных конкурсов, солистка Саратовской государственной филармонии. На концерте в Оружейной палате поразила особенной проникновенностью исполнения. Нередко выступления вокалистов по своему антуражу несколько старомодны (именно поэтому они столь популярны у пародистов), консервативны.
Стиль-то старинный, от оперы и усадьбы! А у Е. Алабиной - именно применительно ко всему вокальному жанру в целом - виделся призрак исполнительского будущего, присутствовал некий сокровенный нерв. Она заставляет слушателей переживать вещь, которую исполняет, очень ярко и глубоко.
Лишний раз довелось подивиться мужеству и подвижничеству Ирины Константиновны Архиповой, которая, недавно перенеся болезнь, все-таки нашла в себе силы приехать на конкурс и председательствовать в жюри. Помимо нее в состав жюри из восьми человек входили корифеи пения - Александр Ведерников, Владислав Пьявко, Мария Биешу - живая классика!
Очень важно, что это уже второй по счету конкурс (то есть традиция определилась). Важно и то, что он проходит именно в Курске, а не в столицах. Я не признаю слово "провинция" , полагая, что провинция -это, в сущности, и есть Россия. Как в связи с этим не вспомнить слова поздравительной телеграммы конкурсантам Валентина Распутина: "Пусть здесь, на Родине Георгия Васильевича, под сенью его духа вылепятся новые удивительные голоса и обретут крылья, чтобы прозвучать на всю Россию. Пусть чистая и светоносная дорога русской песни устремится отсюда во все наши города и веси".
Нельзя не отметить подвижнического участия курян в организации и проведении этого мероприятия, в первую очередь президента Курского отделения Национального Свиридовского фонда Леонида Марченко. Вообще Курск - город талантов: поразило искусство звонаря Знаменского собора, созидавшего в праздник Коренской иконы колокольные композиции чуть ли не симфонического размаха; творчество курского художника Владимира Парашечкина - автора великолепных картин серии "Губернский Курск"; звучание замечательного хора под управлением курянина Евгения Легостаева.
Г. Свиридов говорил: "Я не знаю, каким будет музыкальное искусство в XXI столетии, но так или иначе это будет век песни". Вопрос - какой песни? Каким быть, например, вокальному академическому жанру? После курского конкурса осталось ощущение полнейшей его бессмертности. Но общий певческий ореол нашего века слишком уж разнится с классическим вокалом...
Как найти верную передачу слова через пение? Как достичь ясности передачи смысла, содержащегося в поэтическом слове, и не упустить при этом главного - красоты музыки? Все эти тайны разгадывают молодые певцы России, да и всего мира. Потому что "серьезный" певческий жанр вечен.