Здесь очищаются душа и помыслы
Есть места, которые, увидев раз, не забываешь на протяжении всей жизни. И хочется туда вернуться неоднократно, если не личным присутствием, то хотя бы памятью. К таким относится древний монастырский комплекс Сахарна. Точной даты его основания никто не знает. Самой старой его составной является скальный монастырь, который появился, скорей всего, одновременно с зарождением в наших краях монашества. В старых хрониках значатся IX, XII века, в других документах упоминаются XV и XVII столетия. Вероятнее всего, эта святая обитель вписывается в традиционные скальные монастыри, которые испокон века обустраивали монахи в недоступных местах на скалистых берегах Днестра. Помнится, напротив села Токмэжиу Григориопольского района в "стенке" тоже была вырыта келья и называли ее "норой монаха".
Вот что пишется в сборнике "Монастыри Бессарабии" , вышедшем в Кишиневе в 1919 году под редакцией архимандрита В.Пую про святую обитель Сахарна: "Этот монастырь находится на берегу Днестра в 45 километрах от Орхея. Расположен он в ущелье между тремя узкими и очаровательными долинами, окруженными скалистыми горами.
В этом же ущелье к западу от монастыря раньше был скит, именовавшийся Городище со скальной церквушкой "Благая весть" и несколькими кельями, неизвестно кем вырытыми. Году в 1776 иеромонах Варфоломей, прибыв из России с несколькими братьями и монахами и найдя скит пустым, отремонтировал церквушку и кельи, в которых они и расположились. Позднее, с помощью местного помещика Енаке Хрисоверги Лазу, скит был наделен 200 десятинами земли. В 1818 году, во времена старца Паисия, началось строительство большой летней церкви, домов, расположенных возле нее... Завершилось оно в 1821 году при старце Тарасии, и церковь была освящена в день Святой Троицы митрополитом Молдовы Вениамином..."
Мы прибыли в Сахарну, когда солнце клонилось к закату. Его лучи, перед тем как попрощаться со светлым днем, ласкали листву деревьев. Казалось, что изумруд смешали с золотом и яшмой: желтый цвет плавно переходил в пурпурный в обрамлении зеленого. В ансамбле с сине-голубым небом окружающее составляло неописуемой красоты картину. Воздух здесь был прозрачен и чист и непередаваемо вкусен. Нашему появлению никто не удивился: в этот день мы были здесь не первыми, но, скорей всего, и не последними: каждый день заповедник Сахарна и монастырский комплекс посещает множество туристов, но еще больше паломников.
- Вы, наверное, захотите посмотреть скальную церквушку, - сказал нам секретарь монастыря иеромонах Паисий и протянул ключи.
Дорога к храму вела через деревянный мосток (внизу, метрах в десяти, журчал, сбегая по камням, ручей), потом переходила в узкую тропинку: с одной стороны крутой склон горы, с другой - глубокая пропасть. Казалось, малейший неверный шаг - и полетишь вниз. Но, как свидетельствуют очевидцы, никто до сих пор не оступался. Несмотря на то, что тропинка вела в гору, усталости не ощущалось. Наоборот, чувствовался прилив сил, и доселе с трудом передвигавшиеся ноги будто сами спешили к храму. Вот келья для отшельников, видать, потому, что место есть лишь чтобы преклонить колени; подсвечники и образа... А вот и церквушка, врытая в скалу. Горящие свечи, лики святых и тишина. Здесь посещают мысли только о высоком, очищается душа и сливаются столетия. Кажется, что рядом стоят и молятся старец Варфоломей, проживший десять лет в скальном монастыре, а затем решивший построить новую святую обитель, иегумены Паисий, Тарасий, Онисифор, Герасим, преподобный Макарий, служившие и жившие здесь в разные века и времена.
Легенда гласит...
Скальная церковь - не самая высокая "точка" монастырского комплекса: на скале Гримидон возвышается небольшая церквушка. Об истории ее возникновения ходят легенды. К примеру, рассказывают, что когда старец Варфоломей, проведший 10 лет в скальном монастыре, решил построить новую святую обитель, ему было видение. Как-то, будучи на вершине самой высокой горы, ему явилась Богородица и наказала монастырь строить не там, где он наметил, а между тремя долинами. Свидетельством тому, что это было не просто видение, является след ступни, оставленный Богородицей в камне. Место, где эта ступня явно просматривается, свято охраняли монахи. А потом, уже к концу ХХ столетия, на том месте была возведена церквушка, которая так и называется "Ступня Богородицы". Она является символом монастыря, и каждый пришедший сюда паломник начинает знакомство со святой обителью с восхождения на скалу Гримидон...
- Монастырь нынче только начал возрождаться, а самый бурный его расцвет приходится на XVIII - начало XIX века, - рассказывает иеромонах Паисий. - В те времена у него было много покровителей, не жалевших средства на поддержку и развитие святой обители. Один из них - Николай Костолуполо, грек по национальности, инженер, у которого здесь был кирпично-черепичный завод. Он и похоронен здесь, на кладбище возле летней церкви.
Новая жизнь древней обители
Судьба монастыря довольно драматична. Он несколько раз из мужского становился женским, а в 50-е годы прошлого столетия вообще был "перепрофилирован" в психбольницу. Новая жизнь в "ранге" святой обители началась с 1991 года.
- Мы не можем сказать, что процветаем, но и не жалуемся - ведь по сравнению с другими монастырями живем сносно, - продолжает свой рассказ Паисий. - Отремонтированы обе церкви и помещения для монахов, богослужения проводятся ежедневно утром и вечером (с 1991 года не было ни дня без святой литургии). Рады, что можем исправно выполнять главное наше предназначение: это молитва и богослужение. Тяжелей с ремонтом и строительством: строим из чего и на что есть. Кое-какие доходы перепадают от экскурсантов и паломников: у нас есть магазинчик, где продаются иконки, крестики и другие символы православной веры.
Посещают Сахарну очень многие, можно сказать, со всех концов света: из Америки, Европы, Азии. Канада, Германия, Италия, Бельгия, Индия, Сирия - это лишь некоторые названия стран, представители которых посетили Сахарну. О ближнем зарубежье - Беларусь, Украина, Россия, Румыния - и говорить не приходится. Туристы приезжают посмотреть, полюбоваться красотами нашего края, а паломники - поклониться святым местам и помолиться.
Кстати, монастырь широко известен еще и потому, что здесь служат молебен по изгнанию из людей злого духа. Проходит этот ритуал каждую неделю, с четверга на пятницу после полуночи. Также проводят здесь молебен во исцеление страждущих.
Отец Паисий с сожалением говорил о том, что сюда приходит много людей, павших жертвой деятельности колдунов, предсказателей и "целителей".- Это говорит о падении менталитета молдаван. Наш народ всегда привлекало все мистическое, но почему-то так сильно стали верить в предсказателей и колдунов особенно во времена атома и сверхскоростей.
Святой Макарий - из этих мест
В Сахарне достопримечательно все, но самое-самое - это то, что здесь есть свой святой - преподобный Макарий Сахарнский, мощи которого (полностью, а не фрагменты) хранятся в главной церкви монастыря. Был он канонизирован в 1995 году.
Родился преподобный Макарий в близлежащем селе Бучушка, и в монастырь пришел в 1900 году в возрасте 12 лет. Своим и родителей старанием был принят в послушники, затем стал монахом, дьяконом, священнослужителем и иегуменом монастыря. После 1930 года Сахарна стала женской обителью, мужчин же перевели в Ново-Нямецкий и Сурученский монастыри. Однако Макарий не мог жить вне этих мест и вернулся в Сахарну, где прожил до скончания дней своих. Похоронен был на сельском кладбище.
В начале 90-х на его могиле начались необъяснимые чудеса: лампада на ней сама зажигалась, земляной холмик потрескался так сильно, что сквозь щели виден был гроб, несмотря на то, что год был дождливым. Тогда монахи местного монастыря, подумав, что негоже их собрату покоиться среди мирян, решили перезахоронить его на монастырском кладбище. Получив на это благословение высокопреосвященнейшего Владимира, начали вскрывать могилу. И очень удивились, найдя нетленными и гроб, и одежды, и останки давно усопшего монаха. Тело его источало приятный запах, называемый священнослужителями запахом святости.
Довольно долго длилась канонизация. В календарь православной церкви это событие вписано 26 мая 1995 года.Как известно, мощи святого обладают целительной силой, поэтому не прекращается поток желающих исцелиться, преклонить колени пред гробом святого и помолиться.
Мы спросили иеромонаха Паисия, как долго длится исцеление души и тела молящихся.
- Иные уже после нескольких служб ходят с просветленными лицами, другие страдают душой долго. Не от страждущих и не от нас, священнослужителей, зависит исцеление, а от Господа Бога.
- И от тяжести греха, наверное...
- Смотря, о каком грехе речь и что вкладывает человек в это понятие. Я преподавал религию в школе и меня часто спрашивали дети об этом. Объяснить так сразу нелегко...
Сам отец Паисий родом из Хынчешстского района. Монашеский сан принял в Сурученском монастыре. Там встретил священника, переведенного из Сахарны. Благодаря ему и попал в этот монастырь. Здесь с удивлением узнал, что его день рождения (26 мая) совпадает с днем канонизации святого Макария Сахарнского.
- Я считаю, что на все воля Божья. Это не мой, в Господень выбор.
Если человек в ладу с самим собой
Церкви, монастыри принято считать обителями, где царят покой и тишина. В Сахарну же прибывают ежедневно потоки туристов и паломников. Особенно много народу собирается на молебен по изгнанию нечистого духа - до 800 человек. Но это не мешает местным священнослужителям и монахам исполнять свой долг. "Можно жить в ладу с собой и с общим миром, находясь в самом оживленном и многолюдном городе, и можно пребывать в смятении, находясь в пустыне, - сказал отец Паисий. - Вы заметили, что монахи не обращают внимания на веселые возгласы туристов? Они сосредоточены на молитве".
Когда мы беседовали с секретарем монастыря, к церкви откуда-то со скал спустился старый монах в сутане с капюшоном и с длинной седой бородой. "Это отшельник, он молился, видать, в скальной келье. Им в день разрешено произносить по семь слов. Они молятся молча" , - сказал кто-то из туристов.
Здесь исцеляют молитвой и... красотой окрестных мест. Потому что всякое смятение души исчезает, когда наблюдаешь творение Господа - деревья, горы, речушку с водопадами и людей, посвятивших себя служению Богу. "Но это сейчас здесь здорово, когда осень золотая, хорошо весной, прелестно летом. А зимой, наверное, тоска" , - подумалось. Будто прочитав наши мысли, секретарь монастыря начал рассказывать про праздники, делая акцент на зимних.
- Зимой у нас не скучно, не тоскливо. Особенно оживленно в праздники - Рождество и на Святого Василия. А на Крещение мы воду святим и раздаем ее людям. В церкви все не помещаются, поэтому проводим этот ритуал во дворе. А затем спускаемся к источнику. Там многие верующие заходят в воду и купаются, даже в самые лютые морозы. И знаете - никто еще не простужался...
Здесь очищаются душа и мысли. Идите к храму - путь к нему, хотя для кого-то и долог, но вовсе не труден. Святая обитель ждет и праведных и заблудших - в будни и праздники. Не прочь принять она и богатых меценатов: по словам местных свяженнослужителей, очень богатые люди сюда не ходят помолиться и просить о прощении грехов. "Те, кто помогают монастырю - крепкие хозяева, люди с достатком, однако богатыми их не назовешь" , - говорил иеромонах Паисий. Богатыми, может быть и нет, а вот добросердечными - наверняка.