Главная >> 5 >> 16

От грифельной доски до компьютера

Школа поселка Горное Лоо готовится к юбилею


МЫ ЛИСТАЕМ пожелтевшие, но хорошо сохранившиеся страницы документов из фондов Архивного отдела администрации Сочи. Занятие это кажется таинственным и почти чудодейственным. Постепенно история нашей школы, школы поселка Горное Лоо, дополняемая свидетельствами многочисленных очевидцев, выстраивается в зримый, почти осязаемый, растянутый на целое столетие образ.


Тяжелой и малопривлекательной для посторонних глаз была жизнь армянских переселенцев из турецкой области Амшен в начале прошлого века. Покинув из-за преследований свою историческую родину, лишившись имущества и крова, они активно обживали новые для себя места на Западном побережье Кавказа, в том числе и в наших поселках, носивших общее название Лоо.


Переселенцы выращивали на арендуемых у местных помещиков плантациях кукурузу, пшеницу, табак, разводили домашний скот, изо всех сил стремились закрепиться на этих новых местах, ставших для них второй родиной. Рядом с армянами в селах Верхне-Русское Лоо и Верхне-Русская Хобза жили русские переселенцы, между ними сразу же установились самые дружеские связи.


Но отношение царской администрации к амшенским армянам, этим трудолюбивым и скромным людям, преобразившим своим самоотверженным трудом считавшиеся малопригодными для сельского хозяйства земли, было сложным. Им отказывали в российском подданстве, один за другим издавались циркуляры, предписывавшие ам-шенцам покинуть обжитые уже поселки и переселиться назад в Турцию. Правда, исполнение этих циркуляров постоянно откладывалось.


Именно в такой обстановке в селе Верхнее Лоо в 1904 году на средства, собранные самим населением, была построена и открыта первая школа. Справка об этом замечательном для нас событии была любезно предоставлена руководителем сочинского городского архива И.А. Тверитиновым. Первым учителем в школе, по свидетельству местного краеведа, бывшего учителя Вар-тана Кегеяна, был Григор Малхасян.


Вообще же, учителя, труд которых оплачивался крестьянами сельхозпродуктами, очень часто менялись. Как правило, они приезжали из Грузии или Армении, постоянно имели неприятности с властями, и найти хорошего учителя было очень трудно. Положение школы, как и всего армянского населения, было нестабильным и полулегальным. К примеру, любой учитель, прежде чем приступить к работе в государственной школе (народном училище), должен был пройти соответствующую проверку на благонадежность и зарегистрироваться в православной епархии.


Чиновники всячески затягивали открытие в армянских поселках государственных школ. В наших руках побывал интереснейший документ, датированный 1914 годом, в котором инспектор народных училищ 2-го района Черноморской губернии докладывал своему начальнику о настоятельной необходимости открытия государственных школ в переселенческих поселках и выстраивал поэтапную очередь школьного строительства. Наше Лоо в этой очереди из 28 сел занимает последнее место на последнем, третьем этапе.


О том, что в армянских селах стихийно открываются школы, существующие на местные средства, инспектор не сообщает. Но к этому времени начальные армянские школы, по архивным данным, уже открылись в Верхней Хобзе (1906 год), в Нижнем Лоо (1910 год) и других окрестных поселках.


Несмотря на трудности, нехватку учебников, наглядных пособий, почти ежегодную сменяемость учителей, наша школа выжила. Преподавание в ней велось на армянском и русском языках. Посещали школу и получали начальное образование все мальчики и девочки школьного возраста.


Победившая вскоре Советская власть уравняла все школы в правах, отделила церковь от образования, покончила с помещичьим землевладением.После Гражданской войны проводилась политика всеобуча и ликвидации безграмотности, во всех селах создавались избы-читальни и библиотеки.


В 1924 году Сочинским отделом народного образования была проведена тщательная инвентаризация всех школ округа. В Лоо-ском подрайоне было зарегистрировано семь армянских начальных школ, подавляющее большинство которых содержалось на средства, собираемые населением.


Проводивший обследование инструктор отдела народного образования по национальным меньшинствам М. Масумян в своей докладной записке отметил "благоприятное отношение к просвещению со стороны населения". Проанализировав собранные данные, он делает вывод о том, что наиболее благополучны с точки зрения материального положения именно те школы, которые финансируются из местных средств.


В числе благополучных Масу-мян называет и школу Верхнего Лоо, отмечая хорошую, добросовестную работу опытного педагога О. А. Богохяна и молодого учителя С. Т. Мирзояна. В справке говорится о том, что для школы строится новое бревенчатое здание.


Проблемой для выпускников начальной школы было дальнейшее продолжение учебы. Но самые способные и настойчивые ходили пешком в Сочи, где заканчивали девятилетнюю школу, поступали в Армянское училище, устраивались на жилье у родственников, переносили многие трудности, чтобы выучиться выбранной профессии.


Особо почетной считалась у сельчан профессия учителя. Постепенно стали складываться учительские династии, такие как Антоняны, Устяны, Григоряны. Только в конце 30-х годов начальная школа села Верхнее Лоо стала семилетней, а затем, уже перед Великой Отечественной войной — восьмилетней. После нескольких прошедших реорганизаций сельских учебно-воспитательных учреждений и строительства нового школьного здания в поселке Горное Лоо средняя общеобразовательная школа N87 с 1983 года и по сегодняшний день находится в живописном месте на берегу реки Лоо.


Здесь учатся дети из сел Верхнее Лоо, Верхняя Хобза, Нижнее Лоо и других окрестных населенных пунктов. Сами поселки давно уже стали многонациональными. Образование и воспитание на традициях толерантности — одна из главных задач сегодняшней деятельности педагогического коллектива.


Накануне столетнего юбилея в СОШ N87 активизировалась поисково-краеведческая работа. В школе создана инициативная группа, которая работает с архивными материалами и литературными источниками. Ученики и родители под руководством педагогов собирают экспонаты для школьного музея и записывают свидетельства очевидцев событий, составляющих нашу историю.


Столетие школы села Горное Лоо — это праздник многонациональной школы, во главу угла деятельности которой положены идеи поликультурного воспитания и образования.


***


фото: Ушинян, ученики школы в 1927 году.