Главная >> 5 >> 16

Осень с патриархами

Ближайшие осенние школьные каникулы можно провести по-разному. Вариантов масса: круглосуточное сидение у телевизора, путешествие по Интернету с редкими перерывами на трапезы, компьютерные игры без перерывов на трапезы, экскурсионные поездки с комфортом и без, турпоходы...


А можно наконец поучиться. Тому, что действительно интересно. Поучиться по-взрослому - самостоятельно составить себе программу и прослушать лекции университетских педагогов.


Такую возможность обеспечили будущим гуманитариям, мечтающим - а может быть и не смеющим мечтать - поступить, скажем, в элитарный Институт Азии и Африки МГУ, профессора российских и израильских центров изучения иудаики: Центра иудаики и еврейской цивилизации (ЦИЕЦ) ИСАА при МГУ, Высшей гуманитарной школы имени Семена Дубнова, Центра Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского Университета в Иерусалиме и Московского образовательного Центра еврейской и израильской культуры "Бейт-Агнон".


С 4 по 9 ноября под Москвой состоится Осенняя школа по иудаике для старшеклассников.


Тот, кто пройдет отбор требовательных специалистов и попадет в Осеннюю школу, сможет прослушать пленарные лекции видных российских и израильских ученых, также три выбранных им самим миникурса (в каждом миникурсе по три занятия).


А под занавес - олимпиада. Участвуют все. Под пристальным взором профессуры.


После закрытия Осенней школы талантливые и увлеченные при желании не расстанутся с педагогами: москвичи смогут встречаться с ними каждую неделю в Воскресной школе в Еврейском культурном центре на Никитской (Большая Никитская, дом 47/3), а иногородние либо будут с нетерпением ждать Весенней школы, либо вступят с педагогами в переписку - устроят себе что-то вроде заочного освоения захватившей их темы.


Но это все в будущем, а сейчас главное - прорваться в Осеннюю школу и решить для себя, чем там заниматься.


Времени на обдумывание немного, а потому советуем ознакомиться со всем предлагаемым ассортиментом прямо сейчас.


ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ


Языки евреев Восточной Европы


На каких языках говорили ашкеназы, крымчаки, евреи Балкан, караимы, сефарды, жившие в Восточной Европе? Существовал ли еврейско-славянский язык? Требование к слушателям - знание еврейского алфавита.


История письменности семитских языков


Почему на иврите пишут справа налево? Почему у букв есть названия и чем обусловлена их форма? Почему в еврейской традиции буквам и их сочетаниям приписывается магическая сила?


Деятельность Элиезера Бен Йегуды и "возрождение" языка иврит


Был ли иврит "мертвым" или "молчащим" языком в течение семнадцати веков? Современный иврит и язык святости, язык Торы - разные ли это языки? Что связывает иврит с русским, идишем, английским, арабским языками?


ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРЕЕВ В ДРЕВНОСТИ


Эпоха 2-го Храма: от текста к комментарию Как происходил переход от традиционного библейского текста к раввинистическим комментариям?


Этничность в Древнем Израиле и библейских текстах Чтобы разобраться в сложных взаимоотношениях древних израильтян с соседями, необходимо ответить на вопросы: по каким признакам осуществлялось деление "свой" - "чужой"? что библейские авторы вкладывали в понятие "народ"? и как менялись представления о народах в разные исторические периоды?


Введение в Тексты Кумрана


Что такое тексты Кумрана? Кто мог написать их на рубеже эр и спрятать в пещерах в I веке новой эры? Кто нашел их двадцать веков спустя? Почему эта находка оказалась одним из самых важных археологических открытий двадцатого века?


ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИСТИКА


Ранний хасидизм


Как возник хасидизм? В чем суть вероучения и духовных практик основоположников хасидизма?


Философия и Тора. Соотношение двух типов учений Что такое философия вообще, и как она связана с мифологией? Как развивалась философия в древности и в новое время, и как она взаимодействовала с Торой? Есть ли в Торе своя философия, и чем она отличается от древнегреческой? Каково соотношение Торы и философии в настоящее время, каковы перспективы их взаимодействия в будущем?


Споры о вере в 18-19 вв. в еврейских сказках, историях, анекдотах


18 век стал для еврейских интеллектуалов временем формирования современной картины мира. Именно тогда начались споры о том, что такое истинное знание? как оно связано с еврейской эзотерической традицией - каббалой? можно ли изучать каббалу и другие тайные науки не только ученым, но и простецам? каков еврейский ответ эпохе Просвещения с ее неверием? Отклики этих споров звучат в еврейском фольклоре: историях, сказках, анекдотах. Читая эти истории, мы попытаемся восстановить интеллектуальный облик той эпохи.


ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРЕЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА


Внутренняя жизнь евреев Прованса в средние века Как была устроена жизнь евреев Прованса: семья, конфликты, общинное управление, судебные казусы. Как четырьмя сравнительно честными способами можно было заставить богатую невесту выбрать неугодного ей жениха и пренебречь более подходящим кандидатом? Как тремя относительно гуманными способами можно было заставить своего врага прийти в суд, устроенный ему на погибель?


Курс рассчитан на слушателей, владеющих ивритом хотя бы на начальном уровне.


Элементы смеховой культуры в средневековой еврейской литературе


"Смех - очень серьезная вещь" для понимания средневековой культуры. Средневековую литературу, как на христианском Западе, так и на арабо-мусульманском Востоке, невозможно представить без "карнавальной" стихии, без "перевернутого мира", пародии, гротеска, плутовства, сатиры, иронии. На занятиях мы познакомимся с образцами пародий, сатир, плутовских новелл и эпиграмм еврейских авторов средневековья.


Отношение евреев к истории в средние века Действительно ли в Средние Века евреи презирали изучение истории? Правда ли, что они либо описывали совсем недавнее прошлое, либо обращались к событиям совсем глубокой древности - периода Храма? Действительно ли средневековые евреи считали, что настоящее предопределено событиями, которые произошли давным-давно? В каком времени они вообще жили - в настоящем или прошлом?


ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ


Русский национал-радикализм и еврейский вопрос в XX веке


Еврейские общины столичных городов (Москвы и Ленинграда) в советский период


Евреи и царизм. От императрицы Екатерины до второй русской революции


Как разные русские цари относились к евреям, чем было обусловлено это отношение, и как оно влияло на еврейское законодательство - начиная с правления императрицы Екатерины, в период которого евреи впервые попали в орбиту российского законодательства, вплоть до 1917 года, когда евреи России впервые получили равные права с христианами.


ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Куда ведет дорога?


Мотивы пути, дома, судьбы в произведениях еврейских писателей. Три встречи - три писательских судьбы, три пути, три ответа на вопрос, звучащий в названии курса


Х.Н. Бялик - "солнце" ивритской поэзии


Главные темы и мотивы поэзии Хаима Нахмана Бялика в переводах на русский язык, сохранивших особенную образность и выразительность оригинала.


Современный израильский короткий рассказ Знакомство с современной литературой Израиля через короткие рассказы, написанные в Израиле на иврите в 90-е годы XX века.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ


Еврейский народный календарь


Народные традиции различных еврейских общин имеют универсальные и специфичные черты, характерные для разных еврейских субэтнических групп (ашкеназов, сефардов, евреев Востока и др.). О происхождении того или иного праздника - умея читать на иврите - можно узнать из фольклора: устных рассказов, сказок и легенд.


Библия в Коране


Как известно, Библия и Коран - это два Священных Писания, -лежащие в основе трех мировых религий. Бытует мнение, что Коран - это переписанная Библия. Так ли это на самом деле? Что общего и в чем разница между этими книгами?


Библейские апокрифы в средневековой Руси Курс посвящен обзору и анализу некоторых "отреченных" произведений - нежелательных и даже запретных в официальном православии, которые, тем не менее, активно переписывались и читались в среде образованных людей - монахов и книжников. Для этих сочинений можно в ряде случаев установить еврейские параллели, а возможно, и оригиналы. Функционирование, идеология, литературные особенности этих текстов и их роль в реконструкции еврейских прототипов будут предметом особого внимания в курсе.


СОВРЕМЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ


Что такое ЭКОНОМИКА и есть ли она в ИЗРАИЛЕ? ! По всему миру веками бродит слух об экономическом могуществе евреев. Воплотился ли он в реальность в Израиле?


Проблема терроризма в арабо-израильском конфликте


Государство Израиль и антисемитизм сегодня Чем является Государство Израиль для евреев в современном мире - гарантом безопасности или одним из факторов, разжигающих антиеврейские настроения?


Главное, не превратиться в буриданова осла, и понять, что нынешняя Осенняя школа - лишь вступление в интереснейший, необъятный мир.


Первый шаг в него - заполнение анкеты-заявки на участие в Осенней школе. Повторимся, шаг этот надо делать очень быстро - число мест в Осенней школе ограничено.


Форму анкеты-заявки можно получить, позвонив по телефону в ЦИЕЦ ИСАА при МГУ (095)203 3121 или направив свой запрос по одному из адресов электронной почты osenjud@yahoo.com или nkoriakina@mail.ru.