Главная >> 5 >> 16

Секрет народного академиста

Юрий Александрович Воронов (родился в 1956 году) - широко известный в Вологде график и живописец. В своем творчестве сочетает высокий профессионализм академической школы и верность традициям русской северной лирико-народной поэтики.


Юрий Александрович Воронов родился 18 июня 1956 года в Вологде. Учился в средней школе N 31 и занимался в изостудии Дворца культуры железнодорожников у Е.П. Гусева. Был в первом наборе и первом выпуске городской детской художественной школы, учился у Ю.А.Баранова. Первые два года - в деревянном Сталинском домике на берегу реки Золотухи, а потом - в здании школы на Каменном мосту.


Одним из немногих среди вологодских художников Воронов получил всестороннее академическое художественное образование. После окончания в 1975 году Ярославского художественного училища он получил диплом преподавателя черчения и рисования. Сразу же поступил в Московский художественный институт, где учился у известных графиков Б.А.Дехтерева, М.А.Маторина, М.Г.Абакумова (1975-1981), был стипендиатом Академии художеств.


Вернувшись после института в Вологду, Воронов стал работать как художник книги, гравер и рисовальщик. Ему всегда были близки мотивы и образы вологодских писателей. Начав с творчества Н.Рубцова, он еще в дипломной работе в Москве выполнил серию цветных линогравюр "Лирика Рубцова" , которую сразу же показал на небольшой выставке в картинной галерее. Потом было оформление сборника "Воспоминания о Рубцове" 1983 года и выразительный, тревожно-драматичный "Портрет поэта Николая Рубцова" в редкой технике черно-белого мелорельефа. Многие рисунки и литографии художника 1980-х годов также навеяны лирикой поэта.


Воронов продолжил традиции вологодской иллюстрированной книги. Но не в гравюре, как то было у Г. и Н.Бурмагиных, а в рисунке и акварели. Его иллюстрации менее конструктивны, но более искренни и романтичны. Таково оформление книг стихов А.Ахматовой, В.Устинова, прозы В.Дементьева, С.Алексеева, книг В.Белова "Лад. Очерки о народной эстетике" , "Старый да малый". Воронов выполнил интереснейшую серию натурных графических портретов выдающихся деятелей отечественной культуры. Среди них - философ А.Лосев, филолог Д.Лихачев, певец Б.Штоколов, писатели Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Белов, Е.Исаев.


В 1983 году Воронов стал членом Союза художников России и в 1986 году начал работать в более удобной творческой мастерской, которую до него занимала выдающийся вологодский график Генриетта Бурмагина. Наступил новый период в жизни и искусстве. Как говорил сам художник, захотелось написать большую картину. Да и времена пришли очень непростые, наполненные проблемами и противоречиями. В конце 1980-х годов, в эпоху "перестройки" , Воронов создал живописный триптих, который сам назвал "сагой о современности". Это три большие многофигурные композиции "Говорит Вологда. Доброе утро, товарищи" , "Каждому дню довлеет злоба его" , "Лествица". Именно эти картины были в центре внимания вологодских выставок конца XX века. В них художник обратился к извечным художественно-философским проблемам Добра и Зла, Созидания и Разрушения. На вопрос, чего ему сегодня не хватает, он тогда отвечал: "Не хватает покоя. Хочется спокойно жить без потрясений.А то - стреляют здесь и убивают там. А в мире столько красоты". В 1989 году Воронов стал лауреатом премии Вологодского комсомола им. А.Я.Яшина, в 2003 году он получил звание заслуженного художника России.


Как настоящий профессионал, Воронов много и плодотворно работает. В его живописи последнего времени ясно обозначились три основных творческих направления. Это - портрет, пейзажи, натюрморты и картины с образами русского Севера; неоклассические композиции, навеянные "воспоминаниями" о древней культуре Греции, Египта и других стран. Полушутя-полусерьезно Воронов говорил в 1998 году: "По вдохновению только дилетанты работают. Профессионал пишет за то время, которое ему отводится для работы. Чего только не нарисуешь ради свободы?" В контексте современного вологодского искусства творчество Воронова привлекает прежде всего продуктивностью, крепкой "сделанностью" композиций, мастерством рисунка, широким духовным и тематическим кругозором.


Русская национальная тематика в живописи Воронова создает образ исконной, нежной и немного грустной земли, где православные святыни и традиции уклада крестьянской жизни сегодня находятся если и не в полном небрежении, то под постоянной угрозой. Так воспринимаются его картины последнего времени "Сны лоскутного одеяла" , "Николин день" , "Моление" , "Благовещенье" , "Каждый день - праздник". О последней картине художник говорил: "В тот момент ситуацию в стране я воспринимал именно так: богатейшая Россия вместо того, чтобы самой работать, стоит с протянутой рукой, не брезгуя даже гуманитарной помощью". Светлый и незамутненный образ России чаще всего предстает в пейзажах художника, выполненных в памятных местах нашего края: Вологда, Кириллов, Ферапонтово. А мечта о гармонии и вечной красоте реализуется в серии неоклассических историко-романтических композиций "потока сознания" древнего мира: "Забытая идея" , "Молчание идущих во времени" , "Древняя керамика".


Так случилось, что живопись и графика Воронова последних лет мало знакомы вологодскому зрителю. Большая персональная выставка произведений художника была показана в областной картинной галерее только в 1996 году. Все чаще новые работы Воронова создаются по заказу западных коллекционеров и любителей искусства, сразу же отправляются на выставки в Германию, Голландию, Канаду и Норвегию. Зная и ценя вологодского живописца Воронова как серьезного профессионала, ему в Норвегии заказывают парадные портреты владельцы старинных дворцов, а в Канаде предлагают за картины в обмен озерные катера. Работа на заказ не всегда стимулирует творческое развитие художника. Подчас это приводит к повторяемости тем и сюжетов, эмоционально и пластически иссушает живопись, где все меньше места остается для авторской индивидуальности и российских "болевых" вопросов.


Сегодня, находясь в поре своего творческого расцвета, Юрий Воронов вновь возвращается к столь интересным и удачным для его искусства настоящим картинам о самых серьезных переживаниях нашего времени. Тому пример - "Групповой портрет вологодских художников". Без сомнения, художника ждут новые открытия и творческие завоевания.


Главные работы:


серия гравюр "Лирика Рубцова" (1981), оформление книги В.И.Белова "Лад" (1985), оформление книги А.А.Ахматовой "Стихотворения и поэмы" (1989), картины: "Говорит Вологда. Доброе утро, товарищи" (1987), "Каждому дню довлеет злоба его" (1989), "Лествица" (1990), "Начало осени" (1993), "Групповой портрет вологодских художников" (2003).


Литература:


Воронов Ю. "Проблемы и поиски" ("Творчество" , 1986, N 7), Соколов М. "До самой сути" ("Собеседник" , 1986, N 12), Романов А.А. "Художник Юрий Воронов" ("Север" , 1987, N 5), "Искусство земли вологодской XIII - XX веков. Каталог выставки" (М., 1990).