Наши пожилые люди... Это те, кто шел дорогами Великой Отечественной войны, трудился на благо Родины в тылу, кто пережил военное детство и юность, а потом, восстанавливая разрушенную страну, трудился на производстве, учил детей, заботился о здоровье людей. В их числе и Изида Даниловна Муратова - доктор медицинских наук, профессор-психиатр, заслуженный врач Российской Федерации, основатель архангельской клинической, педагогической и научной психиатрической школы. Двадцать лет была главным психиатром области, тридцать лет заведовала кафедрой психиатрии Архангельского мединститута. Она и сейчас, в свои 76 лет, востребована как врач-психиатр и педагог.
Я спросил, почему она, золотая медалистка 4-й архангельской средней школы и сталинская стипендиатка Архангельского мединститута, выбрала для себя такую тяжелую профессию, которая по законам РФ отнесена к вредным и опасным? И Изида Даниловна ответила:
- В институте я особенно увлекалась биохимией, философией и неврологией. Но когда на пятом курсе среди клинических дисциплин появилась психиатрия, поняла: тайна человеческой души, ее боль - это мое. Психиатрия - совершенно особый путь познания человека, это, как писал в свое время отечественный психиатр В. А. Гиляревский, зеркало, в котором отражаются все теневые стороны жизни. Из всех медицинских наук только она так близко соприкасается с философией, психологией, языкознанием, искусством и другими гуманитарными науками.
Как известно, психика больного человека познается не через приборы, а через душу врача. А это значит, что он должен все пропускать через себя. Не приведет ли это к "выгоранию" души самого врачевателя? Изида Даниловна сказала на это так:
- Врачевателю надлежит быть добрым и высокодуховным. Духовность, то есть "теплая душа", и это доказано наукой, - мощный механизм защиты от нервно-психического расстройства. Консультируя в соматических больницах тяжелобольных, я нередко убеждаюсь, что они нуждаются не в лечении, а в душевной теплоте близких и внимании окружающих.
У Изиды Даниловны 53 года врачебного психиатрического стажа и 50 лет - педагогического. Поэтому с полным на то основанием я полюбопытствовал, что для нее предпочтительнее - врачевать или работать со студентами.
- Приоритет отдаю врачебной деятельности, но люблю и педагогическую. Когда видишь внимательные, полные интереса глаза студентов и ощущаешь в аудитории звенящую тишину, понимаешь, что твоя лекция покорила.
Сколько было учеников у Изиды Даниловны - по пальцам не перечесть. Среди них главные врачи районных больниц, все психиатры области, руководители департаментов и управлений здравоохранения.
Как человек и профессионал она прожила трудовую пору своей жизни в уважении коллег, учеников и пациентов. И востребована как педагог нынешним поколением студентов. И это неудивительно, ведь основы врачевания больной души не изменились, хотя мы живем в другой стране и в другое время.
Изида Даниловна призналась, что не может принять рыночные правила нынешнего времени. Однажды, услышав по телевидению слова нового министра образования и науки о том, что знания - это товар и профессора должны уметь его продавать, чтобы хорошо зарабатывать, она возмутилась: "А если врач лечит больную человеческую душу? Позволительно ли с точки зрения морали и христианских заповедей зарабатывать на ее страданиях?"
Я спросил Изиду Даниловну, что она пожелала бы в свой праздник нам, молодым. В ответ она процитировала Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Взращивайте, возвышайте, культивируйте в обществе, в семье, рабочем коллективе "нравственную оседлость".