В селе Большая Коча возрождаются старые обряды. Одни глядят на это дико. Другие лелеют надежду, что вспомнят люди о том, что они - народ.
.. .Дошли до места, свернули с дороги и пошли дальше молча, "чтобы леший язык не украл". Пришли на луг, здесь мужчины остались "оберегать", женщины двинулись дальше - это, в первую очередь, их обряд. На опушке повернулись трижды против солнца, оставили на пеньке пирожок для лешего и зашли в лес. Здесь стали слушать голоса птиц - надо услышать пять разных, но не дай бог кукушку! Ее голос не к добру: девушка может без жениха остаться, а замужняя женщина - даже и овдоветь...
Как набрали пять голосов, так крикнули в ответ все вместе в знак того, что победили лешего, сберегли язык. Прочли молитву на коми про то, как рассеялся кукушкин голос по полям и лесам и "рассеялись также мои грехи". Дальше сделали дар березке - главному дереву: ленточку на нее повязали.
Вышли из лесу женщины, собрали пять разных трав с семенами и корнями - их сейчас будут беречь до вечера, - тоже все с молитвой, но уже по-русски: "Встану я благословясь, пойду я перекрестясь из овина к овину, в темный лес, к Гадью и Мадью. В этом лесу растет трава коренавина, эту траву коренавину положу Гадью и Мадью, они очистят меня от всяких грехов. Аминь". На лугу встретились с мужчинами, поклонились все вместе Лугу и Лесу и еще раз по-русски помолились: "Воистину, вопреки и вволю, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Выпили суру и квасу из бидонов, пошли с песнями и частушками домой - тут уж, наоборот, молчать нельзя, надо петь-говорить-
веселиться...
* * *
Так отмечается древний праздник Турун-вежан лун - в переводе день смены травы. Это праздник уникальный, празднуется только здесь - в селе Большая Коча Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Коча всегда была культурной столицей северных коми-пермяков, славилась своими традициями, обрядами, праздниками, главные из которых - Быкобой, отмечаемый в день Флора и Лавра 31 августа, и Турун-вежан лун. Последний знаменует собою окончание летних полевых работ и по времени приходится на 2 августа, т.е. совпадает с Ильиным днем. В празднике этом, как и во всей коми-пермяцкой культуре, играет всеми красками древнее язычество, да под христианское "аминь". Коми-пермяцкое в этом празднике тесно переплелось с русским - так же, как в коми-пермяцкой культуре и в самой душе пермяка.
Турун-вежан лун исчезал на несколько десятилетий и вот сейчас снова возродился силами энтузиастов. Я глядел в глаза участников обряда и понимал: это не театрализация, не мертвая ветхая архаика, все здесь не игра, все по- настоящему, все осознается как важное и необходимое. Говорят, когда восстанавливали праздник, то поначалу народ смотрел дико. Сейчас кое-кто подтягивается. А кто-то по-прежнему всем сложностям народного праздничного обряда предпочитает стакан самогона и тяжкий дурман беспамятства.
Мы все спорим до хрипоты о том, как пробудить к активной гражданской жизни и все наше
общество, и маленькие, но столь же беспробудно спящие сообщества сел и деревень. Как заставить людей победить равнодушие и апатию к безнадеге окружающего бытия? Как убедить их закатать рукава для того, чтобы что-то исправить на своей улице, чем-то помочь пожилому, одинокому, нуждающемуся? А для того чтобы это сделать, надо неизбежно ответить на еще один важнейший вопрос: как заставить людей вспомнить, что они - не разобщенные человеко-единицы населения, не атомы, случайно сталкивающиеся между собой и летящие дальше по своим траекториям, а народ, граждане, единая система со своей собственной неповторимой историей, культурой и судьбой? Общность, несущая за свою судьбу ответственность.
Ответов на эти вопросы и рецептов действия нам предлагают множество: создание советов территориального общественного самоуправления, организация молодежных парламентов, проведение конкурсов социальных и культурных проектов и прочая, прочая... Спору нет -все это может быть полезно и ведет к включению в активную деятельность части наших сограждан. Но не стоит ли нам всем поискать решение проблемы в еще одной плоскости: в традиционной народной культуре? Обращение к ней убеждает: в традиционной сельской культуре тех же коми-пермяков были развиты механизмы народной демократии и самоуправления. Общинность, единство, соборность как условия жизни и хозяйствования в суровых природных условиях сочетались с разумным саморегулированием и организацией простых и четких структур взаимодействия.
Этнографические материалы и воспоминания старожилов свидетельствуют: в дореволюционное время во всех коми-пермяцких деревнях и селах регулярно "выкупали дома" у одиноких за яйца и другую снедь. Дома эти выполняли две взаимодополняющие функции. Днем там решалась масса хозяйственных и прочих вопросов жизни местного сообщества. В частности, выбирали "заводил" - организаторов и руководителей работ. После революции терминология сменилась: выделили для таких встреч специальные "бригадные" дома, заводилу стали называть бригадиром, но суть осталась та же. Вечером же такие "выкупленные"-"бригадные" дома превращались в молодежные клубы: парни и девки приходили сюда, не забывая рукоделия, на вечерки - пели, плясали, играли, знакомились, узнавали друг друга. Ведь это так важно! - тесно и регулярно общаться, и не только с будущим женихом, но и с прочими своими согражданами, хорошо знать друг друга, чтобы вместе делать общее дело.
Сейчас у нас для сельской молодежи - тот же пьяный угар дискотек. Взрослые граждане собираются у телевизора или вокруг самогоновой бутыли. Сельские сходы проходят по одному (!) разу в год, когда прижмет и приходится по весне искать пастуха. Это при том, что даже в позднесоветское время бывали они во всех деревнях по два раза в месяц. Не о чем нам стало говорить друг с другом. Сельские общины расколоты, люди разъединились, ничему не
верят и ничего не хотят.
* **
И напоследок - еще один, самый простой и трогательный обряд: женщины "собирают тепло на зиму". Спиной вкруг костра встают, приподымают юбки, и идет под юбки тепло от огня. Обряд понятный и для всех нас насущный. Зима впереди длинная, надо готовиться. Это бывает так непросто - пережить долгую уральскую зиму. А ведь в одиночку это гораздо труднее.
Большая Коча - Пермь