СВЯЗИ
Во второй половине августа было проведено заключительное мероприятие проекта КРДООЮРС "Ятвягия" "Обучение молодежи Нестеровского района возможностям жизни и деятельности в условиях гражданского общества путем совместных акций с молодежными организациями Польши".
Это было участие в традиционном пешем паломничестве на Грабарку, организованным Братством православной молодежи Польши. Оно начинается каждый год где-то 12-14 августа и заканчивается 19 августа (Преображение Господне) на святой горе Грабарке в южной части Подляшского воеводства. Главная колонна в полторы тысячи человек идет из Белостока и проходит за шесть дней около 130 километров. Отдельные группы выходят из иных мест и встречаются уже на Грабарке. Так, из Варшавы шло пешком 60 человек. Люди несут с собой кресты и затем устанавливают их на горе. Там образовался уже лес крестов. Символ вполне библейский: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня"(Мф. 10.38. ).
Группа молодых людей из Нестерова присоединилась к колонне, вышедшей утром 12 августа из Сокулки. В полдень 12 августа нестеровцы были доставлены автобусом из Нестерова в город Чарна Бялостоцка, куда в час дня эта колонна и прибыла. После молебна и обеда паломники двинулись дальше, на Супрасль. Маршрут этой группы был несколько длиннее - 160 километров. Сама группа - поменьше. В начале пути - около ста человек, к концу - около трехсот. Путь пролегал по лесным дорогам Кнышинской и Беловежской пущ. В день проходили 25-35 километров, заходя по пути в села, участвуя в богослужениях во всех православных церквях, которые встречаются здесь каждые три - пять километров. Ежедневно служилась литургия. Питанием обеспечивали местные жители. На ночлег останавливались также у местных жителей, что необычайно расширило познания о Польше, языке и быте ее народа. Одно дело - съездить на пару дней в аквапарк в Миколайках, как поступают многие калининградцы, другое дело - пройтись пешочком по селам и маленьким городам и увидеть жизнь простых людей пообщаться с ними....
Получен полезный опыт в организации подобных мероприятий. Все отработано, начиная с организации маршрута и ознакомления с ним местных жителей, которые с нетерпением ждали паломников. Видимо, такое возможно только в крупной религиозной организации с развитой сетью приходов и хорошей связью между ними. Паломничество освещалось польским телевидением, радио, другими СМИ. Медицинское обеспечение также было продумано, хотя главное в нем составляла борьба с мозолями. Лет двадцать назад в таких паломничествах участвовали в основном взрослые люди. Сейчас - молодежь, более крепкая и здоровая. Но с колонной из Белостока все равно следовала машина скорой помощи. Работа ей находилась. Гора Грабарка заранее готовилась к приему паломников. За месяц до их наплыва начал работу молодежный трудовой лагерь. Любопытно, что психология этой молодежи несколько отличается от калининградской. Далеко не каждый молодой россиянин ее поймет. Лагерь этот не бесплатный для участников. Они платят долларов по сто за то, чтобы месяц поработать! И желающих оказывается больше, чем мест.
Пришедшие к Грабарке колонны первым делом трижды обходили монастырскую церковь на коленях. К этому оказались непривычны даже многие поляки, видимо впервые попавшие на это святое место. (В последние годы в Польше наблюдается повышенный интерес к Православию у римо-католиков, которые часто посещают православные храмы в праздники). Смотрели с каким-то суеверным ужасом.
К Преображению на Грабарке собралось несколько десятков тысяч человек. Рядом с монастырем возник палаточный город. Поучительно, как поляки решают экологические проблемы. Такие мероприятия проходят ежегодно без ущерба для окружающей среды. На Преображение было совершено четыре литургии: в два ночи, в четыре, в семь и в десять часов утра. На каждой причащались из двенадцати чаш. Всю ночь шла исповедь. Было несколько десятков священников, которые от усталости падали с ног. Утром рядом с горой началась еще и ярмарка. Наши ребята назвали ее "Диснейлендом". Даже карусели кто-то притащил для катания детей.
Из Калининградской области группа из Нестерова была единственным представителем. Увы, калининградцы в Польшу ездят в основном на рынок и на отдых. Я уже давно обнаружил потрясающее равнодушие даже к своему, святому... В десятке километров к югу от Миколаек есть район бывшего компактного расселения в Восточной Пруссии русских старообрядцев. Там были села, сплошь заселенные русскими, православные церкви, два православных монастыря - Войново и Спыхово, действовала "Славянская типография в Восточной Пруссии". Аж из Лондона приезжал сюда эмиссар ГЕРЦЕНА КЕЛЬСИЕВ, чтобы организовать антиправительственную агитацию. История...
Что-то осталось по сей день, но никому в нашей области не интересно, никто эти места не посещает. Литва, например, из кожи вон лезет, чтобы сохранить память о ДОНЕЛАЙТИСЕ, МАЖВИДАСЕ... И этому учиться надо.
С транспортными расходами на поездку помог справиться приснопамятный Фонд охраны природы Дании.
Георгий БИРЮКОВ, священник