(Продолжение. Начало в ј 155, 159).
Из походного дневника.
27 августа. 11:40. По плану похода на борт БДК "Минск" поднялся Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Великобритании Григорий Карасин. Был выстроен почетный караул из состава курсантов Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф. Ушакова под руководством капитана 2 ранга Руслана Шанько. Вчера вечером для этого случая Руслан готовил парадную форму одежды. Начищал до блеска палаш. Командир похода контрадмирал Игорь Белоглазов доложил послу о задачах похода. Российский дипломат был поражен слаженностью действий балтийцев.
11:50. На корабль начали прибывать VIР-персоны, среди которых глава муниципалитета Плимута. В 12 часов на "Минске" - торжественный прием.
В этот же день на корабль прибыл архиепископ Кентерберийский Анатолий. Он привез с собой копию иконы Николая Чудотворца и подарил ее экипажу корабля "Минск". 8 лет назад митрополит Антоний Сурожский, пригласив архиепископа к себе, показал ему хранившуюся на антресолях лондонского собора икону святителя Николая Чудотворца. Образ был написан на оцинкованном металлическом листе в стиле русской академической живописи конца XIX века. Размер иконы - более 2 метров в высоту и более 1 метра в ширину. Изображение святителя было изрешечено пулями и осколками снарядов.
Митрополит Антоний попросил архиепископа, владеющего техникой реставрации, взять на себя труд восстановить эту историческую реликвию. Когда-то этот образ находился на верхней палубе одного из кораблей Российского военно-морского флота, принимавшего участие в морском сражении в 1904 году (вероятно, в бою при Цусиме). Перед затоплением корабля икона была сбита с палубы и оказалась в море. Достоверно известно, что несколько русских моряков, которые держались за икону, были подняты из воды на борт английского корабля.
Икону вернули в Россию, где она находилась до революции. С волной эмигрантов, покинувших Россию через Крым, она оказалась в Лондоне, где хранилась в русской посольской церкви до начала 20-х годов прошлого века, когда церковь была снесена. В 1921 году англичане передали русскому приходу Успения Божией Матери в Лондоне храму Святого апостола Филиппа. В 1926 году приход был разделен, и в 1946 году часть его переехала в лоно Московской патриархии.
В связи с разделом имущества была составлена опись, в которой содержалось указание об иконе Николая Чудотворца, о том, что в 1935 году некий В. Горсей, морской капитан, передал образ св. Николая Русской православной церкви.
Митрополит Антоний попросил восстановить икону как святыню и как реликвию героического подвига моряков Российского военно-морского флота к 100-летию Русско-японской войны, которое отмечалось в 2004 году.
В течение нескольких лет архиепископ трудился в свободные часы над восстановлением иконы. Свой труд он посвятил памяти российских моряков, погибших в Русско-японской войне 1904 года.
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО "ОУШЕН"
Слово "корабль" в английском языке - женского рода и пишется, как правило, с большой буквы. Таково отношение в Англии к кораблям. Поэтому не случайно перед названием боевых единиц на флоте стоит аббревиатура HMS (то есть стоящий на службе Ее Величества). Вертолетоносец Ее Величества "Оушен" - хозяин праздника "Флотские дни-2004". Эта огромная махина на 7-м причале дышит в спину БДК "Минск". Каждое утро с нее непреклонно взирают на то, как российские моряки производят подъем флага.
Ее Величества "Оушен" (или "Океан", в переводе с английского) был спущен на воду 11 ноября 1995 года. То есть корабль этот достаточно молодой, ему нет еще и 10 лет. Имя он получил 20 февраля 1998 года. Основным местом базирования стала Девонпортская военно-морская база. Вертолетоносец был сконструирован в середине 80-х для доставки разного рода амфибийных сил и вертолетов, вобрав в себя предложенные идеи HMS "Альбион" и HMS "Балварк". Роль "Оушена" заключается в обеспечении поддержки EMF (службы, отвечающей за взлет и посадку воздушных летательных аппаратов на кораблях). Вертолетоносец используют и для проведения противолодочной борьбы, а также как базу для антитеррористических операций.
"Оушен" - это шестой по счету корабль с таким названием. Он унаследовал имя от корабля, построенного еще в 1945 году, которого за глаза называли "соплом вампира".
Корабль Ее Величества "Оушен" способен нести на себе 12 вертолетов типа Seeking НС, 6 Lynx АН, 6 легких вертолетов Gazelle или 15 вертолетов Sea Harriers.
ТТХ "Оушена". Водоизмещение - 21 578 тонн, длина - 208 метров, ширина - 43,4 метра, осадка -6,6 метра, экипаж - 284 человека.
На борту корабля, в принципе, неплохие бытовые условия. Мичманский состав размещается в отдельных каютах, старшие матросы - в кубриках на 4 и 6 человек , они имеют и отдельные кают-компании. У матросского состава - общие кают-компании, где есть место для отдыха с телевизором. На корабле - богатая библиотека с технической и художественной литературой, у моряков есть возможность готовиться к экзаменам и приобретать дополнительные квалификации прямо на борту , в специально отведенных для этого классах. На корабле есть свой тренажерный зал, и каждый военнослужащий может заниматься спортом в отведенное для этого время. Каждое утро мы могли наблюдать, как моряки с вертолетоносца совершают пробежку по территории базы.
Мы побывали на "Оушене" несколько раз. Во время приема на корабле познакомились с английскими офицерами. Например, с такими, как капитан-лейтенант Стивен Маккорфи. Он на приеме - вместе с супругой Одеттой.
У них два сына-близнеца, родившиеся в октябре. Для Маккорфи этот месяц в году - знаменательный. 9 октября - день рождения у детей, 17 октября - у Одетты. Они живут в Плимуте. Стивен и Одетта познакомились 14 лет назад. Тогда, как, впрочем, и сейчас, по словам жены, ее муж был настоящим красавцем. Стивен смеется.
- Да, да, так оно и было, - подтверждает свои слова Одетта.
Наверное, эта офицерская семья счастлива. Она может себе многое позволить в материальном плане. Сегодня у мужа -приличная зарплата. Но 14 лет назад, когда супруги только познакомились и поженились, у них было много материальных проблем. Не будем вдаваться в подробности, все это дела минувших дней. А сейчас им можно улыбаться и смело смотреть в глаза другу другу.
- Где бы вы хотели жить, после того как муж уйдет в отставку? -спрашиваю я у Одетты. Она отвечает, что в Плимуте. А почему не в Лондоне, все-таки столица?
- В Лондон приезжаешь, рот открывается от удивления и восхищения, от впечатлений, - говорит она. - А потом возвращаешься домой и словно нигде не был. Вы можете не верить, но мне очень дорог Плимут. Здесь - море, спокойная размеренная жизнь, я очень люблю этот город.
- А я бы хотел жить во Франции, - вмешивается Стивен и смеется. Потом смотрит на жену и добавляет: - Нет, да? Ну, Плимут, так Плимут...
Второй раз мы побывали на "Оушене" во время праздника. Гордость английских ВМС вертолетоносец основательно подготовился к праздничным мероприятиям. Ангары корабля напичканы стендами и рекламными проспектами. Корабль рекламирует службу по контракту как только может. Здесь есть все - даже номера контактных телефонов для тех, кто решил связать свою жизнь с флотом. Здесь можно посидеть за штурвалом вертолета или прицелиться из оптической винтовки снайпера. Тут же - образцы сервировки стола, на котором кроме белоснежной скатерти - три вида столовых приборов, салфетницы (конечно, с салфетками), подсвечники. Вся столовая посуда - из мельхиора.
Английские офицеры умеют преподнести товар лицом. Снайперская винтовка морского пехотинца. Хотите ощутить власть над человеческой жизнью? На вас лихо накинут бронежилет, наденут белые маску и перчатки, вручат ствол оружия и разрешат прицелиться... в пустоту.
Офицеры с "Оушена" - люди приветливые. У них можно узнать, например, прогноз погоды. Правда, если пообещают солнечные дни, то верить в это сразу же не стоит. Погода в Плимуте, как и в Калининграде, переменчивая. "Оушен" - огромная посудина, внутри которой есть свои улицы и перекрестки с указателями и аншлагами. Кроме камбуза, тренажерного зала, библиотеки здесь есть своя походная церковь.
Визит БДК "Минск" должен быть вписан в почетную книгу вертолетоносца. Священнослужители и моряки-балтийцы преподнесли в дар кораблю лик святого адмирала Федора Ушакова.
Его внесли на борт просто как лик русского адмирала с разрешения командира корабля. Икона обрела место в тамошней церквушке, а командир, узнав, что адмирал причислен к лику святых, решил узнать о его победах. Пошел в библиотеку и взялся за голову. У Ф.Ушакова - ни одного поражения. Потом на корабле начали ходить слухи о том, что "поплыла" каюта командира "Оушена" . В нее просочилась неизвестно откуда вода и стоявшие рядом с койкой тапки дали ходу к противоположной стенке. Что там произошло, теперь одному богу известно, так как после этого случая англичане задробили обещанную нам экскурсию на корабль.
Но не в тапках дело. Они могут "поплыть" в любой другой каюте, на любом другом корабле. Дело в обещаниях и в том, что они, как правило, не выполняются. А жаль ведь, к счастью, эти случаи не делают погоды в целом. Они, в общем-то, единичны. Экипаж "Оушена" разнолик, но к русским морякам дружелюбен и, в принципе, открыт.
(Продолжение следует).
Ю.ДМИТРИЕВ. Балтийск-Плимут-Калининград.