А МЕЖДУ ДЕЛОМ МОЖНО ПРИСМОТРЕТЬ СЕБЕ И ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ
Ходит поверье, будто в день Вознесения происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются (воздвигаются) одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято". Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня.
27 сентября - Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня - большой праздник. Обретение Креста, по преданию, произошло в 326 году. Императрица Елена, мать императора Константина Великого, решила отыскать крест, на котором был распят Христос. Она отправилась в Иерусалим и там узнала, что крест зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. Землю разрыли и нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Христос, возложили кресты по очереди на умершего, и когда положили на него третий крест, умерший воскрес. Обретение креста стали ежегодно отмечать в Константинополе, а затем и на Руси. Этот праздник стал одним из главных праздников православной церкви.
В летописях день Воздвижения именовался Ставровым днем (крестовым днем), а так как крест представляет собой символ страданий, то полагалось поститься. Люди говорили, что на тех, кто не постится в этот день, воздвигнутся семь грехов. Вообще в народном сознании слово "воздвижение" было идентично слову "движение", потому значение праздника многие объясняли, используя именно это слово. Говорили, что на Воздвижение последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится, даже хлеб с поля двинулся. На Воздвижение воздвигали часовни и храмы, ставили кресты, устанавливали придорожные кресты - и все в честь праздника.
На Воздвижение, как правило, заканчивается бабье лето и происходит третья встреча осени. Можно сказать, что люди уже готовятся к приходу зимы, потому что погода холодная, бывают заморозки, люди говорят так: "Воздвижение кафтан с плеч сдвигает, тулуп надвигает". Замирание жизни зверей и птиц также не остается без внимания. Птицы улетают в теплые страны, змеи забираются в норы, другие пресмыкающиеся тоже уползают куда-то. Люди замечали, что эти гады обычно собираются в одном месте, где-нибудь у овражка, а после всеобщего собрания отправляются в лоно матушки-земли. Чтобы избежать нежелательной встречи со змеями, в лес на Воздвижение лучше не ходить. Чтобы какая-нибудь гадюка по дороге не заползла к хозяину на двор, принято было закрывать ворота и двери.
Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. По словам очевидцев, лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой - наверное, что-то вроде отчета или экзамена. Начальники расспрашивали подчиненных о делах, об удачах и неудачах, словом, подводились итоги за минувший год.
Кроме леших, важен этот день и для овинника - духа, живущего в овине; ему, родимому, отмечали именины. На садиле - овинном окне - хозяйка расстилала вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и овинному хозяину. Овин отдыхал - его не разрешалось топить, в нем не работали, не молотили. Вообще в день Воздвижения не начинали важных дел, так как, по поверью, все начатое будет неудачным и бесполезным.
Наступала пора капустных вечеров, которые были столь любимы у молодежи. Как известно, за песней и дело спорится, потому работницы нарядно одевались и ходили по домам капусту рубить да на зиму заготовки делать. Ходили они туда для пользы дела, мол, работа работой, а личная жизнь тоже должна присутствовать. Парни, зная о таком повороте дел, заваливались в дома капустниц, якобы помогать, а там и невест себе выбирали, ведь хорошую девку в работе видно. По обычаю, в дом принято было заходить по одному, низко кланяться всем присутствующим. Вновь прибывшие поздравляли с праздником Воздвижения, а также с началом капустных вечеров. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение, главным блюдом которого был хлебальный пирог.