Сегодня Русская православная церковь отмечает праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
К чадородию у древних израильтян было особое отношение. Женам оно вменялось в честь и славу. Многодетность считалась знаком благословения Божиего. Бесчадие же расценивалось как наказание и величайшее несчастье. Между тем, как это ни покажется парадоксальным, библейские персонажи, составляющие украшение народа Божия, появлялись на свет, как правило, от родителей, до того страдавших неплодством. Уже в преклонные годы у Авраама и Сарры родился Исаак, один из главных израильских родоначальников, у Анны - Самуил, достославный правитель народа, у Елизаветы - Иоанн, великий пророк и Предтеча Господень.
Супружеская чета Иоаким и Анна происходила из древнего царственного рода Давидова, занимавшего престол до сокрушения царства Иудейского Навуходоносором. Когда же израильтяне попали в зависимость от римлян, потомки Давида окончательно утратили былую исключительность и, как говорится, слились с простым народом. Пророчества, однако, гласили, что именно из рода Давидова произойдет долгожданный Мессия, Спаситель мира. 50 лет Иоаким и Анна прожили в браке, увы, бездетном. Сколь ни усердно молились они о даровании детей, неплодство Анны не разрешалось. Горю их не было границ. Однажды в Иерусалимском храме праведный Иоаким, пришедший принести жертву Господу, столкнулся с прямым оскорблением: "Зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? Ты недостоин этого как бесплодный". Потрясенный унижением Иоаким решил не возвращаться домой, удалился в пустыню, где паслись его стада, и сорок дней провел в строгом посте и молитве: "Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя в преклонных летах, мог назваться отцом и не был отвержен от Тебя, Господа моего!"
Не менее сокрушенно молилась и оставшаяся дома Анна: "Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благославится и прославится в нем Твое милосердие!" Вслед за этими словами перед Анной предстал Ангел. "Молитва твоя услышана, - молвил небесный вестник, - воздыхания твои проникли облака, и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется она Мариею".
Вслед за тем Ангел явился Иоакиму в пустыне, возвестив и ему волю Божию. В восьмой день сентября (по старому стилю) Анна родила дочь. Обещанное посвящение Марии храму совершилось, когда Деве исполнилось три года.
Следует заметить, что Православная церковь, называя зачатие святой Анны "преславным и святым", далека от мысли признавать его непорочным, или, точнее, бессеменным. Учение о непорочном зачатии Богородицы появилось в западной церкви в IX веке, но считалось лишь "мнением", пока Папа Пий IX не возвел его в степень догмата. При этом многие даже католические богословы не находят для него опоры в св. Писании. "Дева Мария, - пишет св. Епифаний, - имела не иное, как и все смертные, происхождение и родилась, подобно им, от отца и матери".
Праздник Рождества Богородицы не только приобщает нас к одной из самых прекрасных, дивных тайн христианства, но и наставляет в уверенности в силе искренней, сердечной молитвы.