Главная >> 5 >> 16

СПОРЗАЛ

По Конституции Россия является демократическим национальным государством. Однако в последнее время мы все чаще цепляемся за все имперское. Это проявляется не только в ностальгической тоске граждан по былому "величию", но и в административных начинаниях власти. Куда же идет Россия? К восстановлению архаичной империи, где правят бал коррумпированные чиновники, или к управляемой демократии, опирающейся на институты гражданского общества? Об этом в нашем "Спорзале" размышляют депутат Госдумы Владимир Рыжков и директор Института политических исследований Сергей Марков


Краткий курс истории путинской России


Сергей Марков


Путин не может быть понят без анализа того, что было до Путина. Путин так популярен среди граждан России, потому что происходящее при нем сравнивают не с ситуацией в Германии и Польше, а с Россией Ельцина, проклятыми 90-ми.


К середине 80-х годов Россия, которая тогда называлась Советский Союз, подошла к зениту своего могущества. Темпы экономического роста, которые на протяжении двух-трех десятилетий превышали среднеевропейские показатели, позволили значительно поднять уровень жизни населения. Потребительский стандарт советского человека был еще далек от среднеевропейского и тем более американского, но стал уже сравним с ними. А по ряду позиций, таких, например, как образование и здравоохранение (если иметь в виду огромную систему профилактической медицины - санатории, профилактории, дома отдыха), советский стандарт жизни достиг среднеевропейского уровня.


Бурно развивались литература, живопись, кино. Правда, культурные лидеры, такие как Солженицын, Тарковский, Бродский, не могли ужиться с серыми бюрократическими стандартами и выталкивались из России, оставаясь тем не менее в рамках русской культуры, русского мира.


Советский тоталитаризм постепенно испарялся, спецслужбы уже не казнили, а уговаривали диссидентов. "Железный занавес", отделявший советское общество от западного общества, постепенно обтрепался, и через его прорехи к советским людям хлынули образцы западной культуры, западные идеи и поведенческие модели.


К началу 80-х годов сформировался новый советский человек: образованный, забывший чувство животного страха перед бессудными убийствами, практикуемыми спецслужбами, ориентированный на идеалы потребительского общества, ценящий свободу и права. Этот новый советский человек сформулировал программу общественного переустройства: социализм с человеческим лицом. Согласно этому социальному запросу советская система должна была, сохранив социальные характеристики экономики, перейти к политической системе, обеспечивающей значительно более высокий уровень свобод и гарантирующей фундаментальные гражданские права: свободу выражения мысли (писать и читать), свободу общественных и политических союзов, свободу передвижения, свободу политических выборов.


Михаил Горбачев, выдвинутый к рулю государства теми советскими лидерами, которые чувствовали необходимость перемен, приступил к реализации политической программы либерализации, которая базировалась на этом социальном заказе, сформулированном новым поколением советских людей. Однако советская политическая элита оказалась не в состоянии обеспечить мирную трансформацию советского общества, как это произошло в постмаоистском Китае или постфранкистской Испании. Огромная страна не смогла сохранить единство на крутом повороте истории. Ожесточенная, вплоть до военного переворота, борьба между консервативным, радикальным и умеренным крыльями компартии привела к распаду основных государственных институтов. В этих условиях местные элиты в ключевых провинциях - Украине, Белоруссии, кавказском и балтийском регионах - перехватили власть, выпавшую из рук прекратившего существовать центра империи, и объявили о своей независимости.


Революционный характер перемен 1991 года и потеря ключевых провинций привели к катастрофическому ослаблению государственных институтов. Новая власть с трудом поддерживала минимальный порядок на улицах и сдерживала недовольные миллионы от голодных бунтов. Сильные и наглые в условиях умеренного хаоса приступили к захвату власти и собственности. Это были 90-е годы. Годы, когда главным героем, вошедшим в фольклор под именем "нового русского", стал не генеральный секретарь, не президент, а бандит.


Умеренная анархия с элементами демократических и авторитарных институтов - вот характеристика России 90-х годов. Идеалисты продолжают называть ельцинскую Россию демократией, но народ России, на собственной шкуре познавший прелести 90-х, давно отделил "демократов" от демократии. В середине 90-х традиционную бюрократию, формально поменявшую свою идеологию с советского либерализма на рыночный либерализм, но сохранявшую остатки социальной ответственности, начали оттеснять от власти новые собственники, те, кто выжил в ожесточенной борьбе без правил за собственность, созданную советской экономикой. Они вошли в историю под именем "олигархов". В 96-м году они захватили ключевые посты в государстве во главе с двумя своими капитанами: Борисом Березовским и Анатолием Чубайсом.


Эти олигархические группировки немедленно вгрызлись в горло друг другу, затеяв серию информационно-политических войн в борьбе за многомиллиардные куски собственности и остатки власти. Население не интересовало новую власть, оно продолжало борьбу за социальное, а временами и физическое выживание: стремительно падал уровень жизни, средняя продолжительность жизни. Борис Ельцин, революционер на троне, разрушитель, внезапно оказавшийся во главе нового государства, своей формальной властью благословлял нараставший хаос. Больной человек, злоупотребляющий алкоголем, испытывавший инстинктивное отвращение к любому позитивному действию, он уже не руководил страной. Олигархи, фактически взявшие власть, также не имели никакой позитивной программы и к 1998-1999 годам поставили страну на край пропасти: авантюристическая экономическая политика привела к жестокому финансовому и экономическому кризису 1998 года, резкому падению уровня жизни, а это в свою очередь - к политическому кризису. Через пять лет после боев в центре Москвы осени 93-го страна опять оказалась на грани гражданской войны между президентом и парламентом.


Бывшая унитарная империя Советский Союз превратилась не в федерацию, а в конфедерацию удельных княжеств, в которых региональные лидеры сосредотачивали в своих руках и политическую власть, и собственность. Во многих регионах они были тесно связаны с криминалитетом, а во многих небольших городках бандиты установили реальную власть и создали атмосферу террора для мирных обывателей. Такая же участъ - захват боевиками - постигла и Чеченскую Республику, где к власти пришла коалиция чеченских сепаратистов, мечтавших сделать Чечню Кувейтом, исламских радикалов и криминальных банд. Российское государство, будучи не в силах справиться с этой коалицией, в 96-м году де-факто признало независимость Чечни. В 98-м в Чечне произошел ползучий переворот, власть захватили исламские радикалы, которые сформулировали политическую программу: захват Дагестана, высадка в Дагестане воинских подразделений "Аль-Каеды" и "Талибана", свержение светских режимов в остальных северокавказских республиках, формирование на Северном Кавказе тоталитарной исламской империи - Кавказского халифата.


В августе 99-го этот сценарий начал реализовываться. Еще два-три месяца, и Россия начала бы падение в пропасть: тысячи репрессированных исламскими радикалами, миллионы беженцев. В Москве с неизбежностью в повестку дня встал бы военный переворот, репрессии против граждан демократической убежденности и с большой вероятностью - чтобы остановить исламскую армию, готовую заполонить Северный Кавказ, - использование тактического ядерного оружия. Кому-то этот сценарий может показаться фантастическим, но летом 99-го года вероятность его реализации была более 50%. Кстати, в начале 80-х годов возможность распада СССР тоже считалась фантастикой, но эта фантастика стала реальностью - нашей реальностью.


На краю пропасти, в страхе и перед этой пропастью, и перед возможной расплатой в случае прихода к власти других политических сил, клан Бориса Ельцина передал фактическую власть в стране никому не известному Владимиру Путину, в котором Ельцин с его чутьем гениального политического животного разглядел лидера общенационального масштаба. Владимир Путин выдвинул очень короткую программу:


1. Боевики, поднявшие оружие на Россию, будут уничтожены российской армией, а российское политическое руководство больше никогда армию не предаст (знаменитое "мочить в сортире").


2. Государство - это не зло. Государство будет восстановлено.


3. Власть готова отвечать за свои поступки, нести ответственность. То, что обещано президентом, будет сделано.


С огромным трудом, благодаря массовой поддержке народов Дагестана и высокому моральному духу российской армии, понимавшей, что она защищает мирных граждан от бандитов, удалось освободить от исламской террористической армии Дагестан и Чечню. Власть приступила к плану стабилизации Чечни, которая займет много лет, возможно, лет 15, и включает в себя несколько основных направлений:


1. Восстановление политической власти в Чечне, лояльной Москве и формирующейся в основном из этнических чеченцев и русских специалистов.


2. Отказ от политических переговоров с боевиками, военное подавление чеченских сепаратистов и исламских радикалов.


3. Восстановление экономики и социальной сферы.


4. Переговоры с боевиками об условиях почетной капитуляции.


5. Ликвидация каналов, по которым из-за рубежа боевикам поступают деньги, оружие и военные специалисты.


6. Культурная программа: возвращение чеченского этноса в семью народов России.


В политической сфере Владимир Путин опирается на политическую коалицию, состоящую из трех сил:


1. Бывшие сотрудники спецслужб. Путин привлекает их для решения задач, имеющих ключевое значение для укрепления российской государственности.


Z. Либералы, среди которых выделяются два крыла: либеральные экономисты, ответственные за либерально-экономические реформы в духе американских неоконсерваторов, и либеральные юристы и политтехнологи, ответственные за построение и функционирование политического режима управляемой демократии.


3. Бюрократия, которая сильно коррумпирована и неэффективна, но которая остается единственным политическим инструментом для реализации тех или иных политических задач.


Управляемая демократия - это просто. Демократии должно быть столько, сколько позволяет уровень развития общества: гражданского общества, гражданской ответственности. То, что нельзя решить демократическим путем, не должно быть отброшено, а все равно должно решаться путем, так сказать, ручного управления. То есть авторитарными методами, но при этом с максимальным гуманизмом, максимальным демократическим флером и максимальной либеральной направленностью. Основные проблемы режима Владимира Путина:


1. Бюрократия - главный инструмент, но она коррумпирована и неэффективна. Выход - формирование политической партии, но не партии бюрократии, которой является "Единая Россия", а партии, которая несла бы в себе идею служения обществу и включала бы в себя европейски ориентированную бюрократию, социально ответственный бизнес, интеллектуалов и гражданское общество, готовых посвятить себя служению России.


2. Опора Путина - бедное безвластное большинство населения, а его противник - элита, получившая власть и собственность в 90-е годы и не желающая смены модели развития. Выход из противоречия - демократизация, понятая не как элитный плюрализм, а как развитие гражданского общества; подъем уровня жизни, выведение миллионов людей из состояния борьбы за выживание.


* * *


Управляемая демократия - это просто. Демократии должно быть столько, сколько позволяет уровень развития общества: гражданского общества, гражданской ответственности


* * *


На краю пропасти клан Бориса Ельцина передал фактическую власть Владимиру Путину, в котором Ельцин с его чутьем гениального политического животного разглядел лидера общенационального масштаба


* * *


Опора Путина - бедное безвластное большинство населения, а его противник - элита, получившая власть и собственность в 90-е годы и не желающая смены модели развития


* * *


То, что нельзя решить демократическим путем, не должно быть отброшено, а должно решаться авторитарными методами, но при этом с максимальным гуманизмом, максимальным демократическим флером и максимальной либеральной направленностью


* * *


Империя и ее господа чиновники


Владимир Рыжков


Хоть мочальник, да твой начальник! (Русская пословица)


Судьба России своей трагической траекторией напоминает судьбу Византии. Теряя территории, население и мощь, наше государство продолжает тем не менее судорожно цепляться за старые формы общественного бытия. На каждый новый вызов мы неизменно даем старый ответ. И поэтому всякий раз терпим историческое поражение.


ГЛАВНОЕ - ВЕЛИЧИЕ


Больше всего мы цепляемся за все имперское. И не только за греющее душу состояние "величия" (представление о себе как о "сверхдержаве", "Третьем Риме", "Святой Руси" и т.д.), но и за привычные формы организации государства. Негасимая любовь к "твердой руке", объединяющая подавляющее большинство современных россиян, - это на практике любовь к вполне конкретным институтам. Ведь за столетия Российская империя обрела ряд устойчивых признаков, благополучно переживших советский период и сохраняющих свое значение по сей день. Главные из них таковы.


1. Правящая элита страны является наднациональной, отчужденной от народа, преимущественно военной - чтобы управлять народом (народами), который воспринимается как покоренное население. Он служит для империи сырьем, которое используют во имя единства и силы империи. Ценность каждой человеческой жизни - ничто по сравнению с выживанием империи. Местные вожди (по-нынешнему - лидеры) подчиняются центральной администрации, получая от нее при нужде поддержку. Шанс на некоторую автономию имеют только компактно проживающие нерусские народы - русские же несут главное государственное тягло, находясь часто в наихудшем положении (так было и в российской, и в советской империях).


2. Экономическая жизнь имеет для империи подчиненное, второстепенное значение - львиная доля произведенного "продукта" идет на содержание вооруженных сил и администрации. В этом смысле "дело Ходорковского" начала XXI века ничем не отличается от "дела Демидова" середины XVIII, когда значительная часть промышленной империи Демидовых была конфискована в собственность царского кабинета, то есть царской семьи.


3. Православная церковь и другие конфессии играют подчиненную, обслуживающую роль в отношениях с имперской администрацией.


НА БУМАГЕ И НА ДЕЛЕ


Идея демократического национального государства, которым на бумаге (по Конституции) является современная Российская Федерация, кардинально противостоит идее имперского государства, которым продолжает оставаться Россия на деле.


Демократически организованная современная нация - это проживающее на одной территории сообщество граждан с чувством общей судьбы, где каждый гражданин мыслит себя свободным полноправным членом всего сообщества, принимающим участие в управлении. Сувереном является народ, а не администрация. Самоуправление осуществляется через институты современного демократического государства: конституцию, парламент, избираемое и подотчетное правительство, партии, независимый суд и так далее.


Имперское государство подразумевает неподотчетность администрации и ее закрытость. Политическая деятельность общества подавляется, имперская администрация всячески удерживает монополию на власть и интерпретацию событий. Для этого на главных каналах общественной коммуникации (в наши дни это телевидение) вводится государственный контроль и цензура. Общественным мнением манипулируют, прибегая к пропаганде и дезинформации. По возможности исключается честная борьба на выборах, администрация стремится добиться запланированного результата, не особо выбирая методы. Партии (кроме проправительственной) отрезаются от каналов массовой коммуникации и финансирования. Бизнес, поддерживающий неправительственную политическую жизнь, разоряется. Суды и правоохранительная система обслуживают администрацию. В результате власть деятельна, а народ апатичен.


Михаил Горбачев и Борис Ельцин, пусть и непоследовательно, пытались отказаться от наследия империи в пользу демократически самоуправляющейся нации, создающей многочисленные институты демократии и гражданского общества. Владимир Путин, открыто ностальгирующий по советским временам, напротив, взял курс на восстановление империи, пусть и в новых, гораздо более скромных территориальных границах.


СПЛОШЬ ГЕНЕРАЛЫ


Всякая империя главной своей опорой имеет государственный аппарат (бюрократию) и военно-полицейскую машину. Популярность Путина в народе (тот самый "тефлоновый рейтинг") не должна затемнять сути дела. Его истинная опора - не в народе, а в правящем классе империи.


Все последние пять лет целенаправленно проводилась политика подавления самостоятельности региональных и национальных элит в государстве, формально остающемся федеративным. Тем временем создавалась новая бюрократическая элита.


Началось, как и положено, с подавления автономии окраин и "инородцев". Было создано семь федеральных округов, во главе которых оказались почти сплошь "центровые" генералы (последнее назначение Анатолия Квашнина в Сибирский округ - лишнее тому подтверждение), губернаторы изгнаны из Совета Федерации, доходы страны решительным образом перераспределены в пользу федерального бюджета, неугодные региональные лидеры (Руцкой, Аушев, Горячев и др.) попали в политическую "опалу", Татарстан и Башкортостан лишились финансовых привилегий, местные силовики оказались выведены из-под контроля губернаторов. Большое внимание было уделено укреплению силовой составляющей государства. Воспользовавшись самой удачной за последние сто лет мировой конъюнктурой (заоблачно высокие цены на нефть и газ), Владимир Путин и его администрация многократно увеличили как объем расходов на силовые ведомства (Министерство обороны, МВД, ФСБ, прокуратура и т.д.), так и их долю в расходах федерального бюджета. В проекте бюджета страны на 2005 год именно военные расходы вновь растут быстрее всего (из 110 млрд долларов более 30 пойдут на нужды силовиков). Значительно вырос политический и административный статус силовиков, в первую очередь - ФСБ (недавним указом президента он приравнен к министерскому). В органы власти (в том числе в парламент) хлынул массовый "путинский призыв" - выходцы из КГБ - ФСБ.


"Укрепление государства" в последние годы, собственно, и свелось к всемерному укреплению военно-полицейской машины и подавлению политической жизни в стране, в том числе в регионах.


ЛЬГОТЫ - ТОЛЬКО ЧИНОВНИКАМ!


Превращение госаппарата в привилегированное сословие на законодательном уровне было оформлено весной - летом 2004 года. Именно в этот период Государственная дума четвертого созыва одновременно одобрила так называемую монетизацию льгот и приняла новый федеральный закон о государственной службе.


Напомню, что социальная реформа ликвидирует с 2005 года такие привычные для населения вещи, как право на бесплатное получение жилья (очередь), скидки для многих категорий граждан на оплату телефона, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, право на получение бесплатных лекарств и льготных путевок для лечения в санаториях. Вместо этого люди должны получить небольшие денежные компенсации из бюджета, далеко не покрывающие объем утрачиваемых льгот. Через год - в 2006 году - исчезнут и льготы на квартплату и оплату коммунальных услуг. Кроме того, готовится дальнейшая коммерциализация услуг здравоохранения и образования (включая школу).


При этом государственная пропаганда без устали объясняла народу "аморальность" и экономическую несостоятельность прежней системы льгот и неоспоримые преимущества прямых денежных выплат.


Однако то, что было признано "аморальным" для народа, оказалось вполне приемлемым для подлинных хозяев страны - бюрократии. Новый закон "О государственной гражданской службе", внесенный в Думу самим президентом и недавно подписанный им, превращает 700 тысяч федеральных чиновников в закрытую касту с беспрецедентными привилегиями - и это на фоне только что отнятых имперской администрацией мизерных льгот у наиболее обездоленной части народа.


Концепция устройства государственной службы, разработанная государственной комиссией под руководством главы президентской администрации Дмитрия Медведева (на разработку пакета законов, кстати, было истрачено 230 млн рублей бюджетных средств) выглядит, как и положено, стройно и красиво. Над всем возвышается базовый закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации", принятый еще пару лет назад. Согласно этому закону, в России будет три вида государственной службы: государственная гражданская служба, государственная военная служба и государственная служба в правоохранительных органах. Принципиально важно, что все три вида госслужбы рассматриваются как части одного целого и приравниваются друг к другу. Тем самым закрепляется обычай последних лет -свободного перехода силовиков в гражданские ведомства с сохранением стажа и привилегий.


Пока из трех "отраслевых" законов о госслужбе подготовлен и принят один - о гражданских чиновниках. Но его содержание проясняет очень многое. Главные принципы новой системы госслужбы в России таковы.


1. Госслужба - это пожизненная служба государству в лице президента и прочего "начальства".


2. Карьера, продвижение по служебной лестнице зависят не от результатов деятельности чиновника, а целиком остаются на усмотрение вышестоящего начальства. Начальство присваивает чины и должности, поощряет и наказывает, дает путевки и квартиры. Отсюда с неизбежностью вытекает главный принцип поведения будущего российского чиновника - покорность и послушание.


3. Госслужба будет иметь чрезвычайно сложную иерархическую структуру. Помимо должностей, которые делятся на группы, вводится система классных чинов.


4. Материальное положение чиновника будет зависеть от должности, классного чина - и расположения начальника, который регулирует распределение многочисленных ежемесячных надбавок. При этом если гражданам отменили районные коэффициенты надбавок к зарплатам ("северные"), то чиновникам эти гарантии сохранены (ст. 50 закона). Кроме того, чиновникам гарантировали ежегодную индексацию денежного содержания в соответствии с инфляцией (граждан такой защиты лишили). А президент своим указом может прибавить к этому и еще сколько захочет.


5. Приятность нового порядка для чиновников заключается в том, что при повышении окладов и выплат все натуральные льготы и привилегии им не только сохраняются, но даже увеличиваются. Отныне федеральным государственным служащим положены:


- бесплатная медицинская страховка - за счет бюджета (причем и для членов семьи, а также после выхода чиновника на пенсию);


- страхование жизни и имущества - за счет бюджета;


- право подрабатывать на стороне - с разрешения начальства;


- социальное страхование (дешевые путевки, летний отдых детей и др.) - за счет бюджета;


- ежегодный отпуск 35 календарных дней для высших чинов и 30 дней для прочих, плюс за каждый год службы добавляется еще один день отпуска - но не более 45 и 40 дней соответственно;


- получение дополнительного (второго) образования - за счет бюджета, с сохранением на это время должности и денежного содержания;


-транспортное обслуживание в соответствии с должностью (кто не понял - это персональное авто с водителем);


- если кто из чиновников сам ездит на своей машине - компенсация расходов;


- и т.д. и т.п.


К старым советским привилегиям номенклатуры Путин добавил множество новых. В частности, если граждане России по новому Жилищному кодексу утратили право на получение от государства жилья в собственность, то чиновники впервые в истории России (!) получили такое право, гарантированное законом.


В целом система денежного содержания чиновников полностью выведена из-под общественного и парламентского контроля и полна произвольных допущений, будучи замкнута на главу государства. У чиновников теперь будут все основания называть себя "слуги государевы".


БУДЬ ПРЕДАН НАЧАЛЬСТВУ


Современная Россия совсем не похожа на рай. В ней не очень уютно предпринимателям, учителям, врачам, библиотекарям, студентам, солдатам и сержантам, морякам, крестьянам, совсем скверно приходится пенсионерам и инвалидам. Если и есть категория людей, которые процветают и полны уверенности в будущем, - это чиновники. После недолгих передряг начала 90-х годов это сословие отлично приспособилось к новым условиям.


Именно оно научилось превращать любую, даже самую мелкую должность в кормление. Недавно мне рассказали об одном чиновнике из московского района Бутово, который выдавал людям ордера (бесплатные) на вселение в квартиры (бесплатные) за 200 долларов каждый. Этих самых ордеров он выдал несколько тысяч. Никто не возмутился (такой праздник!) - и он продолжает спокойно трудиться на том же месте. Выдает ордера.


Кормятся гаишники, кормятся лицензионные палаты, кормятся государственные архитекторы, кормятся пожарные, кормятся таможенники, кормятся налоговики. У одной моей знакомой дачный домик в Подмосковье окружен дворцами работников дружного коллектива одной из московских районных налоговых инспекций. Интересно, что эта дружина указывает в декларациях о своих доходах?


Теперь их особое положение в нашем обществе закреплено особым законом. Закон говорит: служи всю свою жизнь, стань частью закрытой привилегированной касты. Закон говорит: будь предан начальству, ведомству, корпорации чиновников -и будешь осыпан благами. Закон говорит: не выноси сор из избы -тебе же будет хуже. Закон говорит: мы дадим тебе такие льготы и привилегии, что народу и не снились, - только служи верно.


Это закон не демократического государства. Это закон имперской бюрократии. Закон страны, в которой не чиновники находятся на службе у общества, а общество - на службе у чиновников. Это закон империи и ее подлинных хозяев - господ чиновников.


Беда в том, что восстановление имперского государства и имперской бюрократии, пусть даже в полном соответствии с пожеланиями и волей народа, не решает коренных проблем страны. Даже наоборот - они продолжают усугубляться. Растет коррупция, чиновничий произвол и издевательства над гражданами, монополизация экономики, продолжается деградация суда и всей правоохранительной системы, призванной защищать в том числе право собственности. Власть, состоящая из силовиков, оказывается бессильной перед эскалацией террора. Архаичная, пришедшая из прошлых веков система власти, при которой отношения правящей бюрократии и народа напоминают отношения пастуха и стада, делает Россию исторически обреченной страной.


* * *


Идея демократического национального государства, которым по Конституции является современная Россия, кардинально противостоит идее имперского государства, которым продолжает оставаться Россия на деле


* * *


Владимир Путин, открыто ностальгирующий по советским временам, взял курс на восстановление империи, пусть и в новых, гораздо более скромных территориальных границах


* * *


Новый закон о госслужбе превращает 700 тысяч федеральных чиновников в закрытую капу с беспрецедентными привилегиями - и это на фоне только что отнятых мизерных льгот у наиболее обездоленной чаш народа