"Заморозком Михаил землю прихватил"
Так говорят на Руси 19 сентября, отмечая именины этого святого. В Михайлов день крестьяне старались не работать в поле, опасаясь, что Бог может наказать их за ослушание. Но в то же время именно этот день считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем. Утренники торопят, а вот светлое время как бы замедляет свои обороты, поэтому говорят: "День укоротился на Михаилу уже на 5 часов".
20 сентября - именины мученика Созонта. Народ прозвал этот день луковым, так как подходил последний срок выкапывания лука из грядок. Существовала такая примета: чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока весь он с грядок не будет убран.
Именно с этого дня начинался в России большой торг репчатым луком. "Лук в косицы плетут девицы", - говорили в эту пору на Руси. Связки луковиц развешивали по всему дому. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и прекрасно очищает воздух. А крестьяне подвешивали луковые головки на шею животным, чтобы уберечь их от мора.
21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвятая Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете в семье святых праведников Иоакима и Анны. Родители были бездетны и в преклонных годах, но не теряли надежду на милость Божию, веруя, что Господь может даровать им чадо и в старости. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес этим праведникам радостную весть, что молитвы их услышаны и родится у них дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. Приветствуя появление на свет Пресвятой Богородицы, вся христианская Русь гасила старые огни и зажигала новые, словно в день весеннего равноденствия.
В этот день заканчивается бабье лето и подходит вторая встреча осени. Поэтому народ торжественный церковный праздник Рождества Богородицы называл на свой простецкий лад - осенины, оспожинки, считая праздником плодородия и урожая. Целую неделю гостевали друг у друга в семьях - у свекра, свекрови, тещи и тестя. Чтобы наладить отношения с родственниками, устраивалось общее застолье, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелегкие семейные отношения иногда подслащивали медом, поскольку этот день считался еще и пасековым днем, когда пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.
23 сентября - день Петра и Павла, которых в народе прозвали рябинниками, к этому сроку ягоды рябины становятся сладкими. "Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет", - говорит народ. Нынче рябиновое дерево дремлет, видно, не по душе пришлось ему жаркое лето. Раньше рябиной крестьяне украшали свои жилища, а оставшиеся на кусте ягоды предусмотрительно оставляли братьям нашим меньшим. Пусть дрозды-рябинники, снегири-краснозобы, другая какая птаха в холода ею подкормится. Кстати, много ягод на рябине предвещает строгую зиму.
А вот 24 сентября именины у Федоры. "Под Федору лето кончается, осень начинается", - говорят на Руси. Обычно становится к этому сроку слякотно и холодно, все чаще идут дожди. Потому и замечали люди: "Не каждое лето до Федоры дотянет". А какой будет Федора в старину, определяли так: если пчелы в другой раз заводят летку, то будет теплая и долгая осень. Чаще Федору называли "замочи хвосты". "Осенние Федоры подол подтыкают", а зимние Федоры, которые отмечаются 12 января, - "платком рыло закрывают".
Хлеборобы прозвали Федору - обдерой, ведь именно к этому сроку старались крестьяне обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу, видно поэтому и поговорка сложилась: "Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь".