ТАКОВ ДЕВИЗ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ФЛОТА
В сентябре исполняется 13 лет, как группа морских офицеров-единомышленников выступила с инициативой создания Общественного совета "300 лет Российскому флоту", в дальнейшем преобразованного в общероссийское Движение поддержки флота. О направлениях работы и достижениях организации корреспонденту "ВПК" рассказал председатель ДПФ Михаил НЕНАШЕВ.
- Михаил Петрович, с какой целью создавалась возглавляемая вами организация и что собой представляет ДПФ сегодня?
- В лавинной суматохе громаднейших событий 1991 года, когда многие безумцы или советчики за чужие деньги призывали: "штыки в землю", "демократическому государству столь мощные флот, армия и прочие силовые структуры больше не нужны", мы - небольшая группа товарищей-единомышленников, в которую входили как офицеры флота, так и гражданские ученые-историки, журналисты, - искренне отстаивали позицию, что сильный флот, так же как и разумная демократия, стране жизненно необходимы. И для привлечения полноценного внимания к флоту и его проблемам сначала создали Общественный совет "300 лет Российскому флоту", а впоследствии преобразовали его в Движение поддержки флота. Тогда же, чтобы действовать не разрозненно, мы задались целью объединить все составляющие Российского флота: ВМФ, морскую погранохрану, морской, речной, торговый и рыбопромысловый флоты, судостроительную, судоремонтную промышленности и морскую науку - в рамках этой единой благородной идеи. В результате наших усилий на сегодняшний день общероссийское общественное Движение поддержки флота состоит из 62-х региональных отделений, которые объединяют более 40 тыс. человек. Имеются представительства ДПФ в Белоруссии, Киргизии, на Украине. Как и положено по уставу, управление в Движении осуществляет правление, Совет ДПФ, раз в 4 года мы собираем съезды, на которых подводим итоги, намечаем планы дальнейшей работы. Наша общественная организация объединяет людей разных социальных слоев старше 18 лет: как находящихся на службе, так и ветеранов, молодежь и тех, кто не имеет формального отношения к флоту. Потому что смысл Движения в его девизе: "Вместе за Россию и Флот!" К примеру, старейшему члену Движения Павлу Ивановичу Кулькову недавно исполнился 101 год. Он живет в городе Кингисепп Ленинградской области, бывший матрос, ветеран Великой Отечественной войны.
- Чего добилось ДПФ за 13 лет своего существования?
- Главное, что можно особо отметить, - это то, что, несмотря на все тяжелые обстоятельства, которые переживает страна, наша общественная организация, как говорится, в борениях и делах устояла и продолжает действовать. Актив команды единомышленников, с кем мы 13 лет назад начинали вместе работать, тот же. За это время - 1991-1996 годы - нам удалось воплотить в жизнь инициативу по проведению кампании в честь 300-летия Российского флота на общенациональном уровне. Хочу подчеркнуть, что в Отечестве нашем до этого момента всероссийские юбилеи отмечались всего лишь 2 раза, да и то свыше: 300 лет Дома Романовых в 1913 году по велению царского манифеста и 100-летний юбилей Ленина в 1970 году по решению ЦК...
Благодаря нашему Движению были достроены 3 корабля: "Ханты-Мансийск", "Югра" и "Валентин Пикуль". Первые 2 корабля стояли на стапелях, причем один из них был готов порядка на 60%, другой - на 70%, но их по причине нехватки средств уже собирались порезать на металл... Чтобы достроить, а не угробить корабли, мы объявили всероссийский сбор денежных средств. Первыми на эту инициативу откликнулись простые люди, затем руководство Ханты-Мансийского автономного округа, которое целевым образом перечислило в город Северодвинск на судостроительный завод недостающие деньги, и в результате сейчас эти 2 корабля несут морскую пограничную вахту. В 1995-1997 годах мы также объявили сбор средств на достройку морского тральщика "Валентин Пикуль": была сформирована наблюдательная комиссия, открыт счет в Сбербанке России, на собранные деньги - около 500 млн. рублей - было закуплено необходимое оборудование, и завод в Санкт-Петербурге достроил этот корабль. Сегодня тральщик достойно несет вахту в составе Черноморского флота. Но самое главное, что эта общенациональная кампания послужила фактором народного воздействия: народ понес копейку, и это в какой-то мере побудило власти заниматься достройкой и строительством других кораблей. Среди которых был и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий".
И, наконец, совсем свежий пример нынешнего времени. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", который очень долго стоял у стенки, благодаря нашей совместной с другими организациями работе сейчас в море. А ведь каких-то полгода назад у командования и экипажа этого корабля в преддверии столетнего юбилея наркома ВМФ - Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова - было отнюдь не праздничное настроение.
Из биографии нашего Движения помимо этих дел также выделяется и "Морской вечер в Кремле", который прошел по нашей инициативе 19 апреля 1995 года. В Кремле состоялась Кают-компания, на которой представители высших эшелонов власти и морского сообщества попытались всерьез с точки зрения истории, современных проблем в период реформ и преобразований заявить о том, что стране нужны сильный флот и сильные Вооруженные Силы.
В этом же духе - 30 марта 1999 года - мы подготовили и провели всероссийскую научно-практическую конференцию "Национальная морская политика России: разработка и реализация". Потом по итогам этой конференции была издана книга "Национальная морская политика России" тиражом 10 тыс. экземпляров. Мы издали и распространили эту книгу, так что теперь она имеется практически во всех библиотеках военных и гражданских кораблей, вузов, мореходных училищ, академий, рыбопромысловых колледжей и т.п.: к примеру, в Академии Генштаба в Москве и в Морском университете им. Невельского во Владивостоке теперь читают курсы на тему "Национальная морская политика России". К разряду сделанного мы относим и издание совместно с Российским военным сборником фундаментального труда "Военно-морская идея России". Данная книга сначала вышла тиражом 5 тыс. экземпляров, но так быстро разошлась по читателям и библиотекам вплоть до корабля 3-го ранга включительно, что было необходимо выпустить ее в таком же количестве вторым тиражом. Я хотел бы здесь особо поблагодарить преподавателей Военного университета, работавших над этой книгой, и в частности офицеров-подвижников Александра Савинкина и Игоря Домнина, которые возглавляли творческий коллектив. Ну, и только что к 100-летию Николая Герасимовича Кузнецова благодаря контр-адмиралу Николаю Гусеву и генеральному директору судоходной компании "Совкомфлот" Игорю Скарге мы издали 100-тысячным тиражом книгу "Флотоводец".
Совместно со страховой компанией "Мегарус" нами подготовлен документальный фильм
"Флотоводец", благодаря которому широкая аудитория узнает, кем был и остается для нас всех адмирал Кузнецов.
- Какая-то часть тиража книг поступает в магазины, а какая-то на корабли?
- Нет! В 99% случаев книги, все изданное нами поступает на корабли, в части, в вузы, библиотеки, военкоматы, клубы юных моряков, то есть предназначается конкретным читателям, как военным, так и гражданским. Область распространения "Флотоводца" будет еще шире - книга поступит во все (!) областные и другие крупные библиотеки страны, что, надеюсь, послужит морскому просвещению нашего общества.
- На какие средства ДПФ реализует все эти инициативы?
- У нас есть свое издательство "Садовое кольцо", и доход от него мы направляем на оплату арендуемых помещений, зарплату сотрудникам и, естественно, мы обращаемся к разным структурам, которые финансируют тот или иной проект. Нам неоднократно реально содействовали, к примеру, "Рособоронэкспорт", "Газпром", "Оборонпром", "Онэксимбанк", Сбербанк России, страховая компания "Мегарус", различные компании и структуры рыбопромыслового, речного, морского флотов и многие другие. Так, на издание книги "Флотоводец" "Совкомфлот" перечислил около 3 млн. рублей. Благодаря подобным связям мы также оказали конкретную помощь примерно двадцати тысячам людей - кадровым военным морякам, рыбакам, речникам, судостроителям, пограничникам, ветеранам и инвалидам флота.
- Какую поддержку оказывали ДПФ представители госструктур, различных органов власти?
- Здесь скорее всего можно говорить не о поддержке, а о взаимодействии. Мы обычно выступаем с инициативой, и если тот или иной руководитель видел в этом смысл, он оказывал нам содействие. Системного подхода, как такового, не было и нет. Хотя за эти 13 лет со стороны Администрации президента России, правительства, Министерства обороны, руководства ВМФ, Министерства транспорта, Совета Федерации, Госдумы, руководства Москвы, Московской области, многих других регионов страны, рыбопромысловых, торговых и судостроительных структур нам в очень многих случаях шли навстречу.Но, к сожалению, случалось и такое, когда в органах государственной власти и в разных ведомствах находились чиновники, которые тормозили многие наши инициативы.
- Каковы дальнейшие планы Движения поддержки флота?
- Наши цели сегодняшнего и завтрашнего дня сформулированы в программе Движения: разработка и реализация национальной морской политики совместно с государственными и общественными структурами; морское просвещение общества; духовная, моральная и материальная поддержка действующего флота; законодательно-нормативное обеспечение действий и развития флота. Ну, а если говорить о конкретных направлениях, то мы, например, планируем довести до программного состояния работу под символическим названием "Каждой школе по шлюпке". Имеется в виду, что в каждой школе должны быть созданы морские классы или секции, в которых дети бы занимались изучением азов морского дела - как управлять яхтами или шлюпками. То есть мы хотим работать с молодежью, не только с помощью агитации словами, но и через спорт, в частности, парусный, благо Россия не только морская страна - почти все великие реки и мощные озера, водохранилища - находятся у нас. Это необходимо, если мы хотим, чтобы дети росли спортивными и любознательными, а офицеры флота, увольняясь, шли не в охранники, а передавали свои знания, умения молодежи в клубах юных моряков. Конечно же, в мае 2005 года мы не сможем пройти мимо печальной даты - столетия Цусимского сражения, поэтому уже сейчас готовим обращение к патриарху Русской православной церкви - чтобы была проведена во всех храмах панихида по погибшим морякам. Также мы готовимся провести конференцию по Цусиме, сделать подробный анализ прошлых событий, потому что уж много уроков мы так и не извлекли из трагических событий тех прошлых лет. Но в большей степени следующий год будет посвящен социальным направлениям: через властные органы, через Госдуму, через правительство мы будем стараться оказывать помощь конкретным людям, которые сейчас несут вахту на флотах.
- Каким вы видите будущее Российского флота, исходя из не совсем безоблачных реалий настоящего времени?
- Сейчас наметилось выздоровление флота, которое, правда, проходит очень тяжело. Недавно я вернулся с Дальнего Востока, где побывал во всех структурах и составляющих флота, -люди, работающие, служащие там, говорили, что с нетерпением ожидают таких изменений в законах, которые бы способствовали службе, работе. Если общество будет оказывать давление на власть и власть будет заниматься флотом, я вижу Россию такой же, какой ее задумывал Петр I, - великой морской державой. Ведь нам флот нужен не для парадов, не для праздников, а для защиты страны, для представления интересов. А у России есть интересы по всему миру.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
НЕНАШЕВ Михаил Петрович
Родился 18 марта 1960 г. в селе Козловка Терновского района Воронежской области. В 1983 г. окончил Высшее военно-морское политическое училище в Киеве, в 1993 г. - социологический факультет МГУ им. Ломоносова. Проходил службу на Северном флоте в должностях заместителя командира тральщика по политической части, помощника начальника политотдела по комсомольской работе Кольской флотилии. В 1991-1996 гг. работал в Комитете по делам военнослужащих и членов их семей при правительстве РФ, Федеральном информационном центре России, Комитете Государственной Думы России по обороне. В сентябре 1991 г. организовал и возглавил Общественный совет "300 лет Российскому флоту", позже - Движение поддержки флота. Капитан 1 ранга запаса. Кандидат политических наук. Женат, имеет сына.