В платное телевидение потекли крупные деньги: инвесторы, до недавнего времени предпочитавшие вкладывать средства в быстро окупаемые проекты, поняли, что российское альтернативное ТВ - дело прибыльное. Теперь в этом никаких сомнений не осталось: компания "НТВ-Плюс", лидирующая на рынке платного телевидения, вышла на операционную безубыточность и работает на прибыль. О перспективах компании и недалеком будущем нашего телевидения рассказывает Генеральный директор телекомпании "НТВ-Плюс" Александр Орджоникидзе.
- Эфирное телевидение грозит превратиться в сплошную рекламную паузу, интерес к платным телеканалам постоянно растет. Насколько реальна возможность замещения бесплатного телевидения платным?
- Для меня совершенно очевидно, что платное телевидение ждет такой же скачок, какой произошел на рынке мобильной связи. Потребители уже готовы платить за качество телекоммуникационных услуг, как они платят сейчас за качественное образование или медицину. И этот взлет не заставит себя долго ждать. Посмотрите на операторов сотовой связи - к ним ежегодно приходят миллионы новых абонентов. Люди поняли преимущества сотовой связи и уже не представляют себе жизни без мобильного телефона. То же самое произойдет и с платным телевидением. Кстати, абонентская плата за услуги "НТВ-Плюс" не больше средней месячной платы за услуги сотовой связи. А наша аудитория уже сейчас сопоставима с аудиторией эфирного телевидения: сегодня она составляет более полумиллиона человек, примерно такое же число зрителей у некоторых московских каналов. Развитие технологий еще больше приближает взлет платного ТВ.
- И все-таки эфирное телевидение очень привлекает своей бесплатностью...
- На самом деле получается, что и за просмотр эфирных каналов приходится платить. Но не деньгами, которые потом можно заработать, а временем и вниманием, потраченными на ожидание во время рекламных пауз.
- До недавнего времени компания "НТВ-Плюс" несла убытки из-за нелегальных подключений. Как вам удалось победить пиратство?
- Пиратство наносило нам многомиллионный ущерб. Еще в июле прошлого года мы провели смену системы кодировки сигнала, чем пресекли производство и распространение нелегальных карт доступа к нашим каналам. Мало того, мы разработали собственную политику борьбы с пиратами и готовы вкладывать в нее деньги - это окупается. Пираты вечны - всегда найдутся дельцы, желающие нелегально и быстро заработать. Наша тактика - быть на шаг впереди пиратов. В этом году мы еще раз сменим кодировку уже в профилактических целях.
- В результате этой борьбы абоненты не страдают?
- Мы стараемся сделать процесс смены кодировки максимально комфортным для наших подписчиков. Заранее уточняем адреса абонентов, за свой счет рассылаем карточки новой системы доступа, некоторое время ведем вещание в старой и новой кодировках. Организационно это достаточно сложный процесс для компании, но мы идем на это, потому что если не бороться с пиратством, все остальное теряет смысл. Сколько угодно можно заниматься контентом, рекламой, маркетингом и так далее, но если люди будут иметь возможность нелегально смотреть наши программы, это нас просто-напросто лишит источников доходов. А если доходы кардинально падают, компания лишается средств на закупку хороших фильмов, интересных спортивных событий.
- Вы вышли на операционную безубыточность не только благодаря победе над пиратами?
- В этом году мы сделали упор на продвижении услуг телекомпании. Результаты опросов, проведенные нашими маркетологами, показывают, что зачастую люди не только не знакомы с "НТВ-Плюс", но даже не представляют, что платное телевидение существует в принципе, особенно это касается регионов. Мы поняли, что в первую очередь людям надо объяснить, что есть платное телевидение, в чем его преимущества, и почему за телевидение надо платить.
- Доказать людям необходимость платить за то, что они привыкли получать бесплатно - задача не из легких...
- Наша задача более масштабна, чем просто продвижение собственного брэнда - мы развиваем новую категорию услуг, пытаемся изменить привычные схемы потребительского поведения. Приходится постоянно искать и находить новые способы донести до аудитории ценности спутникового ТВ. Например, в регионах мы проводили массовые мероприятия: праздники, фестивали. Во многих регионах России телекомпания в партнерстве с локальными телевещателями проводила конкурс-акцию "Кино-Плюс". Всем желающим предлагалось написать продолжение популярных блокбастеров. Затем по лучшим сценариям в городском парке культуры снимались мини-фильмы, которые потом демонстрировались на местных телеканалах. Вообще, надо сказать, что региональный рынок очень перспективен: развлечений там меньше, чем в Москве, люди не избалованы качеством и разнообразием программ.
- Вкусы региональных абонентов отличаются от московских?
- В Москве публика более искушенная - есть спрос на европейское, азиатское, артхаусное кино. Но изменение вкусов - дело времени. Сейчас мы проводим агрессивную маркетинговую политику, которая себя оправдывает. Судите сами: мы добились быстрого роста абонентской базы, на 1 сентября мы достигли отметки в 305 тысяч абонентов - вдвое больше, чем год назад. На платформе появились новые каналы, сам контент стал более разнообразным - а это главное, что побуждает людей подписываться на наши пакеты, и не просто подписываться, а еще и платить деньги.
- Конкуренты не мешают?
- Уникальность "российской модели" платного телевидения в том, что главным конкурентом российского спутникового телевидения являются не другие компании, продвигающие на рынок свои каналы, а бесплатное эфирное телевидение. Такого количества нашумевших фильмов, такого разнообразия спортивных трансляций, как на российском ТВ, нет ни в Америке, ни в Европе.
- Чем же европейское бесплатное ТВ хуже нашего?
- Очень слабый кинопоказ. Спортивные события почти не освещаются, за исключением показа Олимпиады и чемпионатов мира и Европы по футболу. И это практически все. Чемпионат страны по футболу в Италии, Испании или в Англии вы по бесплатному телевидению не увидите. Европейцы чемпионат своей собственной страны смотрят только по платным каналам. У нас ситуация кардинально другая, поэтому платное телевидение волей-неволей конкурирует с эфирным.
- Что вы противопоставите главному конкуренту?
- Главное преимущество "НТВ-Плюс" - это контент, который мы будем развивать и дальше. Любителям кино мы предлагаем несколько киноканалов на любой вкус. Спортивные болельщики оценят по достоинству пакет "Спорт" - три канала, из которых один полностью посвящен футболу, еще один - прямым трансляциям, третий - самым интересным событиям мирового спорта. Без ложной скромности скажу - у нас лучшее спортивное вещание в России, и с этим согласится любой эксперт. Для меломанов - несколько музыкальных каналов, для деловых людей - несколько новостных... Кроме того, у нас нет рекламы, а для большинства людей это огромный плюс.
- За что конкретно платят деньги абоненты "НТВ-Плюс"?
- За качество и свободу выбора. В этом году мы расширили пакет программ и каналов. Популярные каналы "Премьера" и "Киноклуб" теперь можно смотреть круглосуточно. Появились новые каналы "Спорт Онлайн" и "НБА-ТВ", "Телевизионный дамский клуб", "Из рук в руки-ТВ", "Рамблер Телесеть", "РБК-ТВ", первый интерактивный музыкальный канал "Мюзик Бокс" и другие.
- Расскажите подробнее о новых каналах.
- "Спорт Онлайн" - канал прямых трансляций собственного производства. Для тех, кто любит спорт, очень важно видеть соревнование в прямом эфире. Для телевидения право прямой трансляции - существенный фактор, потому что если знаешь итог матча, смотреть уже не так интересно. Деловому каналу "РБК-ТВ" уже год, так что поздравляю коллег с годовщиной вещания. "Телевизионный дамский клуб", как не трудно догадаться, рассчитан на женскую аудиторию. Рекламный канал "Из рук в руки" - это телеверсия известной газеты бесплатных объявлений. На нашей платформе для любителей отечественных сериалов с сентября появился канал "Телеклуб", где можно смотреть любимые сериалы без рекламных блоков. Зрители интерактивного канала "Мьюзик Бокс" сами формируют его содержание, голосуя за понравившийся клип.
- Есть ли каналы, рассчитанные на более узкую аудиторию?
- Сейчас мы как раз работаем в этом направлении, скоро у нас появится целый ряд узконишевых каналов. Недавно в базовый пакет был включен китайский канал: новости, познавательные, развлекательные передачи на китайском языке. Планируем создание юмористического канала, канала европейского кино, православного канала. Кстати, все новые каналы, за исключением "Спорт Онлайн", идут в базовом пакете, цена которого не изменилась. В ближайшие полгода мы планируем запустить 10-15 новых каналов.
- Сейчас во многих регионах получило развитие кабельное телевидение. Вы не рассматриваете его в качестве конкурента?
- Кабельное телевидение в регионах только зарождается и развивается очень неровно: в одном городе можно увидеть по "кабелю" популярные во всем мире каналы вроде Discovery, в другом регионе работают только совсем слабые каналы местных компаний, которые кроме программ собственного производства ничего не показывают. Кроме того, большинство регионов работают на аналоговом оборудовании, которое не позволяет дать картинку хорошего качества. Мы рассматриваем кабельное телевидение как партнера. В этом году компания "НТВ-Плюс" сделала первый шаг в этом направлении - мы заключили договор с московским кабельным оператором КОМКОР-ТВ, которому предоставили каналы собственного производства.
- Возможна ли такая модель взаимодействия в регионах?
- В принципе возможна, но пока большинство региональных компаний не соответствует нашим требованиям, хотя они очень быстро развиваются. Вдохновленные успехом "НТВ-Плюс" инвесторы начинают вкладывать деньги в платное ТВ.
- У вас какие-то особые требования к партнерам?
- Да, и прежде всего это технические требования, юридические и финансовые. Во-первых, совместные проекты возможны только с компаниями, работающими на цифровом оборудовании, аналоговое не подходит. Во-вторых, компании должны полностью соответствовать юридическим требованиям, то есть работать в легальном поле. И, наконец, финансовая деятельность будущего партнера должна быть прозрачной.
- Увидеть Олимпиаду мечтали все любители спорта, удалось ли осуществить мечты ваших абонентов?
- На протяжении всей Олимпиады абоненты "НТВ-Плюс" могли видеть сразу на трех спортивных каналах собственного производства "НТВ-Плюс" 48 часов прямых трансляций Олимпиады в сутки. Это беспрецедентный показ Олимпийских игр не только в нашей стране, но и в мире. А что предлагает эфирный канал? Вживую - может быть финал, какие-то острые моменты, ведь нужно время для фильма, новостей и рекламы. Специализированные спутниковые каналы могут позволить себе особые проекты.
- Как удалось организовать такой показ?
- От спортивной редакции телекомпании в Афины поехало несколько десятков человек, которые работали на протяжении всех игр. Все соревнования наши абоненты могли смотреть и в прямом эфире, и в записи 48 часов в сутки сразу по трем спортивным каналам "НТВ-Плюс". Даже физически невозможно, присутствуя на Олимпиаде, увидеть все - соревнования проводятся одновременно в разных местах на разных стадионах.
- Какие спортивные события "НТВ-Плюс" покажет в обозримом будущем?
- Сейчас начались чемпионаты по футболу европейских стран. Самые значимые мы показываем - это футбол таких стран, как Италия, Испания, Англия, Германия, Франция. Меньше времени достанется чемпионатам Голландии, Шотландии и Португалии. А вот матчи Лиги Чемпионов будут представлены на "НТВ-Плюс" в полном объеме. Сейчас идет кубок мира по хоккею, мы полностью показываем все матчи - для любителей хоккея это большое событие. Мы стараемся не обойти вниманием ни одно из ключевых спортивных событий.
- Что в новом телесезоне увидят любители кино?
- Начиная с сентября и вплоть до новогодних праздников зрителей ожидает коллекция настоящих кинохитов, которые до этого ни разу не демонстрировались по телевидению: "Реальная любовь" с Хью Грантом и Эммой Томпсон, "Остин Пауэре. Голдмембер" с Майком Майерсом, "Страсти Христовы" Мэла Гибсона, "Затойчи" Такэси Китано, две части киноэпопеи "Властелин колец". Планируется показать такие фильмы как "Девять ярдов-2", "Матрица. Перезагрузка", "Гарри Поттер и тайная комната", "Люди-Х 2", "Ван Хельсинг", "Дети шпионов 3D: игра окончена", "Слезы солнца", "Любовь с уведомлением" и многие другие.
СПРАВКА: Александр Орджоникидзе родился в 1968 году в Москве в семье дипломата, окончил МГИМО. В течение 8 лет работал в области маркетинга и PR в иностранных компаниях Sakhalin Energy Investment Company и McDermot International. В 2000 году был приглашен на работу в ОАО "Норильскгазпром", где занимал посты директора по связям с общественностью, первого заместителя гендиректора, а затем и руководителя компании. С июня 2003 года - генеральный директор НТВ-Плюс.