Как в боровичской деревне решили восстановить старинный праздник и что из этого вышло
С самого утра в деревне Великий Порог отмечалось несвойственное крошечному населенному пункту оживление. К местной церкви в центре деревни шли толпы людей, за оградой останавливались машины. Рядом с храмом стояли накрытые столы. На столах - пироги и громадные бутыли с жидкостью, по виду напоминающей брагу... На загадочные бутыли с заинтересованным видом смотрели местные мужики...
Так начиналось празднование престольного праздника святых мучеников, покровителей лошадей Флора и Лавра, или, как его называют местные, "лошадиного" праздника. Здесь его не отмечали уже более полувека. "Три года назад мы с жителями деревни начали восстанавливать местный храм святых мучеников Флора и Лавра и подумали: почему бы и праздник престольный не восстановить в том виде, в каком его праздновали наши предки", - объяснил Сергей Люлин, один из организаторов, директор Боровичского культурно-просветительского центра.
Почему в России издавна принято было считать этих святых защитниками лошадей, до сих пор ходит очень много легенд. Говорят, что христиане - близнецы Флор и Лавр - были каменотесами в Византии во II - III веках нашей эры. И вот как-то некий языческий правитель попросил их построить храм. Храм они построили, но христианский. К тому же обратили множество людей в свою веру. За что и были сброшены в пересохший колодец, из которого через много лет пастухи напоили своих лошадей, и те исцелились.
Почитание этих святых в России началось именно с Новгородской республики в XV веке. Якобы в республике тогда начался мор коней, и спастись от несчастья помогла молитва Флору и Лавру. Этим же веком датирована и икона о Флоре и Лавре, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее. "А в Великом Пороге по традиции в этот день лошадей купали во Мсте, заплетали им в гривы ленты, устраивали ярмарки и варили на берегу реки свое, деревенское, пиво", - добавил Сергей Люлин.
Однако соблюсти все традиции празднования у организаторов не вышло. Нет, состоялась, как и полагается, божественная литургия, была и ярмарка, было и пиво. Не было только лошадей. Или почти не было. В стойлах недалеко от церкви стояли только три лошади. Среди них - один чистопородный орловский рысак по кличке Кунак. Коней во время крестного хода окропили святой водой. Видимо, купание во Мсте организаторы праздника посчитали слишком экстремальным занятием.
Зато было много пива. Та мутная желтая жидкость, сперва показавшаяся корреспондентам "НВ" брагой, и оказалась настоящим деревенским пивом. 40 литров напитка, который местный слесарь Михаил Шапкин начал варить еще за две недели до праздника, собравшиеся выпили за 10 минут. Мы его тоже испробовали и решили, что "крепости все-таки маловато". С чем не преминули согласиться великопорожские мужики. "Побродило бы еще - было бы лучше, - вытерев усы, заявил Николай Маратов, пенсионер из соседней деревни Лазница. - Знаете, в чем разница между заводским пивом и деревенским? Если я, допустим, с голодухи кружку городского выпью, мне маленько... того будет. А деревенского выпью - не пьянею".
Один из почетных гостей праздника - французский писатель Жан-Луи Гуро. Его главным увлечением являются лошади. У нас он известен тем, что в 1990 году, выехав из Парижа, за 75 дней добрался до Москвы на двух конях, которых потом подарил Михаилу Горбачеву. Как признался француз корреспонденту "НВ", деревенское пиво ему настолько понравилось, что он решил самостоятельно сварить его у себя на родине. Однако никто из деревенских жителей не выдал писателю рецепт приготовления напитка.