Главная >> 5 >> 16

Синий огонек, который сплотил село

В отдаленные села Большое Поле и Затока Яворивского района наконец пришел газ. Для этого пришлось проложить 22 километра газовых сетей и истратить 600 тысяч гривен. Когда член газового комитета Евгений Рыбак на торжественном митинге по этому случаю поднялся на трибуну и начал поздравлять жителей, от нервного напряжения даже заплакал. Потому что "о газе мечтали деды наши, родители, и только мы теперь имеем газ в своих домах".


Символический огонек в Большом Поле горел на фоне бывшей большой колхозной фермы, которая смотрела пустыми глазами и вид имела словно после пожара. Поэтому господин Рыбак, кивая на то сооружение и откровенно обращаясь ко всей общине, всем уважаемым гостям из области, сказал: "Наши родители за то, что мы сделали с колхозом, открутили бы нам головы, однако за то, что мы газифицировали села, приставили бы головы назад". Он был прав. Когда-то, когда колхоз реформировали, крестьяне между собой не нашли согласия. Удивительное село Большое Поле, упоминания о котором можно найти в летописях еще в 1380 году, единственное на Львовщине, у которого приход Московского патриархата, православный, а второй - греко-католический. Общины в прямом понимании слова дрались, когда сходились, а когда кто-то из различных приходских общин на одной тропинке встречался, отворачивали головы. Но когда задумали газифицировать село, вместе образовали газовый комитет - общественную организацию, которая должна на своем счете аккумулировать деньги. Ведь в село решили провести газ за средства жителей. Немножко помог "Нафтогаз України", немного фирма "Керамбуд", а в основном - крестьяне продавали скот, из последних сил везли на базар овощи и писали детям в Италию или Португалию: "Помогите, хотим на старость в теплой ванне сами полежать и детей ваших после футбольных игр хорошо отмывать..." Дети, которые отправились на заработки, а такие есть в каждой второй хате, слали деньги и радовались, что после своих странствий по свету смогут вернуться в свое село, которое предстанет перед ними в новом качестве.


Траншеи рыли также вместе, на работу выходили даже дети, а иногда даже и те, кто не имел надежды получить в свою хату газ. По большей части старушки просили под милость Бога оставить в трубах у их домов заглушки, если удастся произойдет чудо и подсобирать деньжат, таким образом смогут проложить и к себе трубу. Во время митинга те одинокие и старшие люди стояли вместе, сплоченные общим чувством лишних на чужом празднике. Когда подошла к ним, просили записать фамилии - "может когда-то и о нас кто-то позаботится?". Я честно записывала: Садкова София, Бояновская Оксана, Дахнович Ева, Мавиишин Слава... Честно говоря, они не жаловались, хотя в глазах была грусть. Они радовались за других и говорили: такая жизнь... Все-таки удивительно терпелив наш народ.


"Что ни говорите, а люди сделали большое дело, которое сплотило их, - сказала сельский председатель Дарья Цвик, - они поверили в свои силы, в то, что село на пути процветания, в то, что вместе они смогут осилить большие дела. А за этим может и наши дороги будут лучшими, и связь с городом. Все теперь должно прийти к нам, измениться к лучшему. Когда люди друг друга понимают - жизнь обязательно меняется..."