Три дня в подмосковных городах Монино и Жуковском проходили феерические авиашоу, посвященные профессиональному празднику Военно-воздушных сил России
ПРОДЕЛАНА огромная подготовительная работа. Задумано все было здорово. Но возникает вопрос. Зачем проводить два грандиозных, весьма затратных и похожих мероприятия в одни и те же дни? Да и погода приготовила свой сюрприз. Из-за проливных дождей и в Монино, и в Жуковском пришлось отменить полеты в субботний день. В общем, организационная несогласованность и дождь привели к тому, что зрителей на праздниках было не так много, как ожидалось.
Но корреспонденту "Парламентской газеты" повезло. Он был на открытии праздника в Монино, и погода в этот день была хорошей.
Здесь зрители впервые смогли окунуться в эпоху Второй мировой войны, посетив специально воссозданный военно-полевой аэродром. Грунтовая взлетно-посадочная полоса, самолеты времен Отечественной войны, укрытые маскировочной сеткой, блиндаж и даже расчет пожарной машины. Раньше все это можно было увидеть лишь в кадрах кинохроники. Вот только вместо 85-миллиметровых зениток образца 1939 года стояли современные спаренные пушки, явно диссонируя со всей обстановкой военных лет.
Не отличалось зрелищностью и широко разрекламированное "Отражение налета вражеской авиации на позиции аэродрома". Так и не поднялся в воздух бомбардировщик "Юнкерс -87", с которого аккуратно содрали наклейки, прикрывающие фашистские свастики. Лишь глаз знатока мог определить имитацию захода на бомбовый удар, а также боевой маневр самолетов, отражающих нападение. Даже рев сирены воздушной тревоги и стрельба зениток не привнесли эффект хотя бы условной достоверности, а выехавшая на поле машина с автоматчиками, вооруженными ППШ, никоим образом не вписывалась в канву представляемого действия.
ВСЕ ЖЕ праздник состоялся. Сюда приехали летчики - ветераны и участники Великой Отечественной войны, любители захватывающих авиационных зрелищ, особенно много было детей. Ну где еще можно увидеть настоящий фронтовой истребитель Ла-7, тот самый, на котором летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб! Именно на этой машине прославленный летчик сбил 17 вражеских самолетов, в том числе реактивный Ме-262.
Знакомлюсь с убеленным сединами полковником в отставке, кандидатом военных наук Виктором Трубачевым, который с видом знатока осматривает МиГ-3. Он участник войны и несколько раз летал на этом самолете.
- Только вот вылеты были не совсем удачные, - рассказывает Виктор Алексеевич, - не сбил ни одного фашистского самолета. Иногда после жаркого боя домой возвращались "на честном слове и на одном крыле".
Возможности нынешней техники нам продемонстрировали пилотажные группы "Стрижи" на МиГ-29 и "Русские витязи" на Су-27. Это было действительно захватывающее зрелище. С замиранием сердца смотрели зрители, как огромная современная машина свечой уходила вверх, а затем, вопреки всем законам земного тяготения, замирала на высоте, сваливалась в штопор, камнем падая на землю, а в последний момент взмывала и плавно уходила в небесную синеву. Была продемонстрирована и знаменитая "кобра". Высоко кверху задрав нос, самолет медленно летит вперед брюхом, затем выравнивается и в доли секунд вновь набирает скорость. Как всегда, восторг зрителей вызывали "тюльпан" (идущие в боевом порядке четыре машины вдруг резко расходятся в разные стороны) и ставшие уже хрестоматийными "петля Нестерова" и "бочка". Летчики выписывали в небе такие невероятные кульбиты, от которых здесь, на земле, дух захватывало и кружилась голова. А что уж говорить о тех, кто находится в кабинах самолетов! Но все эти фигуры высшей пилотажной акробатики не самоцель, а приемы воздушного боя. И в зависимости от того, как овладеют летчики этими навыками, зависит успех в реальном сражении.
Не подкачали и "старички". Эти раритетные бипланы и монопланы времен войны, прибывшие к нам из-за границы (наша газета подробно рассказывала об этом в одном из своих номеров), чихая и фыркая, смешно подпрыгивая на кочках, как и шестьдесят с лишним лет назад, рвались в небо. Угловатые и нескладные на земле, они преображались в воздухе. Стряхивая со своих крыльев пыль десятилетий, машины закручивали "мертвые петли", срывались в пике, крутили "бочки", элегантно и даже кокетливо помахивали крыльями, приветствуя публику и вызывая у нее неподдельный восторг.
ПЕРВЫЕ российская публика смогла увидеть в Монино полет самого массового американского бомбардировщика Второй мировой войны В-25 "Митчел". Всего было построено 9889 таких машин. Самолет этой серии 24 декабря 1941 года впервые потопил японскую подводную лодку. А 18 апреля 1942 года 16 "Митчелов" совершили исторический акт возмездия за налет на Перл-Харбор - бомбили японские острова. С этого же времени В-25 стали поставляться в Советский Союз по программе ленд-лиза. И как воспоминание о прошлом в нынешнем демонстрационном полете вместе с экипажем участвовал Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Решетников, который летал на такой же машине в годы войны.
Вспомнил молодость и генерал армии, заслуженный военный летчик, бывший главком ВВС Советского Союза и России, Герой России Петр Дейнекин. Вместе с чешским летчиком Иозефом Тотом он поднялся в подмосковное небо на Як-11.
Ну а всеобщим любимцем стал австрийский пилот Ханс Арх, который на своем Эйдж-540 исполнил удивительный по насыщенности немыслимыми трюками полет. Впрочем, его воздушная программа так и называлась - "Абракадабра".
...Уже и шея болит, и плечи онемели, но невозможно оторваться от этой красоты, и тысячи людей часами стоят, задрав вверх головы, любуясь вертолетным дефиле и парашютным десантом. Вот тут-то и начинаешь верить бывалым летчикам, которые говорят, что небо позабыть нельзя. Оно не отпускает любого, кто хоть раз держал в руках штурвал самолета.
Монино - Москва.