В октябре исполнится ровно год работы отечественного железнодорожного транспорта в новом качестве - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). 1 октября 2003 года был дан старт реформе важнейшей отрасли национальной экономики. Тогда в результате разделения на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления на основе структурных подразделений Министерства путей сообщения была создана корпорация ОАО "РЖД".
В начале августа, к своему профессиональному празднику, наши железнодорожники подвели предварительные итоги первого года реформирования отрасли. Судя по финансовым и производственным показателям, можно с уверенностью говорить о том, что реформа на железной дороге движется в правильном направлении. Стремительными темпами растут объемы грузовых перевозок, серьезно прибавили в объемах и пассажирские перевозки, растет производительность труда, снижаются издержки, опережают плановое задание показатели размера прибыли от основных видов деятельности.
За первое полугодие 2004 года ОАО "РЖД" перевезло 593, 5 млн тонн грузов (рост 5, 9%). Грузооборот за указанный период составил 883, 9 млрд т.км, что на 70, 4 млрд (8, 7%) выше показателей первого полугодия 2003 года.
Российские железнодорожники также увеличили объем перевезенных пассажиров в дальнем сообщении на 5, 4% по сравнению с тем же периодом 2003 года - до 61, 7 млн человек. Число перевезенных пассажиров в пригородном сообщении за шесть месяцев текущего года увеличилось на 3% - до 578 млн 532 тыс. человек.
Нужно понимать, что за сухими цифрами стоит напряженный труд огромного коллектива ОАО "РЖД", а это 1, 2 млн человек, что составляет 2% от численности населения, занятого в отечественной экономике.
Наряду с производственными успехами реформа на железнодорожном транспорте проявляется и в совершенствовании системы управления, в изменении принципов взаимоотношений ОАО "РЖД" как со своими партнерами, так и с обществом в целом. На дороге последовательно проводится политика открытости, прозрачности и демократизма. Наглядным тому подтверждением служит встреча президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева с представителями федеральных и региональных средств массовой информации в рамках празднования Дня железнодорожника. Среди приглашенных оказался и журналист "НН".
29 июля из всех регионов страны по приглашению руководства ОАО "РЖД" в Москву съехались представители электронных и печатных СМИ с тем, чтобы познакомиться с передовым опытом работы российских железных дорог в условиях реформирования отрасли. В течение всего дня представители Московской железной дороги водили журналистов по новым объектам, демонстрируя совершенно новые для России проекты, реализация которых сегодня оказалась возможной благодаря тем позитивным переменам, которые происходят на железнодорожном транспорте. Не исключено, что эти проекты, апробированные и отработанные в столице, совсем скоро будут реализованы в различных вариациях и в регионах.
О столичном опыте реформ, а также о встрече представителей СМИ с президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым читайте в материале Юрия Голикова "Год реформ: Откровенный разговор" на стр. 3.