Главная >> 5 >> 15

Они работают, чтобы согреть нас суровой российской зимой подразделения, прокладывающие современные теплотрассы, своего рода строительный "спецназ".

Много лет назад, когда я только поступила в первый класс, мой отец, инженер, был назначен начальником управления теплового хозяйства южного курортного города. Многие наши московские знакомые шутили тогда: какое тепловое хозяйство может быть на юге? Ведь там и так тепло!


Хоть средняя температура зимой была плюс пять градусов, работы у тепловиков и коммунальщиков даже у теплого моря было хоть отбавляй. Часто я не видела отца по неделям, а о том, что он приходил домой, пока я спала, узнавала только по хорошенько отдраенным и сохнущим ботинкам. Значит, снова была авария на теплотрассе, догадывалась я. (Отец нередко сам спускался в траншею, чтобы определить, как лучше и быстрее устранить причину аварии.)


Тогда я и представить себе не могла, что спустя годы мне придется познакомиться с самым колоссальным "тепловым хозяйством" в мире. Именно так можно без особой натяжки назвать московские тепловые сети.


Ведь по протяженности тепловых сетей и объемам перекачиваемой воды столице России нет равных в мире. Как, впрочем, и нет второй такой огромной страны с подобным суровым климатом.


Как раз в эти дни для тепловиков самый напряженный период. За короткое северное лето, в свое время метко названное Пушкиным "карикатурой южных зим", надо успеть проверить все теплосети и, выявив поврежденные участки, заменить, переложить на них трубы... И все это для того, чтобы с наступлением холодов мы могли снова почувствовать, как с понижением температуры за окнами наливаются приятным теплом наши батареи.


Лучшие из лучших


Не ошибусь, если скажу, что инженер-тепловик - одна из самых беспокойных профессий в мире. Но поговорите с любым, и сразу станет ясно, что он не променяет свой образ жизни ни на какой другой.


По мнению человека, связанного с инженерным строительством вообще и с прокладкой теплотрасс в частности, интереснее сферы быть не может.


- Судите сами: ведь каждый участок, будь то капитальный или аварийный ремонт, своего подхода и нестандартных решений требует, - говорит главный инженер ПСФ "АКТЭРОС" Александр Сазонович Матвейчук. -Каждый объект - своего рода головоломка.


Александр Сазонович работает в ПСФ "АКТЭРОС" с 1996 года, а в энергетике вообще - больше 30 лет. Куда только не бросала его судьба! Он строил Норильский металлургический завод и ТЭЦ-26 на юге Москвы, а теперь вот руководит прокладкой тепловых сетей в сложных условиях тесной столичной "анатомии".


Замечу сразу, что компании, которые работают сегодня на объектах МТЭР - а их пять, самых мобильных, оперативных, отлично оснащенных технически, обеспечивающих высокое качество работ, - связывает между собой некое профессиональное братство. ПСФ "АКТЭРОС", "холдинг "ВЕСТ А-СФ", "Комплектэнерго", компания "Теплосистема" и "Энергоремст-рой-1 " будто бы и не соперники (как-никак в стране рыночные отношения), а единая семья.


- Специфика профессии отпечаток накладывает, - считает главный инженер "Комплектэнерго" Юрий Викторович Литвинов.


Удивительное дело. Познакомившись с работой всех пяти компаний, я сделала интересное заключение: огромный интеллектуальный и технический потенциал заключен в каждой из них. Среди руководителей компаний и подразделений - выходцы из профессиональных тепловых и энергетических кругов и представители военных, оборонных ведомств. Все - с огромным практическим опытом.


Среди глав компаний есть и те, кто руководил крупными подразделениями на строительстве олимпийских объектов в Москве, кто работал в Центре управления полетами...


Все это не случайно. Это лишь еще одно свидетельство важности и масштабности дела, которое они сообща выполняют. Столичные тепловые сети в наше время требуют самого квалифицированного подхода - и к ремонту, и к реконструкции. Обеспечить необходимый уровень качества способны только самые лучшие профессиональные кадры, в арсенале которых новейшая техника, собственные передвижные электростанции, мобильные сварочные цеха и рентгеноскопические лаборатории.


В нашем деле самое дорогое - время


Однако вернемся в "АКТЭРОС". Фирма была создана в начале 90-х людьми, отдавшими отрасли годы жизни. Благодаря верному подходу к организации дела сегодня она является одной из ведущих организаций своего профиля и входит в число тех, которым филиал ОАО "Мосэнерго" "Мостеплосетиэнергоремонт" доверил работу на своих объектах. Именно "Мостеплосетиэнергоремонт" (сокращенно "МТЭР") является генеральным подрядчиком по ремонту теплотрасс в городе Москве.


А ответственность в полной мере за исправное состояние мощной разветвленной "паутины", подающей тепло в наши дома, несет эксплуатирующая организация Тепловые сети ОАО "Мосэнерго".


Капитальный ремонт современных теплотрасс - дело трудоемкое, требующее высокой квалификации специалистов и отличного технического оснащения. Такие подразделения - своего рода строительный "спецназ". Хотя Александр Сазонович уверяет меня, что ничего опасного их профессия в себе не таит: обычная работа. С поправкой на высокую степень ответственности.


- Наша задача, - продолжает Александр Сазонович, - выполнить работы на трассе без нарушений и обеспечить ей максимальный срок службы.


С каждым годом требования к качеству выполняемых в этой сфере работ становятся строже. Тем более теперь, когда в большинстве районов столицы перешли на бесканальную прокладку трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией. Главное преимущество этой технологии в том, что трубопроводы, снабженные датчиками оперативно-дистанционного контроля, позволяют эксплуатационным бригадам тепловых сетей вести мониторинг состояния изоляции и, соответственно, состояния трубопроводов.


Если при обычной канальной прокладке о неполадках можно судить лишь по внешним признакам, то в данном случае о любом отклонении от нормы специалистам сигнализируют приборы.


По небольшому изменению сопротивления в контрольных проводах они находят место повреждения с точностью до метра.


Широкое использование этой технологии значительно сокращает сроки перекладки сетей, сводит к минимуму число эксплуатационных повреждений, и в перспективе Москва наконец будет избавлена от сезонных опрессовок.


При бесканальной прокладке на объектах "МТЭР" используются трубопроводы двух отечественных производителей - "Мосфлоулайн" и цеха по производству теплоизолированных систем "МТЭР", пущенного после генеральной реконструкции к началу лета. Эта продукция сертифицирована и отвечает самым высоким стандартам качества.


Тепловые сети - одна из немногих областей инженерии, где требования к качеству, в том числе и к качеству трубопроводов, в России значительно жестче тех, что приняты в странах Европы.


Вместе с Александром Сазоновичем и водителем Алексеем Губановым мы едем в Люблино, на участок, где капитальный ремонт теплотрассы 352 метра протяженностью и диаметром 400 мм ведет комплексная бригада Владимира Сорокина.


- Врезка теплосети намечена на конец августа, - дает разъяснения заместитель главного инженера фирмы Андрей Вячеславович Тихий. - В сентябре планируем провести благоустроительные работы. Все идет по графику, хотя в условиях прокладки трубопровода в песчаную "постель" (так положено по технологии) частые ливни серьезно осложняют дело.


Поскольку грунт здесь, говорят тепловики, "слабый", проектом предусмотрена армированная железобетонная подушка, на которую перед укладкой трубы засыпается песчаная прослойка.


- Обратите внимание на эти специальные ленты красного цвета, - поясняет Александр Сазонович. - Они послужат ориентиром для тех строителей, кто спустя годы будет работать на этом участке, - дадут знать, где именно проходит трасса.


Мы наблюдаем, как в подготовленную траншею подаются трубы в полиуретановой оболочке, рядом готовится к работе сварщик Юрий Сослюк. Процессом руководят старший мастер Василий Чернышев и его помощник Евгений Гайтанов.


Василий Чернышев пришел в ПСФ "АКТЭРОС" в прошлом году. И за этот год отлично показал себя, набрался опыта.


Обращаю внимание, что в организации много молодежи. "АКТЭРОС", оказывается, уже несколько лет поддерживает тесные отношения с ректором Московского инженерно-строительного университета и каждый год по его рекомендации принимает на работу по 2 - 3 молодых специалиста. Мастер - самая первая должность, которую доверяют выпускнику.


Среди тех, кто строго следит за ходом работ и четким соблюдением технологии, служба технического надзора, специально созданная в обновленной структуре "МТЭР", которую возглавляет Андрей Александрович Шрейбер.


- Своя служба технадзора существует и в каждом тепловом районе, -поясняют мне на объекте. - Во втором районе, где мы сейчас находимся, эта служба подчиняется руководителю аналогичной структуры в системе Тепловых сетей ОАО "Мосэнерго" Владимиру Федоровичу Белову.


- В Гурьевском проезде, где работает подразделение во главе с Тото Буртеловичем Сарксяном, мы вынуждены решать серьезную экологическую проблему: прямо на трассе - целая роща. Чтобы вырубить даже одно дерево, необходимо пройти несколько согласований и получить разрешение. Вот мы и ждем, что же будет решено, - горестно замечает Александр Сазонович, - а на дворе уже август. Зима ведь не спросит.


И все мы это понимаем. В нашем деле все можно найти: деньги, материалы, людей. Но вот потерянное время не вернуть.


Уходя с объекта, строители, работающие на прокладке теплотрасс, оставляют после себя благоустроенные скверы, нарядные дворы, новенькие бордюры, ограждения, цветочные газоны.


- Обидно, - делятся рабочие, -бывает: приходишь на объект, а жители близлежащих домов встречают нас как врагов: "Ломать - не строить", говорят. Отказываются понимать, что за временными неудобствами скрывается необходимость сделать жизнь москвичей более комфортной и спокойной лютой российской зимой.


Хорошо, когда трудолюбие и талант передаются по наследству


В те же дни мне довелось побывать на объекте фирмы "Энергоремстрой-1". С ее главным инженером Сергеем Сейко я познакомилась в прошлом году на Новодевичьей набережной, где подразделения фирмы вели капитальный ремонт теплотрассы.


На этот раз бригадам фирмы предстоял "ночной десант" на Сиреневом бульваре в районе 11-й Парковой улицы.


Согласования уже получены, фронт работ определен и подготовлен, и к 10 вечера строители приступают к работе. До пяти утра им нужно вскрыть асфальт на проезжей части, положить в траншею трубы в "футлярах", изолированные пенополиуретаном (их две по 15 метров каждая), заварить стыки, провести рентгеноскопию и заизолировать их, а потом уже засыпать, как это положено, уплотнить грунт и положить асфальт...


- У нас есть лицензия на проведение рентгеноскопии стыков и собственное подразделение во главе с Илья-сом Ямалиевым, осуществляющее эту операцию, - рассказывает Сергей Анатольевич. - В подчинении у Ильяса 6 человек - все очень квалифицированные ребята. Среди них Алексей Преемченко и Владимир Журавлев. Практически целый день они на колесах и за рабочую смену выполняют работы на 5 - 6 трассах.


- В этом сезоне у нас появилось еще и подразделение по перекладке кабельных сетей, и это ускорило рабочий процесс, - продолжает главный инженер. - Пожалуй, только тот, кто знаком со спецификой нашей работы, может представить, как часто приходится вести капитальный ремонт на участках, где были допущены нарушения планово-высотных отметок и "передвигать" телефонные сети, газопроводы, электрические кабели - все коммуникации, поймет, насколько сегодня нам стало легче работать.


Группу из 8 человек возглавил Сергей Гущин, на должности мастера Алексей Степанов, отлично показали себя Анатолий Шорин, Сергей Байков, Владимир Днепров.


Сегодня подразделение фирмы "Энергоремстрой-1", специализирующееся на капитальном и оперативном ремонте городских теплотрасс, одно из лучших в городе. Возглавляет его Сослан Баликоев. Все началось с единственной бригады, организованной начальником участка Сергеем Наще-киным. Сейчас в его подчинении уже четыре бригады.


Чуть позже появились бригады Анатолия Кучинова и Алексея Осипова. На молодых людей в организации возлагают большие надежды. Прекрасно работают также бригады Юрия Лизунова, Владимира Иванова, Василия Ляпунова, Игоря Касторнова.


Есть в структуре фирмы "Энергоремстрой-1 " и участок вспомогательных работ, где работают в основном женщины. Возглавляет его Ирина Татарова. У нее в подчинении 40 женщин, всего 6 бригад. Изоляция труб, которой они занимаются, процесс трудоемкий, но все работают отлично, поспевают за монтажниками, укладываются в отведенные сроки.


В свое время они первыми пришли на участок: Людмила Миронова, Марина Есина, Римма Потаева, а теперь рядом с Риммой Потаевой работает и сын Игорь.


- Труд изолировщика очень важен, - подчеркивает Сергей Сейко, - он требует терпения и аккуратности, и у женщин это отлично получается. Хочу отметить также замечательную работу бригадиров Галины Мухиной и Раисы Смирновой.


Сергей Сейко рассказывает, что когда специалисты фирмы проходили обучение и аттестацию по технологиям прокладки теплоизолированных систем, они не только сдали экзамены на отлично, но и тут же предложили собственные варианты усовершенствования существующих технологий.


- Создали мы и собственное подразделение по заделке муфт при прокладке трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией и устройству системы АДК, - продолжает главный инженер. - Владимир Корнеев, возглавивший его, подобрал себе очень интересный коллектив, в основном молодежь. Хочу отметить Олега Ястребова, который работает у нас второй год, наращивает опыт, предлагает собственные варианты по усовершенствованию подходов к работе.


У коллег большим уважением пользуется бригадир Николай Дмитриевич Ястребов, отец Олега. Они говорят, что это как раз тот случай, когда трудолюбие и талант "передаются по наследству".


Бригада Ястребова-старшего в этом сезоне уже завершила две теплотрассы и выходит на третий объект на улице 8 Марта.


Подразделения "Энергоремстроя-1" работают сегодня в разных уголках столицы. И на любом объекте, где бы вы ни увидели щиты с названием фирмы, всегда порядок и дисциплина.


Москва. Центр. Опыт


Также с небольшой бригады, ведущей ремонт тепловых сетей в ОАО "Мосэнерго", "начиналась" девять лет назади "компания "Теплосистема".


Сегодня это солидная организация с собственным автотранспортным предприятием и отлично технически оснащенными строительными подразделениями, выполняющими работы разного профиля. В том числе - капитальный и локально-вставочный ремонт тепловых сетей на объектах "МТЭР". Компания "Теплосистема" работает практически во всех тепловых районах столицы.


Вместе с генеральным директором компании Юрием Калядиным мы побывали на улице Варварке, 14, где специалисты компании ведут работы: аварийная замена участка трубопровода. Локально-вставочный ремонт -работа срочная.


- Это территория первого района, работать здесь сложнее всего, - комментирует Юрий Владимирович. - Вот сложность первая - люк расположен буквально в метре от летнего кафе. Сложность вторая - технику поставить негде, в самом центре Москвы не то что экскаватор - человек иной раз не повернется...


Между тем в кафе играет музыка, и за столиками под тентами нет ни одного свободного места. Посетители будто и не замечают раскуроченный асфальт, солидную траншею за металлическим ограждением. А люди в специальных оранжевых костюмах под палящим солнцем колдуют над обновленным трубопроводом.


Трубопровод старого образца, канал полуразрушен, варить трубу приходится полусогнувшись. Но ничего не поделаешь.


Здесь работает комплексная бригада - один варит, другой изолирует готовую уже часть трубы. Здесь и "рвануло", как говорят тепловики, в процессе опрессовки.


Да, речь идет о той самой пресловутой операции, из-за важности которой мы с вами каждое лето на три недели лишаемся горячей воды.


Опрессовки проводит тепловой район, подавая в трубопровод давление, превышающее обычное в несколько раз. "Слабые" места трубопровода такого испытания не выдерживают, рвутся, и их заменяют новой трубой. До последнего времени опрессовки были единственным способом проверить состояние тепловых сетей, их "боевую" готовность к отопительному сезону.


- С каждым годом требования к качеству прокладки сетей становятся все более жесткими, - подчеркивает Юрий Владимирович Калядин, - мы это чувствуем и приветствуем. А то, что наши строители сегодня в числе ведущих, заслуга первых руководителей организации, сразу же сделавших ставку на комплексный подход, на покупку самой современной техники, на постоянное совершенствование профессионализма работников.


Специалисты компаний нашего уровня владеют новейшими технологиями и в работе используют и современные центраторы труб, обеспечивающие точную их стыковку, и сварочные агрегаты, и лебедки, и резаки, способные в любых условиях, в воде, в агрессивной среде резать проржавевший металл как масло. Развивать такие высокие темпы, обеспечивая при этом качество, мы способны во многом благодаря отличному оборудованию.


В этом месте бригаде участка N 1 пришлось задержаться почти на шесть суток (кусок трубы был заменен солидный).


При локально-вставочном ремонте работу принимают и представители района Тепловых сетей, и административно-техническая инспекция.


- В летний период, когда в столице идут опрессовки, мы бываем задействованы на 1 2 - 1 5 объектах в неделю, - рассказывает заместитель начальника участка N 1 Георгий Поспелов (в период опрессовок его команда занимается по преимуществу локально-вставочным ремонтом).


По признанию руководителей компании, бригада, с которой я познакомилась под палящим солнцем на Варварке, 14, - одна из самых квалифицированных, "сильных", как тут принято говорить.


- Каждый человек в бригаде - на своем месте, - представляет товарищей прораб Геннадий Викторович Овчинников. - Николай Мошенцев, Александр Левин, Равиль Хакимов, Валерий Черепок, Анатолий Земляков - все с хорошей теоретической подготовкой и практическим опытом.


Уже завтра на этот участок придет бригада отдела благоустройства, и о месте работ будет напоминать только свежая заплатка на асфальте.


В стесненных условиях центра нередко приходится ломать голову даже над тем, как лучше подобраться к объекту. В таких случаях, говорят бывалые специалисты, выручает опыт. Технический директор компании "Теплосистема" Александр Николаевич Щелков работает в отрасли больше 20 лет, специалист высочайшего класса, знания и тот же опыт у него, безо всякого преувеличения, уникальные. Его коллеги не раз бывали свидетелями, как просто, нестандартно и технически безупречно решает он сложнейшие проблемы.


Чутью Александра Николаевича доверяют и проектировщики. Не секрет, что в Москве, уже на месте, в процессе работ, когда трасса вскрыта, нередко возникают непредвиденные обстоятельства. Александр Николаевич не раз предлагал свое видение ситуации, более совершенное техническое решение, и наши коллеги из проектных организаций всегда считаются с его мнением.


Сварщик на теплотрассе почти как бог


Локально-вставочный ремонт -особая часть жизни строителей. Именно про него тепловики слагают разного рода байки.


- Ну, как тут спокойно можно относиться к ситуации, - говорит главный инженер "Комплектэнер-го" Юрий Викторович Литвинов, - если в течение двух часов устраняешь течь и уже приступаешь к благоустройству... И тут -снова гидравлическое испытание и буквально в двух метрах - новый "порыв". В таких случаях выручает только чувство юмора. Сети в Москве находятся в изношенном состоянии, так что на бесканальную прокладку труб ППУ мы возлагаем большие надежды. Руководит работой цеха Николай Иванович Рабцун. Под его началом и сварщики, и изолировщики. Он заслуженно пользуется большим уважением в коллективе, очень знающий специалист, с инженерным чутьем, умеет правильно распределить работу, знает, кто чего стоит. Николай Иванович находится в постоянном контакте с заместителем директора производственной службы Александром Петровичем Дунаевым, они оба являются инициаторами многих полезных начинаний.


Пока до полного обновления столичных тепловых сетей еще далеко и аварийный ремонт - объективная реальность, каждая организация находит пути, чтобы сделать свой труд эффективнее. В "Комплектэнерго", например, создана мобильная сменная бригада. Оперативный дежурный по первому сигналу о разрыве в процессе опрессовок организует ее выезд к месту аварии.


При организации работы бригад используется разделение труда или, точнее, запараллеливание процессов. Так, например, при капитальном ремонте подготовительные работы на трассе осуществляет одно подразделение, благоустройством занимается другое, а когда все готово к сварке и есть достаточный объем работ, на объект выезжает "летучая" бригада наших сварщиков - с собственными передвижными электростанциями, со всем необходимым оборудованием.


- С созданием собственного сварочного цеха возможности фирмы расширились, - говорит Юрий Викторович. - Мы гордимся своими специалистами, у нас 46 сварщиков с именными клеймами и лицензиями, дающими право "варить" и стыки трубопроводов, и сосуды под давлением. На нашей производственной базе организовано производство переходов, отводов, скользящих опор и даже сильфонных компенсаторов.


Сварка - самый ответственный и сложный этап в процессе ремонта теплосети. Я была удивлена, узнав, что на то, чтобы заварить стыки трубопровода с солидным диаметром на 100-метровой 2-трубной трассе (их получается больше 20), надо работать три дня.


Специалисты изолировочного цеха фирмы только в прошлом году заизолировали 8 с половиной километров труб, причем 50% от этого объема -на локально-вставочном ремонте.


Что скрывается под люком?


Многие из нас задаются этим вопросом с детства. А вот мне все-таки довелось узнать. Под люком с надписью ТС (тепловые сети) может скрываться камера размером 5x5 и высотой 4 метра. Через этот люк специалист проникает в канал, проходит вдоль трассы, определяет повреждение и устраняет его.


Тепловое хозяйство столицы очень разнообразно. На некоторых центральных улицах и в ряде микрорайонов наряду с использованием труб ППУ проводится канальная прокладка. Но сегодня, как правило, это устройство монолитных полупроходных каналов. Технология очень трудоемкая и используется в основном на тех участках, где впоследствии нежелательно вскрывать трассу.


В числе объектов, на которых работает сегодня еще одна подрядная организация, еще один лидер по прокладке теплотрасс в российской столице - холдинг "ВЕСТА-СФ", встречаются и такие.


- Как раз сейчас мы ведем ремонт на основном стволе магистрального теплопровода диаметром 800 мм и общей длиной 1500 метров в монолитном полупроходном канале на Новоясеневском проспекте, - рассказывает главный инженер холдинга Александр Витольдович Пархоменко. - Устройство временного теплопровода при помощи байпасов позволяет исключить перебои в теплоснабжении населения.


Работы ведет непосредственно ведет "Вектор-СФ" во главе с директором Юрием Фотиевичем Яремичем. Главный инженер - Андрей Владимирович Скоробогатый.


Главный инженер холдинга Александр Витольдович Пархоменко рассказывает, как развивалась организация с момента ее создания в 1997 году. Первой фирмой холдинга была "Линия плюс", и все остальные подразделения формировались вокруг нее. Сегодня в составе холдинга и завод по производству железобетонных изделий, и цехи - по сборке пластиковых окон и камнеобработке для облицовки зданий. Построена собственная производственно-складская база площадью 5 тысяч кв. метров. Часть подразделений холдинга, в том числе "Линия плюс", по-прежнему специализируется на капитальном ремонте и реконструкции тепловых сетей и достигла в этом деле больших успехов.


Офис фирмы располагается в городе Дзержинском. Специалисты фирмы, ведущие капитальный и локально-вставочный ремонт теплотрасс, регулярно проходят переподготовку в аттестационных центрах. Все строительные подразделения отличаются высокой дисциплиной, отличной организацией труда. Такой подход позволяет бригадам производить срочный ремонт теплотрасс. В месяц только "Линия плюс" выполнила локально-вставочный ремонт на 120 участках.


Особая гордость организации -сварщики. Это сварщики, обладающие лицензией на сварку стыков трубопроводов, производство других сложнейших работ и имеющие личные клейма. Среди лучших профессионалов


B. В. Игошин, В. Ю. Малышев, а


C. А. Прохоров и В. Ф. Карягин сочетают работу сварщика еще и с должностью бригадира.


Те, кто находится рядом с ними в траншее, на трассе, знают, что кажущаяся легкость, с которой они работают, лишь результат колоссального напряжения сил и профессиональной подготовки, а итог работы нескольких бригад зачастую зависит от того, насколько безупречен сварной шов.


В составе холдинга есть и собственная производственная лаборатория по определению качества свариваемых стыков различными методами контроля. Руководителем лаборатории и фактическим создателем является Александр Михайлович Ушницкий. Он сделал все, чтобы лаборатория была оснащена новым, современным оборудованием.


Как раз в те дни и часы, когда россияне поздравят своих строителей с профессиональным праздником, многие из тепловиков будут продолжать работать. Такова уж специфика отрасли. Используется каждый час лета, чтобы зимой в наших домах было тепло.


На улицах Кедрова, Новочеремушкинской, в районе Хорошевского шоссе - на улице Маршала Вершинина, близ 5-й Парковой улицы в районе Щелковского шоссе приступят к работе подразделения компании "Теплосистема". В это же время их коллеги из "Линии плюс" под началом прораба Алексея Симочкина прокладывают трубы ППУ в районе Дмитровского шоссе...


Сколько их, прорабов, бригадиров, мастеров, сварщиков, изолировщиков, достойных нашей признательности и уважения!


Для большинства из нас отопление, горячие батареи в квартирах - явление естественное. И мало кто задумывается над тем, что ради того, чтобы согреть нас суровой российской зимой, тысячи людей работают круглый год. А бывает, и круглые сутки.


Пусть у них станет тепло на душе от нашей благодарности.