Главная >> 5 >> 15

Архитектура - искусство или зеркало истории?

Когда архитекторы и инженеры ОАО "Моспроект" встречаются с коллегами, то, бывает, замечают, полушутя: "Из мастерских нашего института "выросла" вся современная Москва..."


А ведь если задуматься, нет в этих словах особого преувеличения: без малого семьдесят пять лет назад в столице молодого тогда еще СССР был создан трест "Моспроект". С этого момента началось не только строительство новой социалистической Москвы, но и новой истории, на скрижалях которой мы читаем имена Жолтовского и Щусева, Мельникова и Колли, Белопольского и Андреева, Мордвинова и Чечулина, Лебедева и Ловейко, Посохина и Розенфельда... Все эти имена - из "Моспроекта".


Назначаем ли мы встречи под часами на Казанском вокзале, любуемся ли закатом с Крымского моста, спорим ли о величии "сталинских" высоток - символов Москвы, сравнивая их, и при этом даже не задумываемся, что все это - наследие "Моспроекта"... Как и дома, в которых мы живем - в Черемушках и на Вернадского, в Бутове, Марьине и Мневниках...


Из недр "Моспроекта" "выросла" добрая половина архитектурного мира Москвы и новые институты -


"Моспроект-2", "Моспроект-3", "Моспроект-4", "Моспромпроект"...


Наш разговор с генеральным директором ОАО "Моспроект", заслуженным архитектором РФ Владимиром Вячеславовичем Стейскалом происходит накануне профессионального праздника российских строителей, в дни, когда принято подводить итоги очередного этапа работы института в единой системе строительного комплекса столицы.


Кажется, только вчера мы с гордостью отмечали: "Отныне и в России архитектор правит бал" или "Наступила эпоха профессионалов". Или вот еще: "Бюрократического "нельзя" больше не существует, есть лишь разумный подход к интересам человека".


Так писали мы, журналисты, радуясь тому, что наконец преодолено многолетнее давление со стороны строительных организаций и отныне архитектор определяет политику в строительной сфере! С той поры прошло восемь лет, "колесо" истории сделало очередной виток... Похоже, что в отношениях архитекторов и строителей наметились новые тенденции. Что это за тенденции и как вы, Владимир Вячеславович, оцениваете их?


- Время неумолимо меняет нашу жизнь. Все мои коллеги отлично помнят тот период: многие тогда впервые почувствовали возможность реализовывать самые смелые из своих идей. Мы говорили: "Вот он, вкус свободного творчества!" и пребывали в состоянии некоторой эйфории.


Большое строительство в Москве еще только разворачивалось, и было невозможно представить, что интерес к нему, развиваясь с невероятной быстротой, уже через годы повлияет на "соотношение сил" в строительной сфере.


При нынешнем темпе роста строительных площадок в столице архитектор утратил положенную ему доминирующую роль и в большинстве случаев выступает как участник единого созидательного процесса. Прошу прощения у коллег, но это наша общая беда. Сегодня мы снова несвободны. Но на сей раз не в творчестве, а во времени.


Нас "поторапливают", призывая "творить быстрее", представители строительной индустрии, вне всякого сомнения, достигшей больших успехов и способной воплотить замысел любой сложности.


Кроме того, в нашей сфере появилась новая фигура, тоже чрезвычайно заинтересованная в скорейшем претворении идеи в жизнь, - это инвестор. Понятно, что желание ускорить, укоротить путь от мысли до воплощения имеет под собой экономическую основу.


И в связи с этим я хочу особо подчеркнуть: чтобы проект был действительно высокого качества, архитектору требуется время на его осмысление.Тем более если речь идет о проекте градообразующем (а сегодня мы выполняем много подобных работ), поспешные, непродуманные решения недопустимы.


Мы чувствуем давление со стороны инвестора, партнеров-строителей, чиновников, а между тем именно на нас лежит моральная ответственность за качество того, что мы создаем, за конечный результат.


Именно архитектура как наиболее материалоемкая и финансовоемкая область искусства несет на себе отпечаток времени, ее создающего. И через десятки лет построенное нами с непростительной поспешностью, в угоду сиюминутному, проступит с укоряющей очевидностью...


Современная по своей эстетике и техническому состоянию архитектура должна соответствовать уровню развития того общества, которому служит. Именно архитектор отвечает за то, чтобы бережно "вплести" собственное ощущение этого времени в полотно истории, вытканное столетиями.


Можно, конечно, в этих условиях успокаивать себя, вспоминая, как полвека назад преподаватели из Московского архитектурного института многократно повторяли нам, начинающим: "Работайте. Но никогда не забывайте вернуться к первому эскизу. Он часто бывает самым верным..."


Но чтобы создать проект современный, вызывающий острое, пронзительное ощущение, что это новое, сегодняшнее решение, требуется больше времени. Надо учитывать еще и то, что требования к проектированию изменились, сам его процесс стал несравнимо сложнее. Сегодня мы детально представляем каждый раздел проекта, и разделов много: мы прорабатываем такие аспекты, которые раньше вообще не рассматривались. Хотя проектировщикам серьезно помогает использование компьютерной техники, тем не менее основная мысль проекта, определяющая идея, композиция, является продуктом человеческого мозга.


Нельзя превращать творчество архитектора в "конвейер", ибо, как говорил наш знаменитый коллега, автор Олимпийской деревни и застройки на Юго-Западе столицы, лауреат Ленинской премии архитектор Евгений Николаевич Стамо: "Бывает, можно задумать и сделать проект за неделю; на создание другого уходит месяц; а с иным мучаешься полгода - и чувствуешь, что проекта нет. Потому что не идет она - мысль, вдыхающая жизнь в чертежи и расчеты".


Признаюсь, что времени, отпущенного современным архитекторам, только и хватает, что на первый эскиз, и это неправильно. Мы не имеем права воплощать в жизнь "сырые" проекты, в которых идея не продумана до конца и есть ощущение незавершенности.


Есть еще одна тенденция, наметившаяся в последнее время и вызывающая серьезные опасения у многих моих коллег. Дискутируется вопрос, не целесообразнее ли выполнение рабочих чертежей, которое во все времена осуществляли в архитектурных мастерских, передать строителям.


Уверен, что высказываю мнение всех профессионалов своего цеха: такой подход изначально неверен. Работа архитектора не ограничивается эскизом или первой стадией "проект". Любой мой коллега ставит перед собой задачу еще и построить то, что им задумано и "нарисовано". Это предполагает серьезную проработку всех стадий проекта, доведение до процесса строительства, осуществление авторского надзора, корректировку определенных деталей проекта во время строительства. Архитектор, автор - он со своим детищем до конца, это и есть естественный для архитектора процесс превращения идеи в реальность.


Передав рабочую документацию строителям, мы не только обезличим архитектуру, лишим архитектора самодостаточности, возможности полностью реализоваться и даже права на интеллектуальную собственность, но и спровоцируем развал серьезных проектных организаций и как результат - резкое снижение качества проектирования, а следовательно, и строительства.


Мы у себя в "Моспроекте" на протяжении десятилетий отбирали самых интересных, талантливых архитекторов и инженеров. И в других институтах, я знаю, к этому процессу тоже относятся очень серьезно. И вот так, в одночасье, лишиться того, что формировалось десятилетиями...


Речь не только о людях, но и о разрушении сложнейшей системы, мощного и тоже формировавшегося на протяжении десятилетий фундамента, на котором и вырос современный строительный рынок. В основе системы, о которой я говорю (в частности, она характерна для "Моспроекта"), - ответственность проектного института за выпущенный проект от начала работы и на протяжении всей "жизни" объекта, здания.


К нам часто обращаются с вопросами по проектам, которые были созданы специалистами нашего института и тридцать, и сорок лет назад. У нас есть архивы, и на каждый из вопросов мы можем ответить. "Ответ" и "ответственность" - слова одного корня.


Я очень хорошо представляю сейчас своего оппонента, который станет убеждать меня, что такой подход на Западе оправдал себя...


Но, увы, уровень культуры и отношение к профессии архитектора на Западе совершенно иные. Там архитектор действительно "правит бал", его мнение, его слово, его авторитет не подвергаются сомнению. Система разделения труда на этапе создания рабочей документации четко отлажена, и каждый участник этого процесса знает меру своей ответственности. И прежде всего перед создателем, автором проекта. Четко отлажены и системы инженерного и архитектурного контроля. Их механизм работает на качественно иных правовых и организационных основах.


У нас другая система. Сломать ее очень легко, но это не значит, что так же просто "привить" нечто иное, прежде никогда у нас не практиковавшееся.


Мы говорим с Владимиром Вячеславовичем о том, что происходит сегодня. Но в том и особенность нашего времени, что оно скоро на перемены и завтра будет уже новый день, новые проекты и новое ощущение жизни. Только архитектура как молчаливый свидетель, как зеркало своего времени напомнит об успехах и ошибках. Молчаливо и объективно, как и положено искусству.