С поездами ярославцы познакомились одними из первых в России, а профессия машиниста при российских царях была привилегированной. Железные, сильные, всепогодные машины требовали отдыха, осмотра, ремонта, технологической заправки. Тогда на железнодорожном транспорте стали устраивать депо. Именно такая организация с сентября 1915 года стала действовать на небольшой ярославской железнодорожной станции Всполье, через которую проходило прямое железнодорожное сообщение из центра России на север и восток.
В 1935 году среднесуточный пробег вспольинского локомотива приближался к 250 километрам, накануне войны он увеличился в два раза! В период Великой Отечественной войны железнодорожников по большей части в армию не мобилизовывали. Тем не менее в 1941 году из локомотивного депо Всполье на фронт ушли 138 человек. Работать здесь было всегда нелегко. Скажем, в середине мая 1946 года в локомотивном депо работали 894 человека, из которых 400 тружеников были в возрасте от 14 до 25 лет. Во время рейса из Ярославля до Александрова кочегар перелопачивал до 20 тонн угля, причем за это время паровоз несколько раз останавливали для чистки прожорливой топки. Осенью 1958 года была завершена электрификация железнодорожного участка от Ярославля-Главного, бывшего Всполья, до Александрова. Первый электропоезд по этому маршруту повел Владимир Семин. 26 мая 1959 года с Главного в Москву в первый рейс отправилась скоростная пассажирская электричка, а с 1962 года электропоезда стали ходить и до Данилова: это движение открыл машинист Аркадий Семенов.
Ушли в историческое прошлое "овечки", "щуки", "лебедянки" и паровозы СО. Нынче по Северной железнодорожной магистрали, одной из 17 дорог компании РЖД, ходят электровозы ВЛ-10, ВЛ-11, ВЛ-60, ВЛ-80, развивающие скорость до 100 км/час. Еще в 1991 году их скорость составляла 80 км/час. По окончании работы локомотивы возвращаются в депо, которых на пяти отделениях северной магистрали до двадцати, а главное из них - локомотивное депо Ярославль-Главный с собственным филиалом в Данилове. На четырех производственных участках депо работают 1900 человек, из которых 1200 объединены в локомотивных бригадах. Работа нелегкая, нерадивых тружеников здесь нет. Есть лишь лучшие из лучших, про которых крылатая фраза утверждает: "Дорога железная, а люди - золотые". Только в 2003 году 19 тружеников депо были награждены отраслевыми и государственными наградами. Главными тружениками депо являются машинисты электровозов и их помощники, которые водят полуторакилометровые поезда из 80 вагонов весом до 6 тысяч тонн на расстояние 350 километров, в направлении Орехова, Александрова и Данилова.
Объем грузоперевозок нынешнего первого полугодия выполнен на 100 процентов - средний вес поезда стал больше на 36,3 тонны. За полугодие сэкономили 7661 час на ремонтах. Руководство локомотивного депо железнодорожной станции Ярославль-Главный заботится о техническом перевооружении производства и о профессиональном росте тружеников предприятия.
- В службе эксплуатации работают более тысячи человек, основные из которых - машинисты локомотивов и их помощники. Эти труженики подбираются путем тестирования, потому что без психологической совместимости в дальних и длительных рейсах работать нельзя, - говорит заместитель начальника по эксплуатации локомотивного депо железнодорожной станции Ярославль-Главный Владимир Григорьевич Хлопков. - Профессия очень ответственная, требования к здоровью локомотивщиков высокие. Профессиональная классность - от 4-й начальной до 1-й наилучшей. Но из отличных тружеников назову имена наиболее достойных, машинистов
1-го класса: Николая Павловича Окунева, который водит грузовые и пассажирские поезда, и Александра Владимировича Богданова - он водит фирменный пассажирский электропоезд "Савва Мамонтов" по маршруту Ярославль - Москва - Ярославль.
На станциях Ярославского железнодорожного узла в маневровых поездках задействованы 38 тепловозов марки ЧМЭ-3, из них на станции Ярославль-Главный работают до 11 тепловозов. Их работой руководит заместитель начальника цеха эксплуатации Александр Юрьевич Златоустов.
За последние четыре года экономика страны оживилась, у предприятия и организаций появилась большая потребность в перевозках. У локомотивщиков стало больше заказов, и они уверенно заняли свою рыночную нишу. Даже сдают локомотивы в аренду!
Работа имеет разную направленность: основная, вспомогательная и "под заказ", грузонапряженность возросла, и в этих условиях учет и контроль их работы принял важный экономический характер. Для эффективного управления таким хозяйством о нем надо знать все! Технологическую картину движения локомотива в пути по девяти параметрам фиксирует бортовой скоростомер: прибор наподобие "черного ящика" на воздушных и морских кораблях. После рейса такой объективный документ в виде записанной на ленту шифрограммы поступает к специалистам службы расшифровщиков локомотивного депо. Этой службой руководит Галина Юрьевна Долотова. Более 30 лет занимается любимой работой ветеран предприятия, техник-расшифровщик Татьяна Алексеевна Рябинина, научившая рациональным приемам работы многих молодых коллег. В службе расшифровщиков работает молодой специалист Анастасия Евгеньевна Сапронова: коллеги отмечают ее активность и инициативность. Трудовой стаж династии Барашковых, начавшейся от паровозника деда Константина, насчитывает до полутора веков. Трудовую историю семьи продолжают ее молодые представители. Кому лучше знать истину о том, что "кадры решают все", как не инженеру кадровой службы Татьяне Ивановне Лебедевой. Отлично работает. Настоящий энциклопедист человеческих душ и характеров. Душевным теплом коллектива согреты 1200 ветеранов депо. Они всегда желанны на производстве, их уважают, любят, желают здоровья и добра, каждому из них коллектив ежемесячно выплачивает почетную стипендию, которая в наше сложное время для них очень важна. В локомотивном депо железнодорожной станции Главный также трудятся слесари по ремонту подвижного состава, путейцы-вагонники, связисты, телемеханики, движенцы, проводники и другие специалисты, знания о делах которых ежеминутно находятся в сознании начальника локомотивного депо железнодорожной станции Ярославль-Главный Владимира Александровича Ануфриева.
Сказать образно, наши локомотивы двигаются только вперед, без остановок. С поставленными задачами наш высокопрофессиональный коллектив успешно справляется, за что всем труженикам нашего депо выражаем глубокую признательность. Всем коллегам по службе желаю новых производственных успехов, здоровья, благополучия в семьях, реализации всех добрых и достойных замыслов. Чтобы каждый очередной профессиональный праздник ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА приносил вам все более высокое качество жизни. С праздником, дорогие друзья!
Приглашаю к взаимному сотрудничеству предприятия, организации и достойных деловых людей. Доставим ваши грузы вовремя, по назначению и в полной сохранности. Обращайтесь: Ярославль, локомотивное депо железнодорожной станции Ярославль-Главный. Звоните: 79-22-08, 79-22-09.