В канун Дня железнодорожника начальник Калининградской железной дороги В. Будовский дал эксклюзивное интервью нашей газете
Виктор Григорьевич, прежде всего примите наши искренние поздравления с профессиональным праздником!
- Спасибо. Но будет правильным адресовать самые теплые слова рядовым работникам дороги, тем, кто и в эти минуты работает на дальних полигонах, находится в кабине тепловоза, обеспечивает движение поездов за диспетчерским пультом. Калининградские железнодорожники - замечательные люди, и я горжусь, что мне доверено руководить этим прекрасным коллективом!
- Все наши читатели, думаю, совершенно искренне присоединяются к этим поздравлениям. Но праздник - это еще и повод подвести итог сделанному и поговорить о перспективах. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние дел на дороге?
- За прошедший год сделано немало. Калининградская железная дорога уверенно вышла на международный рынок перевозок. Во-первых, открыт новый маршрут -Калининград-Гдыня-Берлин. Это знаковое событие. Наш поезд не только достойно представляет "Российские железные дороги" за рубежом - он стал своеобразной точкой отсчета для новых проектов. Президент компании Геннадий Матвеевич Фадеев считает, что в будущем Калининград станет центром международных пассажирских перевозок. Уже с декабря через нас в Берлин пойдут прицепные вагоны из глубинки России - Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска.
Еще один уникальный проект "Российских железных дорог" - запуск специального туристического поезда "Тальго" с изменяемой в движении шириной колесных пар. Такого калининградская земля еще не видела! В июне состоялась первая пробная поездка этого поезда, в сентябре мы планируем осуществить вторую, от Берлина через Калининград до Санкт-Петербурга. Возможно, этот проект станет своеобразным прообразом пассажирского сообщения с Европой.
Не забываем и наши традиционные маршруты и поезда. В этом году мы завершили перевод фирменного "Янтаря" на новые вагоны Тверского завода. Во всех наших поездах появились купе и вагоны повышенной комфортности - с горячим питанием и набором услуг. Стремительно меняет свой облик и пригородное сообщение. Ценой огромных усилий и, прямо скажем, больших финансовых вложений, нам удалось преодолеть кризис в ремонте подвижного состава. За прошедший год на маршруты вышли капитально отремонтированные электрички, в том числе высококомфортабельная "Голубая стрела". Появились ускоренные пригородные поезда, пока на приморском направлении, но в этом году планируем запустить еще один, который будет работать на областном маршруте. Меняют свой облик вокзалы, остановочные пункты. В этом году в их ремонт мы инвестируем порядка 9 миллионов рублей.
В поселке Малиновка мы открываем отремонтированную платформу - своеобразный подарок от нас жителям Зеленоградского района. К 60-летию Победы на всех вокзалах в городах, названных в честь героев Великой Отечественной войны, появятся мемориальные доски.
Теперь у нас есть и настоящий вокзал международного класса -Южный, в нем не стыдно принимать гостей из любой страны. Среди наиболее сложных и ответственных задач, которые пришлось решать за последний год, - организация пассажирского транзита через Литву по механизму УПД ЖД. Только мы сами знаем, как было нелегко и какая ответственность лежала на наших кассирах и проводницах. Не ошибусь, если скажу, что только железнодорожники с присущими им ответственностью и высочайшей организованностью могли решить такую задачу.
- Но в бочке меда всегда есть и ложка дегтя... Я имею в виду новые правила транзита грузов через Литву.
- Не соглашусь. Говоря о транзите грузов, все валят в одну кучу: и железнодорожную, и таможенную, и ряд других составляющих. Так вот, железнодорожные условия не поменялись. Как возили мы грузы, так и везем. И вряд ли кто скажет, что к организации движения есть какие-либо претензии. Механизм взаимодействия с нашими коллегами в Литве и Польше работает достаточно четко и эффективно.
Другое дело - досмотровые процедуры: таможенный, ветеринарный, фитосанитарный и прочие виды контроля. Вот этот вопрос действительно болезненный - и для нас, и для пассажиров, и для грузоотправителей. Но решать, а вернее - давным-давно решить его должны соответствующие структуры. Объемы перевозок на нашем направлении из-за этого действительно немного снизились. Но привлекать грузы на Калининград нам помогает поддержка руководства и, в первую очередь, президента "Российских железных дорог" Геннадия Матвеевича Фадеева.
По-прежнему сохранены льготные тарифы на нашем направлении - а это более миллиарда рублей в год. Такова цена тарифной поддержки "РЖД" для калининградских производителей продукции! Дальше остается возить грузы разве что даром.
Но есть и другая сторона вопроса. Это колоссальные средства - полтора миллиарда рублей, направляемых в текущем году ОАО "РЖД" на развитие Калининградской дороги. Мы работаем над усилением железнодорожных подходов к морским портам и терминалам, без проблем с нашей стороны продвигается строительство приграничной станции Чернышевское (только в этом году в нее вложено более ста миллионов рублей). Один из крупнейших инвестиционных проектов -создание собственной сети технологической мобильной связи, это принципиально новая ступень в управлении перевозками.
- Словом, о будущем грузового транзита не беспокоитесь?
- Я так не скажу. Конечно же, беспокоюсь. Любая проблема на пути грузопотоков усложняет нашу работу. Но еще раз подчеркну, высшее руководство "Российских железных дорог" постоянно держит руку на пульсе калининградского направления. Это говорит о многом.
- Виктор Григорьевич, давайте перейдем от чисто железнодорожных дел к бизнесу. В прошедшем году КЖД и в целом "РЖД" из разряда государственной структуры перешли в ипостась коммерческой. Есть какие-либо новости?
- И да, и нет. С момента образования ОАО "РЖД" (ровно десять месяцев назад) произошло много структурных изменений в самой компании. Отчасти это ощутили наши партнеры по перевозкам: в Калининграде появились самостоятельные филиалы "Рефсервиса" и "Трансконтейнера", прообразы будущих дочерних компаний "РЖД". Но главное, пожалуй, то, что наши клиенты и пассажиры практически не почувствовали неудобств от реформирования отрасли, а, наоборот, увидели положительную динамику в работе подразделений дороги. Мы развиваемся, предлагаем новые виды услуг. Компания получила высокий кредитный банковский рейтинг, что очень важно для привлечения инвестиций. Но процесс, откровенно скажу, нелегкий. Сложно перестроить систему и психологию людей. Поэтому бизнесу только учимся, но ученики мы прилежные и настойчивые. Начинаем пока с мелочей - расширения услуг в торговле, медицине и держим в уме более серьезные проекты...
- Например?
(Здесь на обычно суровом лице начальника КЖД появилась улыб ка.)
- Коммерческая тайна. Но это шутка, конечно же. Пожалуй, нет более открытой, прозрачной и понятной структуры, чем мы. Просто железнодорожники не привыкли говорить о том, что когда-то будет, мы сначала сделаем - а потом уже покажем или, как модно сейчас говорить, проведем презентацию.
- Сейчас модно говорить и о социальной ответственности бизнеса. Как вы относитесь к этому?
- Мы не говорим - мы были и продолжаем быть ответственными перед обществом и нашими гражданами. Это и пригородные перевозки, абсолютно социальные по своей сути. Это и дотирование дальних пассажирских перевозок, и развитие в них сервиса. Я уже не говорю о налогах! По объему налоговых отчислений КЖД находится в первых рядах крупнейших региональных налогоплательщиков. Кроме того, мы продолжаем развивать ипотечное строительство, совершенствуем дорожную медицину, содержим сеть дошкольных учреждений, развиваем спорт и поддерживаем детские спортивные команды. По-моему, мы единственная структура в регионе, у которой есть четкая программа привлечения молодых специалистов. В этом году за счет средств дороги еще девятнадцать вчерашних школьников направляем на обучение в профильный университет. Список можно продолжать бесконечно (вплоть до оказания материальной помощи конкретным людям). Один фонд "Благосостояние" чего стоит - его участники стали получать от 800 до двух тысяч рублей негосударственной отраслевой пенсии.
- Но это все только "для себя"?
- Меня всегда, извините, несколько возмущает такая постановка вопроса. А железнодорожники что - инопланетяне, в другом государстве, что ли, живут? Все мы жители области. И благо одного - благо всего региона. Если кто-то считает иначе, пусть опровергнет мои слова.
- Вы забыли упомянуть поезд "Забота".
- Нет, не забыл. Поезд, как мы решили еще в прошлом году, стал графиковым, то есть ходит по маршрутам в соответствии с графиком, четыре-пять раз в год. Буквально на прошлой неделе завершилась седьмая по счету поездка. Обслужили на отдаленных станциях 446 человек разных возрастов, от двух до восьмидесяти шести лет. А говорить не стал по одной-единственной причине: то, что видят наши работники в областной глубинке, в мажорных тонах не опишешь. Вот, к примеру, Угрюмово. Один телефон на всю деревню - у дежурной по станции. Если какая беда, бегут к ней. Люди говорят: если бы не станция - хоть волком вой. Спрашиваем: а что главы местных администраций и депутаты? Догадываетесь, что слышим в ответ? Поэтому поезд ходит и будет ходить - он нужен людям.
К сожалению, время, отведенное на беседу, пролетело быстро. Виктор Будовский торопился на открытие новой пассажирской платформы в Малиновке. Не бог весть какая великая станция в Зеленоградском районе, но, по словам начальника КЖД, всегда приятно в свой праздник сделать что-то приятное и для других людей. Уже прощаясь, Будовский попросил через газету поздравить с Днем железнодорожника всех коллег по транспортному цеху - портовиков, нефтяников, многочисленных грузоотправителей.
- Передайте всем им самые теплые слова благодарности за совместную работу. Дорога без них существовать не может, фактически мы -единое целое, - сказал он.
Записал Виктор Черкасов