В минувшее воскресенье военные моряки России отметили свой профессиональный праздник. Костроме до ближайшего моря несколько сот километров. Однако именно нашим землякам принадлежат десятки географических открытий и военных подвигов, совершенных во время плавания. Сегодня о них рассказывает писатель и краевед Виталий Пашин. Он с детства неравнодушен к Военно-морскому флоту. Юношей мечтал пройти военную службу на море. Во время войны ему довелось какое-то время послужить и в морской авиации. Сейчас писатель увлечен историей российского флота и говорит, что это "на генетическом уровне": многие его предки волею судеб породнились с морем.
Далек наш костромской край от моря. И тем не менее, начиная с времен Петра Великого, создателя могучего военно-морского флота России, военная служба очень многих костромичей проходила на кораблях Балтики, Черноморья, Дальнего Востока, Баренцева и Берингова морей.
Петр I, создавая флот, по сути дела, на голом месте, ориентировался, как бы мы сказали сегодня, на внутренние резервы. А резервы эти жили по берегам водных артерий России - прежде всего Волги. Волжане не боялись воды: на гребных судах или под парусом они умели маневрировать в водной стихии.
И Петр издал указ: набрать экипажи морских судов из молодых людей, живущих на "водных сооружениях".
Мои предки по отцовской линии жили в Рязанской губернии, на реке Мокше, притоке Оки. У них была маленькая верфь, строили барки. По указу Петра I лучших плотников верфи вместе с семьями отправили в Воронеж, где была начата закладка кораблей для Азовской флотилии.
У краеведа Александра Григорова, собиравшего материалы о российском Военно-морском флоте и флотоводцах - выходцах из костромской земли, только перечисление костромичей, служивших на флотах России и внесших свою лепту в покорение морских стихий, заняло несколько страниц григоровского архива.
По различным справочникам, энциклопедиям, мемуарам и архивным документам было воссоздано 595 биографий морских офицеров и адмиралов - костромичей, чьи славные деяния на море были занесены в анналы отечественной истории.
У большинства поименованных в списке людей служба на флоте была фамильной традицией, и неудивительно встретить здесь целые династии костромичей Невельских, Куприяновых, Барановых, Сенявиных, Козляиновых, Бартеневых, Черевеных, Бутановых. Только они дали русскому флоту более ста отважных моряков. Были среди них и адмиралы, и капитаны всех рангов, и гардемарины. Именами многих наречены острова, проливы, бухты, корабли.
Пять братьев Бутаковых в середине прошлого века служили одновременно на всех российских флотах. С одним из них - Иваном, писателем, Гончаров совершил знаменитое кругосветное плавание на фрегате "Паллада", другой брат - Григорий на Черном море был капитаном первого русского парового военного корабля. Третий брат, Алексей, создавал флотилию на Аральском море, ныне практически исчезнувшем. Двое младших братьев, Дмитрий и Владимир, геройски сражались на бастионах Малахова кургана.
Между прочим, их внучатый племянник, капитан первого ранга Григорий Бутаков летом 1941 года защищал Севастополь от фашистов. Вот такая преемственность, такая славная традиция у этого рода костромских дворян Бутаковых.
Адмиралу Невельскому принадлежит честь открытия Татарского пролива, разделяющего материк с островом Сахалином. Исследуя Амур, он основал в его устье город Николаевск-на-Амуре.
Любопытно, что судьба многих костромичей - военных моряков 19 века - занесла их на Дальний Восток. Их служба проходила вдали от волжских берегов на просторах Тихого океана и его побережье. Так что к зарождению Владивостока, Благовещенска и других городов и поселков Приморья они имеют прямое отношение.
Уроженец нашего края Николай Шкот, например, стал первооткрывателем знаменитой бухты Находка.
Напомним фамилию племянника адмирала Невельского - Владимира Кукеля. Он был одним из тех пионеров, которые 20 июня 1860 года вступили на берег бухты, получившей впоследствии название Золотой Рог, и заложили первый камень в основание города Владивостока.
Императорскую гавань (впоследствии переименованную в Советскую гавань) открыл и обустроил опять же наш земляк, нерехтчанин по рождению Николай Бошняк, сподвижник адмирала Невельского.
В Цусимском сражении проявил храбрость и находчивость штурман крейсера "Алмаз" Николай Григоров. "Алмаз" был единственным кораблем, который с боем прорвался сквозь кольцо японских крейсеров и невредимым пришел во Владивосток. Свою службу на флоте Николай Григоров закончил в звании адмирала, начальника штаба Балтийского флота. Кстати, заметим, что адмиральские звания имели представители многих костромских дворянских фамилий. Кроме тех, что были названы выше: Лермонтовы, Перелешины, Куприяновы, Козляиновы. Один из Козляиновых - Тимофей - первым из наших земляков стал кавалером военного ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II за героизм в Чесменском сражении.
Список наших знаменитых костромских моряков можно продолжить. В нем еще не один десяток фамилий тех, кто стал гордостью российского флота. И важно, что это не только люди из прошлого, но и наши земляки-современники.