В ближайшие выходные наш город вместе со всей страной отметит День металлурга — профессиональный праздник людей, умеющих ловко обращаться с горячим металлом и заставляющих его словно по волшебству приобретать любые нужные формы. Есть такие профессионалы-кудесники и в Донецке. Трудятся они, конечно же, на Донецком экскаваторном заводе в сталелитейном и кузнечно-штамповочном цехах. В одном из них мы и побывали.
Кузнечно-штамповочный цех встретил шумом и грохотом. Непривычному человеку здесь страшновато — огромные площади, заполненные непонятными конструкциями и машинами, среди которых деловито ходят рабочие, перебрасываясь фразами на совершенно непонятном для непосвященных языке. Без комментариев специалиста трудно разобраться в том, что здесь происходит. Все наши вопросы разрешил начальник цеха Константин Петрович Бондаренко, с которым мы беседовали накануне праздника.
Он после окончания Луганского машиностроительного института (по специальности «машины и технологии обработки металлов давлением») пришел на работу в этот один из самых важных цехов основного производства в 80-м. Начинал сменным мастером, прошел все ступени служебной лестницы от мастера до начальника цеха.
- Константин Петрович, каким вы увидели цех в то время, и как он изменился сейчас?
- Тогда цех работал на полную мощность, было максимально задействовано все оборудование, выпускали по 20 тысяч тонн штамповок в год, 2 тысячи тонн в месяц. Сейчас работаем только на заказ (основным заказчиком выступает «Ростсельмаш»). В последние два месяца выпускали по 160 тонн. По нынешним временам это даже рекорд. Раз в 5 по сравнению с прошлыми объемами увеличились тоннаж и номенклатура продукции.
- Ваш цех выпускает детали только для комбайнов?
- Сейчас — в основном да. Для «Ростсельмаша» делаем штамповку и первичную мехобработку. Выпускаем также детали для своих экскаваторов и погрузчиков, для подвижного состава шахтного оборудования «Гуковугля» и т. д.
- Можно немного подробнее о технологии производства?
- Получаем металл, перед раскроем нагреваем в газовых печах до 1200 градусов, затем штампуем. Детали получаются объемные. Затем происходит термическая обработка, чтобы устранить внутреннее напряжение металла, и очистка от окалины. Далее деталь отправляется в механический цех. Вот вкратце и все.
- А металл откуда получаете?
- Из Москвы, из Старого Оскола. Это наши давние поставщики.
- Каковы ваши первоочередные задачи и проблемы на сегодняшнем этапе?
- Прежде всего — привлечение заказов. Раньше мы тесно сотрудничали с предприятиями нынешнего ближнего зарубежья — Украины, Прибалтики, Белоруссии. Теперь остались только российские заказы. Хотелось бы, конечно, все связи возобновить.
- Московские выставки сельхозтехники в этом плане как-то помогают?
- Разумеется. На таких выставках, кроме техники, мы представляем и детали собственного производства. Если на наши экскаваторы и погрузчики обратят внимание, будут заказы, то и у нас сразу же возрастут объемы производства деталей. Пока для «Ростсельмаша» мы выпускаем 21 их наименование и порядка 15 - 20 — в проработке. Так что перспективы есть.
- Сколько людей работает в цехе и какие это специалисты?
- Трудится у нас 30 человек. Но это люди, умеющие работать на всех имеющихся в цеху единицах оборудования. Стаж работы большинства из них - более 20 лет. Молодежь к нам, к сожалению, не стремится - работа кузнеца тяжелая, она приравнивается к работе в очистном забое. Примерно одинаково вредны условия труда. Это все и пугает молодежь. Нет кузнецов на ручную ковку, а нам требуются такие специалисты. Наши «корифеи» — Иван Иванович Евченко, Николай Алексеевич Соловьев, Николай Иванович Немцев — работают уже по 10 - 20 лет. Они умеют отковать деталь точно по чертежу, с одинаково удивительной сноровкой обращаются с любым оборудованием. Однако коллектив нужно постепенно омолаживать, передавать опыт. Это тоже одна из проблем.
- А как обстоят дела с оборудованием?
- В 1989 году мы поставили две итальянские автоматизированные линии, с помощью которых изготавливали для Челябинского тракторного звенья гусеничного хода. Были большие поставки и в Чебоксары. Хотели перевести свои экскаваторы с литых на штампованные звенья гусеничного хода.
Когда линия монтировалась, наши специалисты ездили в Италию набираться опыта, наблюдали там за работой оборудования, проходили обучение в Прибалтике, то есть мы готовили кадры специально для работы на этой линии.
Тогда мы еще не догадывались, какие события произойдут в стране и круто изменят нашу жизнь, к сожалению, не в лучшую сторону... Линия простаивает уже 12 лет, специалисты ушли — вот результат всего этого. Оборудование оказалось невостребованным из-за отсутствия заказов.
- Почему заказов не стало? Ваши изделия морально устарели или вытеснили с прежних позиций конкуренты?
- Ни то и ни другое. При Союзе было плановое хозяйство, мы работали на объем. Например, шайбы для того же Челябинского тракторного делали десятками тысяч штук, в цехах лежали горы штамповок. Из-за этого в общем-то и возникла потребность в автоматизированной линии. С развалом Союза резко сократились объемы производства, прежние заказчики перестали в нас нуждаться, обходясь собственными силами. Линия проработала всего 3 года.
- Вы работаете только с крупными предприятиями?
- Да, у нас дорогостоящая штамповая оснастка, энергоемкое производство, поэтому себестоимость достаточно высока. Предпринимателям или небольшим предприятиям заказывать у нас что-либо невыгодно.
- Вы не пробовали частично перепрофилировать производство, чтобы как-то задействовать простаивающее оборудование?
- Пробовали, но линия у нас специфическая, работает строго по назначению. Другое дело, мы можем на своих площадях разместить дополнительное оборудование для этих целей. Пробовали в 90-х годах производить штыковые лопаты. Сейчас это производство прекращено.
- Что делается на перспективу?
- Новое руководство нашего предприятия усиленно контактирует с «Ростсельмашем», итогом чего явилось, как я уже говорил, увеличение количества заказов. В этом большая заслуга первого заместителя генерального директора — директора по производству Александра Васильевича Пономаря. Он привлекает заказы и с других комбайновых заводов - номенклатура продукции увеличивается каждый день.
В нынешнем году объемы производства по сравнению с прошлым годом увеличились в 2,5 - 3 раза, соответственно увеличилась и заработная плата. Были пересмотрены в сторону увеличения коэффициенты, у людей появился стимул в работе. Задержек по зарплате нет.
- День металлурга отмечаете?
- Мы вроде бы относимся и к машиностроителям, и к металлургам. Оба праздника не забываем. Хочу в связи с этим адресовать всем, кто причастен к этой почетной профессии, хорошего здоровья, семейного благополучия и удачи в делах.
- Наш коллектив присоединяется к этим пожеланиям. Пусть работа в вашем цеху развернется на полную мощность и на смену прежним мастерам придет талантливая молодежь.
***
фото: Начальник Кузнечно-штамповочного цеха Константин Петрович Бондаренко