В приемной главного почтовика Челябинской области Николая Варчака - поздравительные телеграммы со всех концов страны. Вот так легко, дружно и приятно коллеги поддерживают идею реорганизации и единства российской почты. К концу года единый национальный оператор - "Почта России" - должен завершить свое объединение.
Завтрашний профессиональный праздник российских почтальонов пришелся в этом году на пик реорганизационных нововведений, внедрения новейших информационных технологий, превращения почты в абсолютно комфортную, человечную и надежную структуру.
Наши отношения с почтой, особенно в годы перестройки, стали более прохладными. Мы реже пишем письма, утверждаем, что они иногда теряются или опаздывают и даже приходят к адресату слегка распечатанными. Но те, кто переписку не прекращал, точно знают, что ситуация кардинально меняется.
В России идет реструктуризация почтовой отрасли, которая должна завершиться к концу года. Ее главная задача - повысить качество обслуживания населения, максимально ускорить сроки доставки корреспонденции. Образ почты нового тысячелетия - единый на всю страну оператор в лице федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
- Мы наполовину коммерческая структура, - пояснил директор областного управления почтовой связи Николай Варчак. - Социально значимые функции сохранились. Это доставка писем, бандеролей, посылок. Остальные услуги, включая доставку пенсий, почтаоказывает на договорных условиях. И спектр услуг растет с каждым днем.
Сегодня на почте можно не только оплатить коммунальные счета, междугородные переговоры. Здесь можно оформить полис автостраховки, застраховать другое имущество, купить газету, журнал. В каждом крупном почтовом отделении продается 23 наименования центральных периодических изданий и 21 - местное.В сельских районах, даже в райцентрах, банки давно позакрывали свои филиалы. Но почтовики заключили договор с филиалом московского Связь-Банка, и люди теперь очень довольны, имея возможность открыть банковский счет, положить или снять с него деньги прямо на почте, не покидая своей деревни или поселка.
Судя по отзывам сельских жителей, очень понравилась идея мини-магазинчика на почте. В основном это товары первой необходимости - чай, кофе, шампуни, моющие средства. Ассортимент растет. К примеру, недавно закуплено десять тонн подсолнечного масла, продолжается закупка свежих помидоров и огурцов. Очень оказалась востребованной ситцевая продукция, в основном постельное белье. Первый контейнер был раскуплен в три дня. Кроме того, создан каталог "Почтовый торговый дом", где можно заказать любые товары. Их доставят, заказчику покажут, и, если все понравится, он оплатит покупку тут же, на почте.
Сегодня в области работает
677 отделений связи, 375 - в сельской местности. Помимо стационарных пунктов есть и передвижные. Пятнадцать автомобилей заезжают в самые отдаленные уголки области, не оставляя без почтовых услуг никого.
Приятно сознавать, что южноуральская почтав числе лидеров, первооткрывателей. Год назад мы удивили Россию электронной очередью, когда посетители, сколько бы их ни набралось, ждут своей очереди в удобном кресле, не отрываясь от телевизора. Идея челябинских почтовиков тиражируется с восторгом.
Активно внедряется в жизнь система магнитных карт. Человек на почте получает зарплату и рассчитывается за любые услуги тут же, в одном окне, не доставая наличных денег, не рискуя лишний раз заработанным.
Значительно упростился и ускорился перевод денег в те населенные пункты, где работает система электронных денежных переводов. Не по всей России успели приобрести оборудование, обучить людей, но в нашей области работа налажена четко. Деньги поступают адресату максимум через 72 часа, хотя чаще для этого достаточно пары часов, особенно по Челябинской области.
Среди популярных у населения услуг - доступ к Интернету. Заглянуть в мир информации желают не только школьники и студенты. Фермеры, предприниматели интересуются ценами на рынке, юридическими тонкостями и законами, последними новостями. Семьсот человек в день, пять тысяч ежемесячно пользуются услугами Интернета на селе. В ближайшее время стоит задача установить еще 28 пунктов интернет-связи на почтовых отделениях. Так что кругозор и информированность сельского населения ничем не будут отличаться от городских.
Уже третий год почтадоставляется в каждый город шесть раз в неделю, в деревни - пять раз. Люди рады получать свежую прессу без опозданий, в тот же день. Только в Ашинском районе случаются задержки, потому что это единственный район, куда почтадоставляется поездом, а не автотранспортом.
Появление единого национального оператора не означает отсутствие конкурентов. По словам Николая Варчака, по стране сейчас работают 84 оператора. Они тоже доставляют почту, охватывая библиотеки, предприятия, институты. Для клиентов предлагают более низкие цены, поскольку не усложняют себе жизнь работой в отдаленных районах - невыгодно. Чтобы стартовые условия были равными, "Почта России" разрабатывает проект поправок к закону о почте. Конкуренция не должна выходить за рамки цивилизованных форм.
Главный почтальон области ответил на вопрос, который по-прежнему волнует многих: почему теряются обычные письма (не заказные)? Больше всего задержек традиционно случалось с почтой, идущей на Север, Дальний Восток. Теперь проблема решилась: впервые пущен специальный почтовый поезд Москва-Владивосток, значительно ускоривший работу почтовиков. И как пример - письмо в Москву. Контрольный срок доставки его из Челябинска в Москву - четыре дня. Из Москвы в Челябинск - шесть дней. Задержки происходят в основном при сортировке почты. Чтобы решить эту проблему, в Москве создается большой, великолепно оснащенный центр сортировки. Аналогичный планируется организовать и у нас. К сожалению, не только от почтовиков зависит сохранность и своевременность почтовых посланий. Простые письма не регистрируются, и доказать, что в задержке виновата почта, а не отправитель, забывший вовремя бросить письмо в почтовый ящик, трудно.
А путь ценного, заказного письма можно проверить через компьютер на любом этапе следования, в любом населенном пункте.
Кроме того, закрытые металлические двери по всей стране создали пока не решаемую проблему.
О почтальонах забыли. Носить 18-20 килограммов железа (ключей) от подъездных дверей не каждый соглашается. Как решить эту проблему, пока не придумали.