Главная >> 5 >> 15

Рано встает рыбоохрана

Участковым инспектором рыбоохраны Котласской инспекции Николай Аркадьевич Залевский проработал уже двадцать лет. Сам местный, сын рыбака, он душой болеет за свое дело, переживает, когда что-то не удается сделать, как говорится, "по техническим причинам". И накануне Дня рыбака мы решили дать слово именно рыбинспектору - как одному из тех, кто тоже с удовольствием принимает поздравления с профессиональным праздником.


- Черевковский участок Котласской инспекции рыбоохраны, - говорит Николай Аркадьевич, - расположен на территории двух сельских советов - Ляховского и Черевковского. Он включает в себя реки Северную Двину, Лудонгу (ее протяженность 78 километров) и Тядему (37 километров), полои, большое количество озер. Пойменная часть занимает около трехсот квадратных километров.


Водятся в этих водоемах все частиковые породы рыб, осетровые, стерлядь и проходные - семга, нельма, минога, сиг. Рыбаков приезжает немало. Из Котласа, Коряжмы, Красавина, Устюга. Едут на машинах, привозят с собой лодки, сетки. И промышляют на всех водоемах моего участка. Лов здесь разрешен по платным путевкам. Разрешается применение сетей длиной не более 50 метров без ограничения размера ячеи. Путевки выписывают на месте участковые рыбинспекторы.


Но установленный порядок соблюдают далеко не все рыбаки, хватает и браконьеров, число которых с каждым годом растет. Этому способствует увеличение продажи сетных орудий лова, особенно лесочных китайского и корейского производства. Они дешевые, длина их большая - 70 - 90 метров. Редко кто их разрезает, какая есть сеть, такую и ставят. Как поставят с весны, так они и стоят до осени, леска ведь большого ухода не требует.


Иной раз браконьеры даже забывают, где сетки кинули. Рыба в них попадает и гибнет.


Поймать нарушителя бывает очень трудно. Приходится ждать несколько дней у обнаруженной сетки, чтобы поймать его в момент лова. Да и техническое оснащение рыбинспекции не на должном уровне. Требуются лучшие моторы, лодки у нас совсем старенькие. У меня, например, в распоряжении две лодки. Одна "Прогресс" - большая, тяжелая. На ней установлен мотор "Вихрь-30", который не обеспечивает нужной скорости, постоянно ломается. Другая - "Казанка-6" с маломощным мотором "Ветерок". Использую ее лишь для контроля мелких речек и озер.


А зимой требуется для работы "Буран". Его у меня нет.


Около десяти лет использовал личную автомашину. Сейчас она сломалась. Дали мотоцикл "Иж". Но он плохой помощник. Мало что на нем увезешь, да и проходимость неважная, по песку, скажем, далеко не уедешь. А случись непогода - куда тогда на мотоцикле? Прошу, чтоб выделил "Севрыбвод" какой-нибудь "уазик", пусть старенький, чтоб не жалко было на берегу оставлять, пока я на водоеме работаю.


Наши трудности только на руку браконьерам. Проезжают на вездеходах к любому озеру, включают электроудочки (ловля ими запрещена) и выбивают там всех карасей. А карась - рыба тугорослая, растет долго, и потом это озеро два-три года бывает пустое.


Раньше Черевкову внимания уделялось больше в связи с тем, что тут хорошая пойма, хорошее нерестилище. Участок инспекции рыбоохраны был самостоятельным. А два года назад нас присоединили к Красноборскому участку, сократили одну штатную единицу, теперь я остался один. Отсюда до Красноборска 50 километров, конечно, с этим связано много неудобств.


Заработки рыбинспекторов невысокие. Я получаю по 12-му тарифному разряду две с половиной тысячи рублей. В основном работать приходится в ночном, утреннем и вечернем режиме, когда браконьеры выезжают на лов рыбы.


Хотелось бы и просто больше человеческого внимания к работникам рыбоохраны. Рыбакам, например, в День рыбака поздравления сыплются, а мы как будто лишние, хотя это и наш праздник. Я вот побывал как-то в Астрахани, так там отношение к рыбинспекторам другое, и престиж этой профессии выше, чем у нас. Завидно: