Глава Федерального агентства по рыболовству ополчился на браконьеров и лоббистов
Свою первую пресс-конференцию в ранге руководителя федерального рыбного ведомства Станислав Ильясов провел накануне Дня рыбака. Этот профессиональный праздник страна отметит в предстоящее воскресенье. Новоиспеченный главный рыбак России заранее пожелал тем, кто в море, хороших уловов и благополучия.
С. Ильясов напомнил, что труд у рыбаков каторжный, они по 2 - 3 месяца не видят берега и семей. По травматизму эта профессия стоит на втором месте после шахтерской, поскольку в море - шторма, а основные фонды, в том числе корабли, изношены на 70 процентов.
Корреспондента "Труда" заинтересовало, как Ильясов чувствует себя в роли главного рыбака. Должность досталась горячая - больше года никто уже длительный период не держался, к тому же сам он прежде был исключительно "сухопутным" руководителем. Сначала возглавлял правительство Ставропольского края, а затем - Чечни.
- Вот-вот, мне про это уже не раз говорили, - кивнул головой С. Ильясов. - А у меня такое ощущение, что попал из одной кипящей кастрюли в другую. В смысле из Чечни - на этот пост. Самое главное, что я понял за сто дней в новой должности: тут не должно быть никакого лоббирования ничьих интересов, кроме государственных. Успел разобраться с нормативной базой, кадрами агентства. Затем проведем чистку и "внизу". Познакомился с крупными компаниями: кто за ними стоит, куда идут финансовые потоки. У меня за плечами большая партийная, хозяйственная школа. Так что, думаю, и тут справлюсь.
Новый глава "рыбного агентства" признает, что ситуация в отрасли действительно тяжелая. По сути, она остается вне правового поля - по причине отсутствия закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Кстати, на этой неделе профильный комитет Госдумы решил до конца года такой закон принять, а также внести изменения в целый ряд действующих нормативных актов, так или иначе касающихся рыболовства.
Если правовое поле не будет "засеяно", то, по словам Ильясова, по-прежнему 80 процентов рыбного сырья, добытого нашими рыбаками, будет уходить за границу. А половина флота и близко не подойдет к родным берегам, поскольку там суда облагают непомерными поборами.
Если раньше до 70 процентов биоресурсов Россия добывала в Мировом океане, то теперь наши уловы там сократились до 10 процентов, а вся добыча сконцентрировалась у родных берегов, где, увы, почти не осталось предприятий переработки и необходимой инфраструктуры. Выловленная нашими судами рыба уплывает за кордон, а потом возвращается к нам же, но уже в виде полуфабрикатов или готовой продукции. При таком раскладе неудивительно, что среднестатический россиянин съедает в год не 21 килограмм рыбопродуктов (такова норма), а лишь 10. И эта урезанная порция отличается к тому же низким качеством и высокой ценой.
Планы у главы рыбного ведомства весьма амбициозные. Покончить раз и навсегда с браконьерством - притом с помощью законов, а не посредством одних только "штыков". Вывести наши рыболовные флотилии в Мировой океан и попытаться догнать по выловам и переработке Японию с Кореей: "Вы представляете, они за счет рыбы новые города строят. Чем же мы хуже?"
Действительно: чем?