Главная >> 5 >> 15

РЕЦЕПТ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ БЛАГОДЕНСТВИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД: ВЫТЕСНИТЬ "СЕРЫХ" ИМПОРТЕРОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ И СТИМУЛИРОВАТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. ДРУГОЕ ДЕЛО, КАК ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ НА ПРАКТИКЕ. ПОВОД ПОГОВОРИТЬ НА НЕЛЕГКИЕ ТЕМЫ О ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЯВИЛСЯ КАК РАЗ НАКАНУНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА РАБОТНИКОВ ОТРАСЛИ. О ТРУДНОСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НАШЕГО РЕГИОНА РАССКАЗЫВАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ.


— Александр Михайлович, как вы оцениваете состояние отрасли в крае?


— В целом оно сегодня остается неустойчивым. Несмотря на то, что за истекшие 4 месяца ситуация стабилизировалась и начиная с января идет рост объемов производства [индекс промышленного производства составил 121,2 процента], ситуация остается напряженной, многие предприятия работают нестабильно.


— Чью продукцию сегодня вы считаете конкурентоспособной?


— Наиболее конкурентоспособную продукцию выпускают "Устим", "Весна", "Ал-тан", "Саломея" и "Машук". Замечательное постельное белье шьют на "Саломее", хорошие брюки выпускают на "Машуке". На "Алтане" налажено производство качественной и удобной спецодежды с применением новых технических материалов. О продукции "Устима" знают многие — это великолепные модели женской одежды.


— С какими проблемами сегодня сталкиваются предприятия отрасли?


— Основная проблема — отсутствие оборотных средств. Кроме того, катастрофически не хватает их и на техническое перевооружение. Большинство предприятий нуждается в замене устаревшего оборудования на новое, высокопроизводительное, и внедрении новых технологий. На обновление основных фондов требуются немалые средства. Казалось бы, можно взять кредиты в банках, но у большинства малых предприятий недостаточно залогового имущества. Отсюда возникает проблема при получении кредита. Следствием недостаточного технического оснащения предприятий является низкая конкурентоспособность их продукции — и по качеству, и в большей степени по цене.


Но я бы назвал еще один немаловажный момент: на ряде предприятий довольно слабый уровень руководящего состава. Там, где руководят люди, владеющие новыми методами управления, адаптированные к нынешним экономическим реалиям и четко представляющие себе пути развития современного производства, чаще всего объективные проблемы решаются успешно.


— Александр Михайлович, были ли попытки привлечь в отрасль солидных отечественных или зарубежных инвесторов?


— Такие попытки были, но, откровенно говоря, они не увенчались успехом. Пытались мы заинтересовать ассоциацию предприятий текстильной и легкой промышленности "Восток-Сервис", которая специализируется на производстве и реализации спецодежды. Сеть предприятий ассоциации, в основном, располагается в средней полосе России, а торговая сеть — по всей стране. Представители ассоциации проявили интерес к Кочубеевской швейной фабрике, предложили передать им в собственность это предприятие. Однако учитывая, что это государственное унитарное предприятие, вполне благополучное и даже прибыльное на сегодняшний день, мы, в свою очередь, предложили ряд других производств, не имеющих заказов, но имеющих необходимые производственные площади и оборудование, готовых принять заказы на пошив спецодежды. Однако все наши предложения не нашли отклика у "Восток-Сервиса".


— Какие шаги сегодня предпринимаются министерством для поддержки и стимулирования производства на предприятиях легкой промышленности края?


- Уже не первый год работает закон Ставропольского края о государственном заказе. Однако он содержит, с моей точки зрения, ряд недостатков, хотя и подвергался уже дважды переработке. Особенно уязвимая его часть — порядок проведения конкурсов среди предприятий на получение госзаказа. Есть много примеров, когда наши предприятия не оказывались в числе победителей объявленных тендеров и далеко не по причине низкого качества продукции или ее высокой цены. Более того, к конкурсу допускаются не товаропроизводители, а коммерческие, посреднические фирмы. Я убежден, что бороться за госзаказ должны только непосредственные изготовители необходимой для нужд края продукции. И приоритет здесь должен отдаваться все же товаропроизводителям края, разумеется, при соблюдении ими условий конкурса по таким важным критериям, как качество и цена.


По моему мнению, оптимальным вариантом была бы передача формирования портфеля заказов профильному министерству — на основании заявок от министерств и ведомств края. К примеру, Министерство жилищно-коммунального хозяйства делает нашему министерству заказ: необходимо изготовить такое-то количество спецодежды из спецткани такого-то цвета, фасона, модели с определенным логотипом и т. д. Указываются ориентировочная цена, срок изготовления. Мы проводим конкурс среди товаропроизводителей такой продукции с участием представителя министерства-заказчика.


Примером поддержки предприятий отрасли может служить краевой заказ на пошив школьной одежды. В текущем году благодаря предложению губернатора о введении школьной формы наши предприятия получили неплохие производственные объемы. По итогам проведенного в марте конкурса, объявленного министерствами промышленности и образования края, его участники, продемонстрировавшие интересные и качественно выполненные модели, получили заказы на пошив школьной формы непосредственно от районных отделов образования и школ края. Кроме того, три предприятия на средства Каспийского трубопроводного консорциума [3 миллиона рублей] шьют форму для учащихся первых классов школ 6 районов края.


— На ваш взгляд, нужна господдержка этого сектора экономики?


— Считаю, что все-таки необходима. И первый вариант закона Ставропольского края о госзаказе как раз и предусматривал оказание финансовой помощи в виде субсидий, ссуд предприятиям, выполняющим госзаказ. Без такой поддержки предприятия, не имеющие достаточного залогового имущества, не в состоянии взять кредит в банке. Поэтому, чтобы им оказывалась реальная поддержка, необходимо обеспечивать предприятия субсидиями и ссудами [на возвратной основе] под гарантии краевого правительства. Что касается более состоятельных предприятий, для них ограничений меньше. Субсидированные кредиты в банках при содействии министерства получили "Устим", "Кристина" и "Ак Барс". В прошлом году "Алтан" взял кредит в сумме 6 миллионов рублей на развитие производства и уже эффективно осваивает эти средства. В этом году краевым бюджетом предусмотрено выделение такой же суммы Кочубеевской швейной фабрике. А пока министерство объявило конкурс на разработку бизнес-плана этого предприятия.


— Александр Михайлович, испытывают ли наши предприятия конкурентное давление, в том числе со стороны зарубежных производителей? - Мы проводили мониторинг по контрафактной продукции, которая реализуется на вещевых рынках Ставрополя и края. Местная продукция здесь практически отсутствует. Единственным предприятием, представляющим нашу легкую промышленность, оказалось 000 "Саломея". Многие руководители жалуются: "Нас задушили иностранные производители". Они утверждают, что на рынках продается низкопробная продукция из Китая, Эмиратов, Турции. Однако проверки показали, что качество этих товаров зачастую довольно высокое. Наши предприятия, чтобы успешно конкурировать с иностранцами, должны выпускать более качественную и при этом относительно дешевую продукцию, а для этого необходимо их техническое перевооружение. Я надеюсь, что прорыв в этом направлении будет. Все новые и новые предприятия ищут пути получения кредитов, наращивают объемы производства. Об этом говорят и уже достигнутые успехи ряда предприятий, и устойчивое наращивание промышленного производства в целом по отрасли в текущем году. Поэтому я бы хотел завершить нашу беседу на оптимистичной ноте, поздравить тружеников отрасли с профессиональным праздником и пожелать им успехов в их нелегкой работе.


***


фото: ЗАМЕНИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ.