Главная >> 5 >> 15

ЛАВРЫ И ТЕРНИИ "СОЦИАЛКИ"

Четыре года назад президентом Российской Федерации был издан указ об учреждении Дня социального работника. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1700 году Петр I подписал закон о создании первой государственной богадельни в Гатчине под Санкт-Петербургом.


ЗА ТРИ ВЕКА произошли колоссальные изменения в сфере социального обслуживания населения. Вниманием и заботой социальных работников охвачены многие слои населения: малообеспеченные люди и многодетные семьи, инвалиды и ветераны, репрессированные граждане и одиноко проживающие пенсионеры. Все, кто нуждается в помощи и поддержке, являются подопечными специалистов социальных учреждений.


В Большом Норильске отмечают профессиональный праздник сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения, центра социальной психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов "Виктория" и управления социальной политики (УСП) администрации города. Благодаря этим заботливым, внимательным людям решаются житейские проблемы норильчан, а их, к сожалению, все еще немало.


НАКАНУНЕ праздника мы с фотокорреспондентом побывали в УСП. Прием населения наряду с другими отделами вели сотрудники отдела льгот. Выдавали талоны на льготный проезд в отпуск или к месту лечения инвалидам и сопровождающим их лицам, ставили на учет впервые обратившихся граждан, выдавали справки о праве на льготы при оплате коммунальных услуг и получении стоматологической помощи. Причем на прием приходили не только льготники, но и члены их семей, знакомые. Пожилая бабушка, инвалид по зрению, не смогла сама обратиться в управление, и за необходимым документом пришла ее соседка, отстояв пусть и небольшую, но очередь. Значит, не остаются норильчане глухи к проблемам своих земляков.


Две пожилые женщины, родители которых были высланы в годы репрессий на спецпоселение, принесли справки о реабилитации, свидетельства о рождении, подтверждающие, что детство сестер прошло под бдительным надзором органов госбезопасности, для оформления документов. А зачастую специалистам отдела приходится самим проводить настоящее расследование: делать запросы в архивы Министерства внутренних дел, восстанавливать семейную историю, отслеживать родственные связи. Многие дети репрессированных знают только фамилии своих родителей, ведь в те годы было опасно разговаривать на эти темы, да и не все вырвались из-за колючей проволоки живыми. И какие волнующие моменты переживают как родственники, так и сотрудники управления, когда находится ниточка, связывающая поколения людей в одну семью.


К специалистам отдела обращаются для подачи документов на присвоение звания "Ветеран труда" и "Ветеран Красноярского края", для оформления льгот ветеранам и участникам локальных военных конфликтов, семьям погибших в горячих точках, ликвидаторам аварии на ЧАЭС, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, а также по многим другим вопросам. Сотрудники внимательно выслушивают посетителей, подробно объясняют им права, предоставляемые федеральным законодательством, стараются помочь даже в нестандартных ситуациях. Посетители, волнующиеся в начале беседы, уходят удовлетворенными. Как правило. Не смолкает телефон, люди обращаются за советами и консультациями.


ВРЕМЯ близилось к вечеру, редел поток посетителей. Сознаюсь, даже я, в общем-то, сторонний наблюдатель, устала от мелькания лиц, выслушанных историй, телефонных трелей... Это был обычный прием населения, к счастью, не омраченный претензиями и конфликтами.


Исполняющая обязанности заведующей отделом льгот Елена Козвонина, подводя итог нашей "совместной работы", сказала:


- Вы видели только верхушку айсберга. В Большом Норильске проживают около 12 тысяч людей, имеющих право на те или иные льготы согласно федеральному законодательству. Эти жители города должны лишь встать на учет в управлении, оформить документ, подтверждающий их статус, а потом предъявлять его в нужной инстанции. Все остальное - наша забота.


Специалисты отдела работают с организациями, предоставляющими льготы населению. Это транспортные предприятия, коммунальные службы, стоматологическая поликлиника, фармацевтические фирмы. Например, врач выписал рецепт на получение бесплатного лекарства и человек по нему приобрел препарат в аптеке, то есть воспользовался положенной ему льготой. А дальше в наше управление поступает реестр с пофамильным указанием всех льготников и сумм, на которые им были выданы лекарства. Эти сведения сверяются с нашей базой данных. Реестр возвращается в аптеки с пометками: все верно или закралась ошибка. Затем в управление поступает от фармацевтов счет-фактура на возмещение расходов, и мы, прежде чем направить документ для перечисления средств, еще раз сверяем все до копеечки. Даже рассказывать о механизме взаиморасчетов долго, так что работа с предприятиями сложная и кропотливая.


Необходимо также обновлять и сверять базу данных, делать выборки сведений о состоящих на учете по поступающим запросам из различных инстанций. Сроки же исполнения указываются очень сжатые. Например, сегодня я занималась подготовкой данных по запросу депутата Государственной Думы Раисы Кармазиной о превышении стоимости действующих льгот над предполагаемыми доплатами к пенсии в свете предстоящей реформы. Планируется с 1 января будущего года сделать социальную помощь адресной, то есть присоединить некую сумму к пенсии, но отменить льготникам бесплатные проезд в транспорте, лекарственное обеспечение и прочее.


ЖИТЬ в эпоху перемен нелегко, а они в нашей стране набирают все больший темп. В социальной сфере страны ожидаются большие перемены. Одно из них - вероятное переподчинение управлений социальной направленности из муниципального в ведение субъектов Федерации. А это повлечет изменения в работе и нашего управления социальной политики.


Настроение у сотрудников управления в преддверии ожидаемых пертурбаций было вовсе не радостным. Так что праздничный пирог получается с горьковатой начинкой. Да и встречались мы в рабочей обстановке, когда все внимание специалистов было сосредоточено на решении проблем пришедших на прием норильчан. Умение выслушать человека, знание всех законов и подзаконных актов как отче наш, благожелательное отношение к людям, стремление помочь в сложной ситуации - вот что я увидела, проведя четыре часа в "гуще событий".


Самые большие трудности в работе создает пресловутый человеческий фактор. Обращаются в управление в основном больные, пожилые люди, некоторые приходят по одному и тому же вопросу несколько раз: что-то недопоняли, что-то забыли... И далеко не все, уходя, говорят спасибо. А ведь немало пенсионеров, пожив на материке, возвращаются в Норильск. Сравнив "там" и "здесь", они признают, что такое внимательное и заботливое отношение к пожилым людям и инвалидам встретишь далеко не везде. Недаром управление социальной политики Норильска уже который год прочно удерживает первое место по уровню обслуживания населения в крае.


Поздравляем всех социальных работников с профессиональным праздником. Желаем благополучия, здоровья, чтобы все бури пронеслись, не задев крылом. И говорим спасибо за нелегкий благородный труд.