Архангельск - город не только моряков, но еще и пограничников. До недавнего времени у нас располагались аж два пограничных отряда (на Объездной дороге и в казармах Восстания), дивизион пограничных сторожевых кораблей (рядом с морским- речным вокзалом), отдельный контрольно-пропускной пункт (его военнослужащие осуществляют пропускной режим в аэропорту и на заходящих в порт кораблях под иностранным флагом). Сегодня пограничники отмечают свой профессиональный праздник.
На вопросы "ПС" о жизни пограничной на поморской земле ответил заместитель начальника Архангельского погранотряда по кадрам и воспитательной работе полковник Осман Османов.
- Осман Абдуллаевич, проясните ситуацию, сколько же сейчас пограничных подразделений в Архангельске?
- До 1 июня 2002 года в Архангельске действительно было четыре пограничные части. Но сегодня все они объединены в Архангельский пограничный отряд. В связи с этим штат учебного центра в казармах Восстания сокращен в три раза.
- Говорят, что учебный центр вообще ликвидируют и срочники там служить не будут. Так ли это?
- Вы знаете, что Федеральная пограничная служба как самостоятельная величина уже не существует - она подчинена ФСБ. Сейчас идет реорганизация, поэтому какие-то изменения могут произойти. Но пока ни о каком прекращении призыва на службу в казармы Восстания речь не идет. Правда, к 2010 году все пограничные войска должны состоять из контрактников. Планируется, что учебный центр к тому времени будет готовить из контрактников специалистов для всех пограничных частей России, а не только для Арктической группы.
- А какова численность Архангельского пограничного отряда?
- За охрану границы протяженностью около двух с половиной тысяч километров - это побережье от Онеги и до поселка Варандей в Ненецком автономном округе - отвечают более полутора тысяч человек.
- Дивизион сторожевых кораблей как-то незаметно служит в центре Архангельска. Зачем он вообще здесь нужен?
- По указу президента Ельцина в 1998 году пограничным войскам придали функцию охраны водных биоресурсов. Вместе с инспекторами рыбоохраны в период навигации экипажи дивизиона патрулируют прибрежные воды в Онеге, Мезени, на Соловках и т.д.
- И каковы успехи по охране биоресурсов?
- В прошлом году военнослужащие дивизиона подняли более 55 километров браконьерских сетей. Так что эффект от существования дивизиона есть. Мы еще и охраняем рыбных инспекторов - им нередко угрожают огнестрельным и холодным оружием, более того, были случаи нападения на них.
- Везде ли встречаете взаимопонимание?
- Например, администрация Соловков всегда идет нам навстречу и даже просит дислоцировать патрульный катер на островах круглый год. Поток туристов на Соловках растет не по дням, а по часам, и за ними нужно присматривать. И ни одной жалобы на экипажи со стороны местного населения не поступало, только благодарности.
Лес обид на нас у браконьеров. Местные жители хищнически к природе никогда относиться не будут - понимают, что их детям здесь жить.
- Браконьерствуют в одиночку?
- Нет, чаще организованными группами: связь современная, хорошо оборудованные базы на берегу - все продумано. Так что за бедной беломорской семгой много народу гоняется. Приезжают из Питера, Москвы. Но мы контролируем этот процесс, сил и средств у нас для отпора хватит. И о местах активного браконьерства всегда информированы.
- А с конфискованной рыбой что делаете?
- Рыболовецким колхозам выделяются квоты на рыбную ловлю, и мы в счет этой квоты безвозмездно передаем им свой "улов". Также сдаем рыбу заинтересованным архангельским организациям.
Кстати, рыбколхозы оказались сегодня в самом ущемленном положении. Они из-за недостатка средств даже небольшие квоты недобирают. И за их счет жируют другие. Спрашивается, зачем технической организации покупать квоту в 50 килограммов? А сети на полреки раскинуты. Да они под эту квоту в десять раз больше выловят. Получается, государству нанесен десятикратный ущерб! Мы настаиваем, чтобы меньше 500 кг квоты не давать, но пока воз с места не двигается.
- Катера в дивизионе старые, как на них за браконьерами угонишься?
- Да они выслужили все сроки, их давно пора списать. Это - наша беда. Конечно, на них малые плавсредства не догонишь, но контроль за рыбной ловлей на реке и в прибрежных водах осуществлять можно. Далеко в море, тем более в плохую погоду, катера не пускаем. А для того, чтобы гоняться за браконьерами, на них есть импортные резиновые лодки с мощными двигателями.
- Не могу не вспомнить о ваших восьмерых "сынах полка", которые живут в казармах Восстания...
- В этом году четверо изменят свой статус. Они заканчивают школу, и мы изыскиваем возможность для получения ими дальнейшего образования или работы. В общем, бросать их не собираемся. Срочную службу они обязательно пройдут у нас, а если захотят, то и на контракт оставим.