Интервью старейшего журналиста области А.В. Жбанкова накануне профессионального праздника - Дня печати - корреспонденту "Вечерней Рязани"
Корр.: Более 50 лет вы, Александр Владимирович, отдали журналистике. Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать успешным журналистом?
А.Ж.: Для этого нужно хорошо владеть словом и иметь сердце, бьющееся в унисон с сердцами тех, о ком и для кого ты пишешь. Два фактора. Всего два. Но не будем их смешивать, отделим друг от друга.
Итак, фактор первый. Владение словом - это умение просто, четко и ясно изложить свою мысль, без словесных выкрутасов. Как умели это делать великие мастера слова, например, Чехов, Бунин, Паустовский... Или люди... впервые взявшие перо в руки. Яркий тому пример - чеховский Ванька Жуков. Каждый раз, когда я читаю его письмо "на деревню дедушке", на глазах моих наворачиваются слезы, а в горле комок застревает.
Человек, обуреваемый самыми пылкими переживаниями, облекает свои мысли и чувства в простые, всем понятные выражения. Но вот читаешь их в изложении иного "журналиста" - и не веришь ни одному слову: столько там всего наворочено! Столько там словесной противоестественной трескотни!
Поэтому очень важно, кто окажется рядом с начинающим журналистом, когда он начинает делать первые шаги на избранном им поприще.
Мне в этом отношении повезло. Одновременно со мной в областной молодежной газете работали, я считаю, очень способные корреспонденты Анатолий Прокофьев, Константин Богачев, Василий Куприков, Александр Смирнов. Они не гнались за "красивостью" стиля. Без эмоций, бьющих через край, они по-деловому спокойно, от абзаца к абзацу "вгрызались" в тему, положенную ими в основу публикации.
Таков был вообще стиль советской журналистики! На мой взгляд, это был оптимальный стиль. Я говорю о стиле, а не о содержании публикуемых материалов. Это два разных понятия.
И еще один очень важный момент, на котором я хотел бы остановиться, коль скоро мы говорили с вами о первых шагах человека в журналистике. О том, как распорядиться своей молодостью.
Окна моей квартиры выходят на сквер, расположенный напротив десантного училища, и я вижу, как молодые люди целыми днями, до глубокой ночи просиживают на скамейках этого сквера. Конечно, я понимаю соблазны молодости. Хочется пообщаться с друзьями, подурачиться и просто ничего не делать. Но во всем надо знать меру. Нельзя попусту, по ветру пускать молодость! Молодость дана человеку в первую очередь для накопления знаний и здоровья. Это относится ко всем категориям молодых людей, независимо от того, кем они хотят стать - инженерами или рядовыми рабочими. Умное, хозяйское отношение к своей юности и молодости для будущего журналиста особенно актуально. Журналист должен обладать широкими и прочными знаниями, быть здоровым в нравственном и физическом отношениях.
В дальнейшем нашем разговоре мы еще, наверное, вернемся к этому. Сейчас я бы хотел просто ограничиться констатацией этого момента. А сейчас...
Корр.: А сейчас, Александр Владимирович, самое время поговорить о сердце журналиста, о его отношении к людям.
А.Ж.: Да, об этом говорить надо. Особенно в наше время, когда все продается и покупается. А сердце журналиста на этом торгу, на этом всеобщем базаре должно оставаться неподкупным. Трудно ли журналисту содержать свое сердце в чистоте и неподкупности? Трудно, очень трудно!
15 января 1999 года в "Вечерней Рязани" была опубликована моя первая статья, направленная против В.И.Любимова ("Я там же, где и был. А вот где вы, Вячеслав Николаевич?"). Сколько грязи, сколько зловонных помоев было вылито на мою голову после этой статьи! Сколько угроз, исковых заявлений в суд, насмешек! Даже близкие друзья мне иногда говорили: "Тебе что, больше всех надо?"
В отличие от других я не мог отсидеться в кустах. Кто-то же должен был первым возвысить свой голос, первым пойти в атаку? Этому учили меня мои старшие товарищи по журналистскому цеху. Этому учил меня мой старший брат-фронтовик, ставший впоследствии военным журналистом.
Если ты пошел в газетчики, -
Навсегда забудь о покое.
Мы - за все на земле ответчики,
За хорошее и за плохое!
Не знаю, откуда Коля (так звали моего старшего брата) взял эти строки, но повторял он их часто.
И второй человек, который оказывал мне поддержку во всех самых дерзких моих начинаниях, был и остается В.В.Рюмин.
Я знаю, многие рязанцы относятся к Рюмину отрицательно. Неоднозначно и мое отношение к Валерию Васильевичу. И, тем не менее, я всегда утверждал и беру на себя смелость утверждать, что В.В.Рюмин - это единственный после А.Н.Ларионова человек, который оставил в общественно-политической жизни Рязани глубокий след.
Это человек, который в конце 80-х годов имел смелость бросить вызов партийно-тоталитарной системе, казавшейся в то время несокрушимой. Для этого надо было иметь большое мужество! И не только мужество надо было иметь, но еще и готовность идти на самопожертвование. Валерий Васильевич потерял все, что только можно было потерять: жену, сына и военную карьеру.
А что получил взамен? Взамен он получил то, что получали и продолжают получать все первопроходцы, - непонимание и злые нападки.
С большим ликованием народ встретил первую волну демократии в партийно-тоталитарной России. Олицетворением ее в Рязани был Рюмин. Но первая волна демократии вскоре угасла. Волна прошла, а боль народа, его разочарование и обиды остались. Их - боль, обиду, разочарование - надо было на кого-то выплеснуть... Такой человек нашелся - это Рюмин. Он шел и вел за собой других, он куда-то звал, чего-то обещал... Это Рюмин нас подло обманул. Так думали многие.
Немногие тогда понимали, что и самого Рюмина обманули, что и сам он стал жертвой обмана.
Корр.: Не кажется ли вам, Александр Владимирович, что вы несколько уклонились от основной темы нашего разговора - какими качествами должен обладать журналист?
А.Ж.: Если и уклонились, то ненамного... Дело в том, что на наших глазах происходит быстрое превращение Рюмина-предпринимателя и политика в Рюмина-журналиста. Три в одном, выражаясь современным языком.
Рюмин смел (иногда до дерзости), умен, делает заметные успехи в овладении журналистским мастерством.
Я так много говорю о Рюмине по двум причинам. Во-первых, он является учредителем единственной в области независимой газеты "Вечерняя Рязань". Во-вторых, когда в 1997 году была разгромлена забастовка на заводе электронных приборов, я оказался никому не нужным, и единственный человек, который проявил ко мне внимание, был В.В.Рюмин. Хотя никто так жестко не критиковал Рюмина в забастовочные дни, как это делал я.
А вот теперь можно вернуться к значению юности и молодости в формировании будущего журналиста.
Юность и молодость - это пора, когда в сердце человеческом зарождаются и прорастают вопросы. Но для этого нужна питательная среда. Среда эта - знания. Только из знаний, почерпнутых из книг, вырастают вопросы, сопровождающие человека всю его жизнь.
Например, после XX съезда КПСС (1956 год) мне стало ясно, что идея построения коммунистического общества - иллюзорная идея. Но это была как бы неполная ясность. Полная ясность наступила через 20 лет. Иными словами, мне потребовалось два десятилетия, чтобы найти ответ на вопрос, который зародился в моем сердце в дни моей молодости. Для этого надо было прочесть сотни книг, в том числе и В.И.Ленина, много думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать...
Но и придя к горькому для себя выводу, я еще более 20 лет считал существование КПСС вполне оправданным и боролся за ее существование как только мог.
Еще один пример - отношение к Церкви, к религии, к Богу, к Библии.
Всеми этими вопросами я начал интересоваться в студенческие годы. В 35-40 лет понял, что Библия - это не отжившая свой век словесная рухлядь, а величайшее творение человеческого духа, что содержание ее неисчерпаемо.
Отношение к Церкви и Богу - с ответами на эти вопросы посложнее, то есть на многие вопросы, мучавшие меня всю жизнь, я так и не нашел четкого ответа. И искренне, по-хорошему завидую людям, которые глубоко, истово верят в Бога.
Вы скажете: "Ну, а какое отношение все это имеет к журналистской работе?" Думаю, что имеет прямое отношение. Без определенного багажа знаний и наблюдений человек не способен видеть глубинную суть фактов и явлений повседневной жизни. А без этой способности, без этого умения не только проникнуть, а хотя бы приблизиться к существу дела нет и не может быть, на мой взгляд, настоящего журналиста. А будет заурядный строчкогон, умеющий словесную пыль пустить в глаза. Читая их материалы, мне иногда хочется сказать (извините за грубость): "Не виляйте задом, а то вас правильно поймут".
А теперь о приятном. С отроческих лет есть у меня игра, которую я называю "Магией слова". "Магия слова" состоит из двух разделов: "Копилки шедевров" и "Загадки стиля".
"Копилка шедевров" - это золотая, жемчужная, бриллиантовая россыпь высших достижений литературного творчества. В минуты особого душевного состояния я трепетно перебираю эти драгоценные словесные слитки, созданные человеком: "В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом"; "Роняет лес багряный свой убор"; "Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя"; "Шумел камыш, деревья гнулись"; "Мороз и солнце, день чудесный!Не помню, кто из поэтов очень хорошо сказал о себе: "Я плачу над счастливою строкой, пусть написал ее не я, другой..."
Я тоже готов заплакать над "счастливой" строкой, хотя и написана она не мной...
Л.Н.Толстой где-то очень правильно написал, что стиль - это единственный порядок единственно возможных слов. Попробуйте в словосочетании "Мороз и солнце, день чудесный!" изменить или заменить хотя бы одно слово... И тут же пропадет, исчезнет обаяние пушкинской строки...
И все-таки некоторые поэтические строки позволяют делать такую замену!
В широко известной песне, кажется, на слова Алексея Суркова, есть такие строчки:
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
А, может быть, лучше, точнее было бы написать: "от твоей?"
В свое время, помню, меня потрясло предсмертное стихотворение замечательной, талантливой советской поэтессы Юлии Друниной. Стихотворение заканчивается строками:
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Не проходит дня, чтобы я не вспомнил эти пронзительные строки. И каждый раз думаю: "А, может быть, правильнее было написать Юлии "Не хочу, не могу смотреть..." На первое место "не хочу". Это означало бы: если бы Юлия вдруг захотела бы посмотреть, как летит под откос Россия, она не смогла бы это сделать, это было бы свыше ее сил.
Очень полезная, по-моему, эта игра! Она приучает журналиста к чуткому отношению к слову. Не пользоваться словами какими ни попадя, которые под рукой лежат, а подбирать самые верные и точные.Единственные", как сказал Л.Н.Толстой.
Тяжелая, изматывающая эта работа - искать точные и верные слова. От нее никуда не убежишь. Она тебя везде и всюду найдет в любое время суток!
Корр.: Так что же, Александр Владимирович, в итоге остается на долю журналиста?
А.Ж.: Вы задали очень хороший вопрос. Но прежде чем на него ответить, я хотел бы остановиться еще на одном очень важном моменте.
Мне кажется, каждому начинающему журналисту было бы очень полезно поработать на первых порах в районной или многотиражной газетах. Там нельзя врать! Ничего нельзя приукрашивать! С героями своих публикаций газетный работник встречается если не каждый день, то очень часто. Вот уж где (еще раз простите за грубость) нельзя вилять задом.
А теперь - что же остается на долю журналиста? Редкие, очень редкие минуты творческого удовлетворения, творческой радости перекрываются долгими часами сомнений, недовольства собой, мук творчества и ...боли. Острой боли от того, что видишь вокруг себя и бессилия что-либо изменить к лучшему.
Нельзя попусту, по ветру пускать молодость!