На вопросы "Красной звезды" отвечает министр обороны Республики Казахстан генерал армии Мухтар АЛТЫНБАЕВ
- В феврале состоялась коллегия министерства обороны РК, на которой президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед вооруженными силами республики ряд задач. В чем они заключаются?
- Упомянутое заседание коллегии министерства обороны имеет важное значение для нашей армии. На нем рассматривались актуальные вопросы, связанные с ходом реализации указа президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры вооруженных сил". Выступая на заседании коллегии, Нурсултан Назарбаев подробно остановился на вопросах государственного строительства, обеспечения национальной безопасности и международного сотрудничества. Говоря о задачах в военной сфере, он особо отметил, что главными здесь являются профессионализация армии и улучшение ее материально-технической базы.
Хочу в этой связи подчеркнуть, что по принципу комплектования мы строим профессиональную армию. Решаем эту проблему путем увеличения числа контрактников (в 2004 году -до 65 процентов, в 2005-м - до 85); введения института сержантов (законом уже определены воинские звания сержантского состава и, в частности, предусмотрена должность - главный сержант вооруженных сил); совершенствования подготовки граждан к военной службе; создания военно-обученного резерва, а также сокращения сроков срочной службы,
- Мухтар Капашевич, казахстанской армией уже пройден самый трудный путь - путь становления. Но не менее сложен, очевидно, и наступивший этап...
- Конечно, наряду с достижениями есть и определенные проблемы, над решением которых мы трудимся. В этом году в центре внимания находятся вопросы, связанные с дальнейшим преобразованием наших вооруженных сил, поднятием их, в соответствии с указанием главы государства, на новый качественный уровень. Сегодняшние реалии говорят о необходимости принципиального пересмотра взглядов на обеспечение военной безопасности, форм, способов и средств ее достижения. Структуре, назначению, подготовке вооруженных сил подобает прежде всего уходить от сложившихся стереотипов. В частности, структурное построение вооруженных сил должно, на мой взгляд, заключаться в развертывании группировок войск на потенциально опасных направлениях, с учетом нынешних вызовов и угроз, формировании дуги безопасности.
Как известно, возможность эффективного решения задач в условиях современной войны, контртеррористических операций во многом зависит от уровня оперативной и боевой подготовки органов управления и войск. А она достигаемся путем ее интенсификации и комплексного использования технических средств боевой подготовки (тренажеров), современной компьютерной техники.
Касаясь подготовки военных кадров, следует отметить, что мы в первую очередь уделяем внимание вопросам патриотического воспитания казахстанской молодежи, повышения ее интеллектуального потенциала и профессионализма. Огромное значение придаем и приобретению определенных практических навыков. Действительность показала, что младшие офицеры, выйдя из стен училищ и институтов, не всегда готовы к практической работе. В этой связи министерство обороны изучает возможность увеличения программы обучения офицеров на один год, который будет использован для прохождения курсантами службы в войсках в качестве сержанта. Нечто подобное следует, на мой взгляд, ввести и для выпускников военных кафедр. Только после прохождения службы в войсковом звене выпускники должны получать лейтенантские погоны.
Коль мы создаем новый облик вооруженных сил, то необходимо и дальше развивать национальную базу подготовки кадров, уделяя внимание много-уровнему подходу, совершенствованию учебного процесса и развитию учебно-материальной базы, использованию новых технологий обучения. При подготовке же гражданских кадров для нужд армии надо исключить дублирование.В конечном итоге наша цель заключается в создании настоящей военной элиты - высокообразованной, владеющей несколькими иностранными языками, имеющей прекрасную техническую подготовку. На это направлена и так называемая "программа подготовки штабного офицера". Главной целью этой программы является подготовка высококлассных специалистов, владеющих новыми управленческими технологиями, то есть настоящих профессионалов. С тем чтобы в последующем ими можно было укомплектовывать штабы видов и родов войск, региональных командований, соединений и частей вооруженных сил.
Считаю, что важно создать систему военного управления, способную адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы. И в этом плане, безусловно, необходим обмен опытом с армиями государств Содружества, других ведущих стран мира.
- Новым видом ВС республики стали военно-морские силы. Как идет их строительство, какие проблемы возникают на этом пути?
- В соответствии с международным правом каждое государство с географическим выходом к морю может иметь в составе своих вооруженных сил ВМС. В настоящее время все прикаспийские государства, за исключением Казахстана, имеют военно-морские силы со значительным количеством корабельного состава. В целях обеспечения безопасности каспийского региона указом президента предусмотрено создание военно-морских сил РК. Задачи, которые поставлены перед ними, не отличаются от задач флотов других государств каспийского региона. Сегодня уже решены вопросы управленческого звена ВМС, идет работа над комплектованием структуры. Создавая собственный флот, мы вместе с тем намерены активно сотрудничать со всеми прикаспийскими государствами, в том числе и с Россией, в деле укрепления безопасности в данном регионе. Как известно,
Каспий - стратегически важный регион и для Казахстана, и для России, поэтому здесь требуется системное взаимодействие двух стран.
- Как обстоят дела с финансированием казахстанской армии, обеспечением денежным довольствием людей в погонах? Какие льготы существуют для них?
- Начну с того, что военно-политическое руководство Казахстана уверено, что без социальной составляющей не может быть нового облика вооруженных сил. С целью поднятия престижа армии и военной службы нами разрабатывается так называемый "социальный пакет", от финансирования которого зависит содержание кошелька военнослужащего. По этой причине в 2004 году на финансирование армии запланировано гораздо больше средств, чем раньше. Например, в 2001 году военный бюджет составлял 24 млрд. тенге, в 2002-м - 33,7 млрд. тенге, а в 2003-м - 41,9 млрд. тенге, что равно 1 проценту от ВВП, предусмотренному военной доктриной. Значительная часть этих средств пойдет на улучшение социального положения людей в погонах. Как сказал Нурсултан Назарбаев на прошедшем заседании коллегии МО РК, по оплате труда военнослужащих мы находимся на лидирующих позициях в СНГ. С нового года денежное довольствие вновь увеличено. Можно твердо сказать, что существенные денежные прибавки позволяют качественно провести кардинальные преобразования в вооруженных силах. К этому следует добавить и то, что за три последних года семьи военнослужащих получили больше тысячи квартир. Все это благоприятно сказывается на морально-психологическом состоянии личного состава ВС РК. Повышению престижа службы людей в погонах, стимулированию их труда способствуют также определенные льготы. Так, при служебном перемещении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), связанном с переездом из одного населенного пункта в другой (в том числе в составе воинской части или подразделения) им выплачивается подъемное пособие в размере двух месячных должностных окладов на самого военнослужащего и половины должностного оклада на каждого члена семьи, переехавшего вместе с ним. При убытии в отпуск данной категории военнослужащих предусмотрено пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов. Выплачивается также денежная компенсация для оплаты расходов за коммунальные услуги. Есть и другие льготы, связанные со спецификой службы в особых условиях.
- Совсем недавно вы побывали с визитом в Москве, где провели переговоры с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. По их итогам было подписано соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности двух стран. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Подчеркну, что только в рамках Договора о военном сотрудничестве Казахстана и России подписано более 60 различных двусторонних документов, охвативших широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности. Развивая международное военное сотрудничество, мы также стали теснее взаимодействовать с нашими союзниками в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, и прежде всего с Москвой.
Говоря о сотрудничестве нашей страны и России, следует также отметить, что оно особенно активизировалось с объявлением главами двух государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным прошлого года Годом Казахстана в России, а 2004 года - Годом России в Казахстане. В этой связи президент Республики Казахстан заявил, что "мы хотим, чтобы люди почувствовали, что Договор о вечной дружбе между Казахстаном и Россией - это не декларация, а система сложившихся и развивающихся отношений".
Еще один чрезвычайно важный довод в пользу упрочения нашего сотрудничества - это то, что сегодня мы живем в сложном мире, где есть не только общие надежды, но и тревоги, глубоко затрагивающие интересы России и Казахстана, их граждан. В том числе существуют угрозы глобальных и региональных конфликтов, международного терроризма, транснациональной организованной преступности, незаконной миграции, распространения наркотиков и оружия. Чтобы противостоять этим угрозам, нам необходимо быть вместе.
В рамках Года России в Казахстане большое значение имело проведение в конце марта в городе Щучинске Акмолинской области на базе Национального университета обороны научно-практической конференции с участием казахстанской и российской делегаций. На ней была рассмотрена тема "Договор о военном сотрудничестве - шаг к дружбе и коллективной безопасности народов", посвященная 10-летию со дня подписания Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве. А в недавнем послании президента РК народу Казахстана особо подчеркивается, что Россия - очень важная для нас страна. Мы находимся в общих геополитических условиях, сталкиваемся с общими проблемами. У нас схожие взгляды на многие мировые процессы, их надо реализовывать. Достигнутый уровень экономической интеграции и доверия также должен повышаться.
- На коллегии министерства обороны вы заявили, что одним из приоритетных направлений деятельности военного ведомства должна стать реализация излишествующего вооружения и военной техники. О каких видах ВВТ идет речь?
- В соответствии с программой по утилизации боеприпасов министерство обороны Казахстана проводит работу по уничтожению тех из них, которые имеют длительные сроки хранения, а также не находят применения в вооруженных силах. Программа по утилизации боеприпасов рассчитана на период до 2008 года включительно. Одним из условий утилизации является возможность использования компонентов боеприпасов в народном хозяйстве.
- В настоящее время Казахстан принимает участие в программах НАТО "Партнерство ради мира" и "Процесс планирования и анализа". А недавно республика стала первой страной в Центральной Азии, присоединившейся к программе НАТО "Концепция оперативного потенциала". В чем она заключается?
- Руководство министерства обороны придает большое значение развитию сотрудничества с НАТО в рамках утвержденных программ, реализуя указания верховного главнокомандующего.
Эксперты и должностные лица НАТО, а также представители военных ведомств стран Североатлантического альянса неоднократно отмечали динамичность развития сотрудничества между нашей республикой и НАТО, начиная с 2002 года. В соответствии с процедурой участия Казахстана в программе "Процесс планирования и анализа" (ПАРП) в период 17-19 ноября 2003 года в штаб-квартире НАТО состоялось заседание в формате "Альянс+1" для оценки "Обзора оперативной совместимости 2002 года", в котором приняла участие делегация министерства обороны республики. Проведено заседание рабочей группы и экспертов НАТО по обсуждению проекта индивидуальной программы партнерства с целью получения рекомендаций и консультаций для ее эффективной реализации. Министерством обороны впервые в регионе разработана программа развития миротворческих сил. Благодаря военно-техническому сотрудничеству Казахстана со странами альянса миротворческий батальон "Казбат" в 2002 году полностью был укомплектован по стандартам НАТО.
- Разрешите от имени читателей нашей газеты поздравить вас и в вашем лице всех казахстанских военнослужащих с наступающим профессиональным праздником - Днем образования ВС РК...
- Спасибо. В свою очередь, пользуясь случаем, хочу выразить коллективу редакции газеты "Красная звезда" слова искренней благодарности за оперативное и объективное освещение жизни и деятельности не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и стран СНГ, в том числе и армии суверенного Казахстана. Желаю читателям "Звездочки" и самим краснозвездовцам здоровья, благополучия, творческих находок, терпения и упорства в достижении цели.
***
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Мухтар Алтынбаев родился 10 декабря 1945 года в Караганде. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО (1971) и Военную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова с отличием (1985). Службу проходил в качестве летчика, старшего летчика, командира авиазвена, эскадрильи истребительного авиационного полка ПВО. В декабре 1978 года удостоился присвоения классной квалификации "Военный летчик-снайпер". Командовал истребительным авиаполком и дивизией ПВО. Занимал должности командира корпуса ПВО - заместителя министра обороны РК (11.1993 - 10.1996), министра обороны Республики Казахстан (10.1996 - 08.1999), командующего силами воздушной обороны ВС РК (04.2000 -12.2001). 8 декабря 2001 года указом президента РК вновь назначен министром обороны республики. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени и многими медалями. Женат. Сын - офицер ВС РК.