Главная >> 5 >> 15

Вячеслав ВЫГОДИН: КОНКУРЕНЦИЯ ДИКТУЕТ СВОИ ЗАКОНЫ

Рассматривая с государственных позиций итоги работы отрасли, определяя задачи на будущее, докладчик остановился на наиболее волнующих участников съезда проблемах. Прежде всего это изменение условий деятельности предприятий при обостряющейся конкуренции на рынке мороженого, раскрыл тенденции на мировом, российском и региональных рынках мороженого.


Приводимые докладчиком примеры деятельности предприятий подтверждали высказанные президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с доверенными лицами положение, что великая Россия - это конкурентоспособная Россия. Величие страны зависит от конкурентоспособности каждого работника, каждого коллектива.


Подводя итоги работы отрасли в 2003 году, В. Выгодин сообщил, что объем производства мороженого в 2003 году составил 385 тыс. т, что на 14 тыс. т, или на 3,7%, больше, чем в 2002 году.


Заметно выросло производство в Республике Башкортостан, Красноярском, Приморском краях, Самарской, Оренбургской, Свердловской, Новосибирской, Омской областях. Среди предприятий - производителей мороженого по объемам производства лидируют: "Инмарко" (Новосибирская обл.), "Русский холод" (г. Барнаул), Нестле Жуковское мороженое", Липецкий хладокомбинат, "Петрохолод", "Челны-Холод", "АльтерВЕСТ", "Метелица", Белгородский хладокомбинат, "Холод" (г. Пятигорск), Хладокомбинат N 1 (г. С.-Петербург), Хладокомбинат N 3 (г. Екатеринбург), "Волгомясомолторг", "Пензахолод.


Прошедший год изменил состав лидеров не только в конкретных городах, но и в целом между федеральными округами. Основной прирост производства мороженого был достигнут за счет его увеличения в Сибирском, Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах.


В то же время докладчик отметил значительное падение объемов производства в ряде регионов. Наиболее низкие показатели в Ивановской, Тюменской, Костромской, Калужской, Орловской, Тульской, Ленинградской, Мурманской, Калининградской, Читинской областях, республиках Марий Эл, Мордовия, Хакасия. Здесь падение производства составило от 20% до 60% .


Среди причин снижения выпуска мороженого в этих регионах, как и прежде, можно назвать погодные условия. Однако, подчеркнул докладчик, это не единственная причина. Это подтверждается исследованиями, проведенными по заказу Союза мороженщиков России компанией "Бизнес-Интел", а также маркетинговой компанией "Консалтинг-групп" (г. Челябинск) в сфере ценообразования.


Пропуск на рынок и погода


Анализируя общие тенденции на рынке, среди них докладчик отметил следующие: укрупнение и поглощение предприятий. Этот процесс развивается. Среди весьма неприятных прослеживаемых явлений - снижение рентабельности производства. Инфляция, рост цен на энергоресурсы и сырье, арендные и налоговые платежи все более снижают рентабельность, а значит оборотные средства предприятия. Рентабельность у эффективно работающих крупных предприятий составляет сегодня 10-12%. У мелких предприятий этот показатель еще ниже.


Отмечается заметный рост конкуренции на рынке между местными производителями продукции и региональными поставщиками, выведение на рынок брэндов продукции, усиление борьбы за покупателя.


Среди важнейших из проблем, которые сдерживают рост производства, - малый объем потребления в расчете на душу населения - 2,8 кг. В США, например, где заботятся о здоровье каждого и общества в целом, этот показатель - 16 кг. Ведь доказано благотворное влияние потребления мороженого на здоровье и детей, и пожилых людей.


Да, холодное лето 2003 года пагубно сказалось на многих предприятиях. В расчете на быструю окупаемость многие вложили в развитие производства кредитные средства. Но ситуация сложилась таким образом, что сегодня они еле сводят концы с концами.Поэтому неудивительно снижение объема производства, продажа предприятий или поглощение их более крупными предприятиями.


В то же время налицо динамичное развитие при той же погоде сравнительно молодых компаний. Среди них "Инмарко", "Русский холод", "АльтерВЕСТ", "Талосто", "Метелица", "Бородино". Разительных результатов они добились благодаря умелому менеджменту, продуманной инвестиционной политике, грамотной маркетинговой и рекламной работе.


В связи с усилением конкуренции на передний план выдвигаются вопросы качества, умелой логистики, грамотной ценовой и ассортиментной политики, которые основаны на глубоком перманентном изучении рынка, методов работы конкурентов. Важно иметь постоянную связь с партнерами-дистрибьюторами, чтобы учитывать приоритеты во вкусах потребителя разных регионов.


Выигрывают те, кто учитывает потребности разных групп населения, принимая во внимание возраст, интересы и покупательскую способность. К примеру, фирма "Метелица" в своей технологии продвижения новинок делит их на три направления: для молодежи, здоровый продукт, для праздничного стола. Но окончательно завоевать позиции на рынке позволит лишь высокое качество и сравнительно невысокая цена продукции.


Рынок надо изучать. Это, конечно же, понятно всем. Однако результаты исследований говорят порой об обратном.


Демпингование - путь в тупик


Известно, что получение максимальной скидки - одна из главных целей дистрибьютора. При наличии столь большого количества производителей мороженого эта задача вполне реальная. Однако понятно, что бесконечная борьба за скидки - путь тупиковый. Мелкие компании, не имеющие возможность выйти на рынок самостоятельно, вынуждены отпускать товар по демпинговым ценам. Это ведет к их разорению, что никому не выгодно.


Некоторые предприятия в условиях демпинга идут самым бесперспективным путем: удешевляют продукт, заменяя качественные ингредиенты суррогатами. Однако даже супернизкая цена не спасет такую продукцию, поскольку найти постоянного покупателя на низкосортный товар невозможно. Дешевый продукт - это, как правило, низкое качество. Именно поэтому потребитель предпочитает сейчас среднюю ценовую нишу. Постоянное в большом объеме изменение ассортимента тоже не способствует повышению продаж.


Увеличить долю рынка удается только комплексными мерами: улучшением вкуса и качества за счет использования натуральных ингредиентов, созданием зонтичных "марок-паровозов", своевременной ликвидации неходовых позиций и введением новых, агрессивной рекламной кампании и умелой адаптацией мировых технологий к требованиям российских потребителей.


Одним из основных средств достижения цели в настоящее время становится увеличение собственного парка морозильных ларей. Таким образом, сформировалась сегодняшняя тенденция, диктующая вложение средств не в увеличение мощности по производству мороженого, а в развитие торговой сети.


Для нынешнего рынка мороженого характерно появление значительного числа новых марок. Это ответ на возросший интерес потребителей к продукции высокого качества, оригинальной и хорошей упаковке. Можно привести немало примеров грамотной и эффективной работы с торговыми марками. Наряду с этим приходится постоянно сталкиваться с проявлением патентной неграмотности. Зачастую, выпустив новую продукцию, дав ей перспективное название, предприятие не заботится о его патентной защите. Союз участвует в защите предприятий в подобных ситуациях. Подписано соглашение о совместной работе в этой области с Роспатентом РФ. Мы считаем, сказал докладчик, что необходимо внести изменения в патентное законодательство, с тем чтобы пресекать действия фирм, которые регистрируют наименования продукции, товарные знаки не для производства продукции, а для извлечения дохода.


ГОСТ на мороженое теперь не незваный гость


Завершена большая работа по подготовке ГОСТа на мороженое, выполненная ВНИХИ совместно с большой группой специалистов отрасли и заинтересованных организаций.


Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 года утвержден ГОСТ Р 52 175-2003 "Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия".


Союз выступил заказчиком ГОСТа, обеспечил необходимую организационную поддержку и совместно с Росмясомолторгом выделил на эти цели более 500 тыс. руб.


Это первый государственный стандарт на мороженое. ГОСТ позволяет установить единые требования для этой группы мороженого как при его производстве внутри страны, так и при ввозе из-за рубежа, создает юридическую основу для защиты добросовестных производителей и прав потребителей.


Важная деталь: ГОСТ гармонизирован с подобными документами многих зарубежных стран. Немаловажно, что он подготовлен с учетом требований, которые предусматриваются проектом технического регламента на молочную продукцию. Таким образом, закладывается перспектива подготовки отрасли ко вступлению России в ВТО.


ГОСТ должен быть введен с 1 января 2005 года, а это значит, что весь текущий год предстоит большая и напряженная работа в этом направлении.


ГОСТ вводит целый ряд новых более жестких требований к качеству продукции, ингредиентам, сырью, хранению, транспортировке и реализации мороженого. Его требования вызывают необходимость значительных изменений деятельности предприятий на всех этапах производства, хранения транспортировки и реализации продукции.


Союз мороженщиков России и Росмясомолторг в своих планах на 2004 год предусматривают проведение мероприятий, способствующих успешному внедрению ГОСТа. Отрадно, что уже появились первые предприятия, которые готовы досрочно сертифицировать свою продукцию и производство по требованиям ГОСТа. Это "АльтерВЕСТ" и "Сервис-Холод". Надеемся, что их круг будет постоянно расширяться. На практике работы таких предприятий будет формироваться опыт внедрения ГОСТа.


Работа по стандартизации будет продолжена в течение года. Будет начата подготовка еще одного ГОСТа - на термины и определения в сфере производства мороженого всех видов.


Выставке "Мир мороженого и холода" жить и развиваться


Докладчик подробно остановился на ходе подготовки к выставке, которая становится крупнейшей акцией Союза и "Росмясомолторга". Как уже отмечалось, увеличились число участников выставки и ее площадь, возросло представительство зарубежных стран, каждая третья фирма участвует в выставке впервые. Все это подтверждает тенденцию ее развития.


Гораздо разнообразнее и насыщеннее стала деловая программа выставки. Совершенствуются организация и проведение профессиональных конкурсов продукции и услуг участников выставки.


Информационную поддержку выставке оказывают агентства, около 40 печатных СМИ, три канала ТВ. В период подготовки выставки опубликовано более 150 материалов в московских и региональных газетах и журналах. Одним из информационных спонсоров выставки является Торговая газета".


Докладчик заявил, что уже сейчас анализируются итоги проведенной работы по подготовке к выставке. Отмечая ее развитие, мы не удовлетворены участием производителей мороженого. Их число практически не растет. Предстоит разобраться в причинах этого. Они могут заключаться в объективных трудностях, а могут быть и результатом неудовлетворенности участия в выставке. В любом случае, мы будем стимулировать их присутствие. В частности, предполагается установить для них дополнительную льготу по аренде выставочной площади. По итогам конкурса качества мороженого будет выпущен рекламный буклет Лучшее мороженое России", который будет широко распространяться среди торговых предприятий и рекламных агентств. Победители конкурса получат право бесплатно рекламировать свою продукцию в газете "Мороженщик России".


Начата работа по подготовке официального каталога российских производителей мороженого. Его цель - продвижение имиджа предприятий и продукции на российский и зарубежные рынки.


Этому процессу способствует развитие информационно-рекламной деятельности Союза мороженщиков. Союзом совместно с Ассоциацией "Столичное мороженое" 1 июня 2003 г. в московском парке культуры и отдыха "Сокольники", проведен Праздник мороженого. Расширилась география праздника. Он проводился также в Санкт-Петербурге, Смоленске, Красноярске, Вологде, Брянске, Саранске, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Псковской области.


Принято решение по организации в Москве 30 мая 2004 года традиционного праздника мороженого.


В.А.Выгодин обратился к руководителям предприятий с предложением поддержать развитие праздника, который может стать серьезной рекламной кампанией мороженого в масштабах России и превратиться в отраслевой профессиональный праздник.


В прошлом году заметно активизировалась работа по презентации продукции и услуг членов Союза. Развиваются международные контакты Союза.


Далее докладчик сообщил, что совместно с заинтересованными организациями Союз создает отраслевую систему обучения и повышения квалификации специалистов. Завершена работа по регистрации отраслевого Института холодильных технологий и пищевых производств, который организует свою работу по подготовке и повышению квалификации специалистов в основном на базе ВНИХИ и ведущих предприятий отрасли. Проведено лицензирование деятельности института по 15 образовательным программам. Союз и "Росмясомолторг" открыли в Международной промышленной академии кафедру мороженого и замороженных продуктов.


Союз и "Росмясомолторг" выступили инициаторами проведения в декабре 2004 года на базе академии Международной научно-практической конференции Индустрия холода в XXI веке" (Состояние и перспективы развития холодильной техники для отраслей перерабатывающей промышленности, торговли и сельского хозяйства). Оргкомитет конференции возглавляет заместитель председателя правительства РФ, министр сельского хозяйства А.В.Гордеев.


В заключение докладчик проинформировал присутствующих о выполнении решений предыдущего съезда, определил задачи на будущее.