У ФНПР остается только один недруг - левая оппозиция
Даты, подобные Первомаю, словно специально созданы для того, чтобы напоминать россиянам: об их интересах радеют. Профсоюзным деятелям
Первомай особенно дорог -еще с тех времен, когда считался Международным днем солидарности трудящихся, то есть фактически как профессиональный праздник. Вчера лидер Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков решительно заявил, что никому не позволит занять "свое место" как главного радетеля интересов наемных работников и перехватить инициативу в организации первомайских акций. Если учесть, что вся прочая деятельность ФНПР в области защиты прав трудящихся - все больше явление виртуального порядка, легко понять, почему приуроченные к знаменательным датам массовые акции так дороги сердцу профсоюзных боссов. Но не только им: стройными колоннами под лозунгом "Достойная заработная плата - путь к преодолению бедности" вместе с членами профсоюзов пойдут представители пропрезидентских партий - "Единой России" и "Родины". В общем, россияне увидят трогательное единение профсоюзных деятелей и партии власти, как в старые добрые времена, когда профсоюзы были школой коммунизма.
А главный недруг нынешнего профсоюзного движения -это, оказывается, левая оппозиция, прежде всего КПРФ. "Не первый год центральное руководство КПРФ противопоставляет себя профсоюзному движению, проводит отдельные сепаратные митинги и демонстрации, на которых выдвигает собственные политические лозунги. На мой взгляд, приватизировать Первое мая не имеет право никто, это день не политической борьбы, а день социальной борьбы трудящихся за свои права", - пояснил видный "единоросс" (и по совместительству зампред ФНПР) Андрей Исаев. А вот "Единая Россия", добавил он, признает безусловный приоритет профсоюзов в организации первомайской манифестации, и решением генерального совета партия ЕР будет участвовать именно в профсоюзной акции.
Третью весну подряд профсоюзы выводят людей на улицу одной колонной с партией власти, чтобы озвучить прежде всего "социальные требования", предъявляемые к этой самой власти. Возможно, кто-то еще помнит, что до некоторых пор ФНПР не менее слаженно выступала с КПРФ. Однако времена изменились. И сегодня профсоюзные лидеры с политической точки зрения ничем не рискуют, объявляя борьбу бедности - ее уже объявил президент. Позиция несколько уязвима лишь с той точки зрения, что не совсем понятно, с кем в такой ситуации следует бороться. И тут на помощь приходит бесценный опыт той же "Единой России", весь предвыборный год демонстрировавшей "борьбу нанайских мальчиков" с правительством. Борьба увенчалась новым ростом задолженности по зарплате: слишком тяжким бременем для бюджета оказались федеральные выборы. Михаил Шмаков признался, что это его очень беспокоит. В свою очередь, Андрей
Исаев признался, что фракция "Единой России", оказывается, изначально имела массу нареканий к антидемократичному закону о митингах. И кто ж его тогда, спрашивается, в первом чтении принимал?
Зато тактика социального партнерства - но только не с трудящимися, а с властью -позволяет деятелям ФНПР вести практически беспроигрышную игру. Любое популярное решение власти в социальной сфере профсоюзы вправе выдать за собственную заслугу, сославшись на свои многолетние настойчивые требования. А подлинный триумф подобной соглашательской политики -это когда профсоюзы ведут людей на улицу бок о бок с партией власти. Пока негласное джентльменское соглашение подразумевает только то, что профсоюзы не суетятся под ногами у исполнительной власти. Однако не исключено, что завтра от них потребуют большего - например, под лозунгом социального равенства обрушиться на олигархов. Или на инородцев. Нет сомнений, что Шмаков и Ко и в этом случае возьмут под козырек. Но не появится ли тогда в народе новый слоган "Профсоюзы - школа деспотизма"? Времена такие, что аполитичность и конформизм уже никого ни от чего не спасают.
Анастасия Валерьевна Корня -обозреватель "НГ".