В авиации одним из сложнейших участков производства является аэропортовый комплекс. Сюда входят около двадцати различных служб, в которых работают специалисты десятков разных направлений, с соответствующей спецификой производственной деятельности и требованиями в части социальных гарантий.
Это отражено и в структуре профсоюзной организации аэропорта Якутск. В составе головного профкома шесть профкомов, 17 цехкомов и столько же профгрупп. Прямо скажем, руководить такой профорганизацией непросто. Хотя все службы призваны обеспечивать полеты, а большинство - безопасность полетов, финансировались они всегда по остаточному принципу. Лишь с выделением аэропортов из состава объединенных авиапредприятий тут смогли самостоятельно распоряжаться заработанным. Но это отнюдь не значит, что стали жить богаче. При объемах, составляющих не более трети от уровня конца 80-х годов, и получаемых от этого доходах об обеспечении на достаточном уровне социальных гарантий работников говорить не приходится.
При среднем уровне заработной платы по воздушному транспорту России 10, 5 тысячи рублей в столичном аэропорту она составляет около 7, 5 тысячи.
...Двенадцать лет профсоюзную организацию аэропорта возглавляет член ЦК ОПАР, заместитель председателя рескома профсоюза авиаработников Михаил Федорович Банчик. Его трудовой стаж в авиации и срок членства в профсоюзе в мае этого года перевалят за полувековой рубеж. В далеком 54-м пятнадцатилетним мальчишкой он был принят учеником слесаря в ремонтные мастерские Якутского объединенного авиаотряда. В середине 60-х мне приходилось работать с ним при освоении эксплуатации турбовинтовых, турбореактивных самолетов. К тому времени это был уже классный слесарь и наряду с другими, более опытными специалистами, быстро освоил ремонт герметических кабин и различных систем новых лайнеров. Тогда эти работы считались особо сложными и ответственными.
В конце 70-х заместителем командира столичного авиапредприятия снова работал с Михаилом в одном коллективе. Он стал механиком по ремонту машиносчетной техники, отличался ответственностью, общественной активностью, привлекался к профсоюзной работе. Скоро исполнится еще и четверть века с того самого судьбоносного для него дня, когда связал свою жизнь с профсоюзной деятельностью. Правда, сперва на общественных началах, в качестве члена цехкома, профкома подразделения, заместителя председателя ревизионной комиссии объединенного комитета профсоюза ЯОАО, члена рескома.
Работники аэропорта Якутск доверили Банчику руководство профсоюзной организацией предприятия в самые кризисные для авиации годы. Из-за многомесячной задержки выплат заработной платы с каждым днем нарастала социальная напряженность в коллективах.
За минувшие с тех пор годы аэропорт из безнадежно убыточного, с огромной кредиторской задолженностью, доставшейся по разделительному балансу, перешел в разряд самодостаточных предприятий отрасли. Тернистым был путь к успеху. Руководству предприятия и профкому пришлось выдержать накал забастовок диспетчеров, работников авиационно-технической базы, автобазы, грузчиков, то и дело возникали угрозы приостановки работы, голодовок протеста. Но выстояли и сохранили работоспособное предприятие, потому что были вместе, вместе шли на открытый разговор в коллективы, где назревала конфликтная ситуация. На этих встречах каждый говорил о своем: руководство - о сложной финансово-экономической ситуации, председатель профкома - в защиту интересов работников. И каждый раз в результате трудного, но конструктивного диалога между руководством и профкомом поэтапно исполнялись требования коллективов.
При всей сложности ситуации, несовместимости позиций работодателя и профкома была у них единая задача - не дать предприятию развалиться. Мудро поступали профком и его председатель: защищая интересы работников, на каждом этапе взвешенно подходили к оценке финансовых возможностей предприятия. И не позволили втянуть коллективы в разрушительную забастовку 1998 года, тем самым не дали развалить предприятие, в крайне сложных условиях обеспечили функционирование воздушного транспорта в республике.
Тогда еще не говорилось о социальном партнерстве, но взаимодействие между руководством аэропорта и профкомом было социальным партнерством на практике.
С отменой санаторно-курортного оздоровления работающего персонала и некоторыми положениями Трудового кодекса РФ, направленными на ослабление профсоюзов, появилось мнение, что будто бы отпала необходимость в профсоюзном членстве. Ошибочность его доказывает деятельность профкома аэропорта Якутск. В профком народ идет с утра до вечера беспрерывно, потому что здесь решаются все житейские, социальные проблемы работников - с рождения малыша и до проводов работников и членов их семей в последний путь. Если не все, то абсолютное большинство социальных вопросов решаются совместно с руководством и профкомом. Поддержку профкома ждут по очень широкому спектру вопросов. Это всевозможные льготы, предусмотренные законодательством, отраслевым тарифным соглашением, коллективным договором предприятия, зарплата и временная нетрудоспособность, охрана труда, режим рабочего времени и отдыха, отпуска и жилищные проблемы, летний детский отдых, материальная помощь и многое другое.
Должное внимание находят ветераны войны и тыла, неработающие пенсионеры. Совместно с Советом ветеранов предприятия оборудовано специальное помещение, где они могут собираться, пообщаться, почаевничать за беседой. Вместе с руководством предприятия профком ежегодно организует празднование Дня Победы в торжественной обстановке, с солдатской кухней и "наркомовской" чаркой, песнями и плясками. Приходят поздравить учащиеся школ N24 и N30. Ветеранам оказывается материальная помощь.
Отмечаются и профессиональные праздники, на эти цели используются отчисления предприятия. Сотни тысяч рублей расходуются на культурно-массовые мероприятия.
Свидетельством заботы о трудящихся является коллективный договор предприятия. На социальные льготы в нем предусмотрено почти 10 млн рублей, то есть в среднем на работника приходится по 8-9 тысяч в год. В прошлом году минимальный размер оплаты труда I разряда доведен до 450 рублей с применением минимального отраслевого коэффициента. Принято совместное решение о целевом отчислении предприятием средств на оздоровление персонала из расчета 350 рублей на каждого работающего. Профком на те же цели направит 5% профсоюзных взносов. Из этих средств на частичную компенсацию стоимости санаторно-курортной путевки будет выделено до 10 тысяч рублей. Таким образом заложена основа решения одной из самых актуальных социальных проблем коллектива.
Не стоит считать безоблачной деятельность профсоюзного комитета. Иногда такие разгораются страсти, что думаешь, уже не быть миру и согласию между руководством предприятия и профкомом. Но проходит время, и все возвращается в нормальное русло. Михаил Федорович Банчик всегда проявляет мудрость и не спешит прибегать к крайним мерам по спорному вопросу. Прекрасно понимает, что остановить людей будет трудно, возможны непоправимые последствия, и старается устранить разногласия за столом переговоров.
Кто бы ни утверждал обратное, длительная забастовка работников АТБ в 98-м нанесла сокрушительный удар по экономике НАК "Сахаавиа", авторитету авиаторов Якутии, привела к потере многих рабочих мест. По сравнению с 1997 годом объем перевозок пассажиров авиакомпанией сократился в четыре раза, доходы - в три раза, затраты на 1 рубль доходов увеличились с 1, 54 до двух рублей. Вот такова пиррова победа забастовщиков.
Профкому и его председателю помогают сплоченность, многолетний опыт и полная информированность обо всем, что происходит на предприятии. В составе профкома и его актива немало людей, верой и правдой служащих на профсоюзном поприще на общественных началах по 10-20 лет. Через их сердца прошли все невзгоды так называемых рыночных реформ, за эти годы пройдена хорошая школа защитников прав и интересов рабочего человека.
Председатель - очень занятой человек, он член совета предприятия, участвует в каждом еженедельном разборе командного состава, обсуждении хода работ и планов. Банчик силен редким сочетанием боевитости и выдержанности, как профессионал прекрасно знает законодательные и нормативные акты по социально-трудовым отношениям, принципиален в отстаивании своих позиций. Рабочий класс тоже не дает дремать. Частенько требуют повышения уровня заработной платы, доплат за вредность на производстве, иногда заявляют о своей сверхзагруженности. И вот председатель, как в лучшие времена, вместе с экономистами делает хронометраж рабочего времени, хотя сегодня многие считают это анахронизмом. Но в результате объективного исследования устанавливается законность требований работников.
Самый опытный председатель профкома в отрасли является наставником, консультантом начинающих коллег. Он пользуется уважением профсоюзного актива республики, руководителей отрасли, к его мнению прислушиваются в Центральном комитете Общероссийского профсоюза авиаработников. Я думаю, что как профсоюзный лидер М.Ф.Банчик является примером не только для профактива.
Президиум рескома "Профавиа РС(Я)" сердечно поздравляет Михаила Федоровича с предстоящим золотым трудовым юбилеем и 25-летием приобщения к профсоюзной деятельности.