Главная >> 5 >> 15

Геология сегодня - это запах тайги и денег

Рассекречены все запасы полезных ископаемых. Сегодня это товар, который надо продать.


В геологию шли за романтикой и "за запахом тайги". О геологах не только слагали песни, но и сочиняли анекдоты. Профессия была популярной, престижной.


Сегодня символом былого величия отрасли является массивное здание "Якутгелогии" на центральной площади столицы республики. Ныне его занимают в основном коммунальщики -- трубы и задвижки потеснили романтику...


Но, пройдя через горнило кризисов, геологическая отрасль снова на подъеме. Мы живем пока в сырьевой стране, поэтому без геологоразведки немыслимо движение вперед.


Накануне профессионального праздника геологов на наши вопросы отвечает председатель Госкомитета РС(Я) по геологии и недропользованию Леонид КОВАЛЕВ.


-- Как вы считаете, Леонид Николаевич, вкус тайги улетучился -- остался только запах купюр?


-- Меняется политическая и экономическая ситуация, но не меняется земля. Геология как наука о земле будет востребована всегда, но только в каких объемах она нужна государству? - вот вопрос.


Романтика, нехоженые тропы будут привлекать молодых, это останется, но в меньшем количестве. Да и степень изученности уже другая, ведь мы открыли уже прилично, хотя и проедаются открытые месторождения более высокими темпами, чем восполняются.


-- Неужели больших открытий больше не будет, к чему стремиться молодым геологам?


-- Сразу геологи ничего не открывают -- все делается методом приближения. Сейчас выделены и изучаются более локальные участки, меньше требуются полевые партии. Но простор для творчества и карьеры в нашей большой стране и республике так же велик. Тем более сегодня, когда экономика находится на подъеме.


-- Многие изыскания в 90-х годах заброшены. Казалось, что отрасль позабыта, позаброшена...


-- Мы перестраивались вместе со всеми. Геология адаптировалась к новым условиям, но не простаивала. Конечно, провал есть -- задел советских времен мы истощили. Но сегодня необходимый уровень для развития отрасли имеется.


Особенность сегодняшнего дня такова, что государство будет продавать участки недр для исследований тому, у кого есть деньги.


-- Какую форму собственности имеют геологоразведочные предприятия?


-- Региональные и поисковые работы идут под контролем государства. А собственно разведка по сегодняшним законам объединена с добычей полезных ископаемых. Ее осуществляют организации, получившие лицензию на разработку участка недр.


За государственными геологами остаются информационные, общегеологические работы по изучению территории. Чтобы снять максимальные риски для недропользователей, мы оцениваем объекты и передаем их в разведку и освоение. Решением этих задач, по закону, могут также заниматься и частные фирмы.


Государственное предприятие "Сахагеолинформ" осуществляет учет, хранение и предоставление информации. Все организации, независимо от форм собственности, представляют туда имеющиеся данные о недрах Республики Саха (Якутия). Есть "Центргеоланалитика" -- это лаборатория, которая занимается исследованием пород и руд, качественным и количественным содержанием в них тех или иных элементов. У нас имеется много договоров с производственными и научными организациями, которым нужны точные исследования горных пород и руд и независимый контроль собственных анализов.


Также работают государственные унитарные предприятия "Янгеология", "Алдангеология", "Восточно-Якутское" и Якутская поисково-съемочная экспедиция.


Наш госкомитет в целом выполняет функцию координатора -- мы составляем единую программу геологического изучения недр Якутии, выполнение которой финансируется из всех источников -- федерального, республиканского и собственных средств недропользователей.


Заказы геологические организации получают в небольшом объеме по федеральным тендерам. Сами проводим республиканские конкурсы на геологические работы за счет бюджета республики. А средства недропользователей мы записываем в лицензии как задачи по геологии, которые они должны выполнить. И это мы контролируем.


Для справки.


В 2003 году финансирование геологической отрасли осуществлялось:


-- за счет федеральных средств -- 58 млн рублей;


-- из республиканских -- 597 млн рублей;


-- из собственных средств предприятий -- 1380 млн рублей.


Общая сумма составила 2035 млн рублей, или 97,8 процента от запланированного.


На 2004 год планируется выделить из этих трех источников 2647 млн рублей.


-- В государственной республиканской программе по вашей отрасли в 2004 году особое внимание должно уделяться геологоразведке в районе железной дороги, особенно на ее будущем участке Томмот-Якутск. Возле автомобильных трасс. А также производиться разведка золота возле действующих горнодобывающих предприятий...


-- Задания по золоту выполняются. Работу в зоне ж/д мы никогда не прекращали. Там три экспедиции - "Южякутгеология", "Алдангеология" и Якутская поисково-съемочная экспедиция.


В этой зоне мы переориентируем работы по поиску нефти и газа. Там есть общегеологические признаки наличия этих полезных ископаемых.


-- Состоятся ли в этом году аукционы по выдаче лицензий на разработку больших месторождений полезных ископаемых?


-- В мае пройдут конкурсы по средним месторождениям алмазов Холомолох, Моргогор и др. Во втором полугодии -- по Томторскому редкометалльному, возможно, угольным и Чаяндинскому месторождениям. С нашей стороны вся работа практически завершена.


-- Сколько может стоить бонус на Чаянду?


-- Сотни миллионов долларов. Но с этого года только 10 процентов этих средств идет субъекту. Раньше в регионе оставалось 60%. Остальное шло в федеральный центр.


-- Какое участие в этих аукционах принимает ваше учреждение?


-- Непосредственное. Ведем всю подготовительную работу -- составляем перечень, вырабатываем условия, согласовываем это на федеральном уровне. Участвуем также в организации аукциона. Кроме того, представители Геолкома являются членами комиссии.


-- В прошлом году только бонусы принесли 1,1 млрд рублей. Значит ли это, что геологоразведочная отрасль является прибыльной?


-- Можно сказать, что геологоразведка на рубль затрат приносит порядка 350-400 долларов. То есть столько готовится запасов в наших недрах.


Удельный вес геологоразведки по республике: по алмазам -- до 3,5 процента стоимости добываемых запасов, по углю -- до 5 процентов, по золоту -- до 6, нефти и газу -- до 10.


-- В разведку углеводородного сырья надо вкладывать очень большие деньги. Академик Конторович говорит, что только в доразведку Ковыктинского и Чаяндинского месторождений надо вложить 2,5 млрд долларов. Да и нефтедобывающие компании готовы вложить эти деньги. Ведь стоимость запасов Чаяндинского месторождения более 50 млрд долларов. Эльгинское угольное месторождение стоит около 70 млрд долларов. Наша задача -- показать привлекательность этих проектов.


Мы, в свою очередь, будем иметь налоги, рабочие места, инфраструктуру, которую создадут нефте- и угледобытчики.


Сегодня мы уже договорились с ОАО "Сургутнефтегаз", что за счет его средств будут работать на трех объектах наши геологи, в частности, ОАО "Якутскгеофизика". Бюджетные деньги на эти цели уже не расходуются.


-- Получается, что геологи сегодня должны проводить рекламные кампании по продаже лицензий и привлечению инвестиций?


-- В какой-то мере мы уже занимаемся рекламой. Наша информация доступна, публикуется в газетах и размещается на сайтах. Весь цивилизованный мир идет по пути рассекречивания всех запасов полезных ископаемых, чтобы привлечь инвесторов. В свое время Объединенные Арабские Эмираты смогли удачно подать свои месторождения нефти, и сегодня там создан фонд будущих поколений, где каждый гражданин получает хорошие деньги. Что-то похожее есть на Аляске.


Сегодня в России также все разведанные месторождения рассекречены.


-- Что могут сказать геологи о нашем будущем? Сможем ли мы благодаря добыче полезных ископаемых стать северными Арабскими Эмиратами?


-- Перспективные площади в республике на нефть и газ изучены всего на 10 процентов. Надо искать месторождения, аналогичные Талаканскому и Чаяндинскому.


-- А такие большие, как в Западной Сибири?


-- Ничего не могу сказать. Плохо изучен шельф и т.д.


-- Почему именно в Якутске недавно состоялось совещание Геологической службы Минприроды РФ о перспективах освоения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока?


-- Красноярский край, Иркутская область и Якутия, если не говорить о Сахалине, обладают наибольшими разведанными запасами в этом регионе. У нас есть два наиболее подготовленных к разработке месторождения нефти и газа -- Талакан и Чаянда.


-- На этом представительном форуме прозвучала мысль, что без успешного освоения нефтегазоносных месторождений Восточной Сибири президентский план удвоения ВВП может сорваться...


-- Геологи Якутии готовы выполнять любые задачи по приросту запасов. Однако сколько денег -- столько пива: все зависит от финансирования. На территорию республики привлечен "Сургутнефтегаз", который в течение пяти лет вложит более 2,5 млрд рублей на геологоразведку. Компания получила лицензии на три участка.


Мы привлекаем деньги и стараемся не сидеть на месте. А ВВП очень сильно зависит от объема разведанных запасов минерального сырья.


-- Много ли хороших специалистов ушли из геологии?


-- Многие оказались востребованы в других отраслях. Геологи, которые работают в добывающих организациях, чувствуют себя уверенно. Что касается ГУПов, то там средняя зарплата -- 8,8 тыс. рублей с учетом полевого довольствия.


-- А задержки по заработной плате у геологов есть?


-- У тех, кто работает в "АЛРОСА", "Саханефтегазе", свои взаимоотношения с работодателями. На госпредприятиях задолженность не превышает в среднем двух месяцев. Но во всех организациях картина разная, ведь ГУПы имеют большую самостоятельность и могут зарабатывать деньги сразу по нескольким направлениям.


-- Интересно, что ваше ведомство занимается такими вещами, как разработка положения о выдаче лицензий тем, кто собирает останки мамонтов. В этом документе заложены какие-то ограничения?


-- Это единственный в Российской Федерации документ, который регулирует порядок проведения этих работ. Мы закрываем путь теневому рынку и беспорядочному сбору. Это обычные полезные ископаемые, и государство как собственник недр должно регулировать их сбор. Уникальные находки, например, должны быть предоставлены Институту прикладной экологии РС(Я). А школьники могут собирать бивни для краеведческого музея без лицензии.


-- Первое воскресенье апреля -- ваш профессиональный праздник. Что бы вы хотели пожелать в День геолога своим коллегам?


-- Крепкого здоровья, благополучия в семье и всегда новых открытий. Всех геологов Республики Саха (Якутия) -- с праздником!


НА СНИМКЕ: Леонид КОВАЛЕВ.