Главная >> 5 >> 15

ЛЮБОВЬ ШВЕЦОВА: "В ДОРОГУ МЕНЯ ПОЗВАЛ ЧЕХОВ"

В течение последних лет должность главного художника в театральном Чехов-центре оставалась вакантной, что, согласитесь, не могло не сказаться на полнокровной жизни этого творческого коллектива. И вот поиски специалиста, готового принять на свои плечи груз "художественных" проблем, увенчались успехом. Как теперь часто бывает, эти плечи оказались женскими и (не ради красного словца сказано) действительно хрупкими.


Впрочем, Любовь ШВЕЦОВА - а именно она заняла этот пост - не намерена стенать по поводу трудностей. Не такой она человек. А какой же тогда? Думается, что частично ответить на этот вопрос поможет интервью, которое наш корреспондент взял у художницы в канун профессионального праздника служителей Мельпомены - Международного дня театра.


- Любовь Анатольевна, что, на ваш взгляд, главное в работе главного? И нашли ли уже ответы на извечные русские вопросы: что делать и с чего начать?


- Главное, наверное, - житейский и профессиональный опыт, поскольку ни в одном из учебных заведений этому делу не обучают. Одно дело - самому оформлять спектакль, и совсем другое - уходя от конкретной постановки, приподниматься над творческим процессом в целом.


У меня сейчас в театре период адаптации, детального знакомства с его службами. А начать я решила с... наружной рекламы Чехов-центра. Наш театр должен громче заявить о себе, как это делается в других городах. И прежде всего я имею в виду современную световую рекламу (щиты с репертуаром в окнах - это старо, неэстетично и хлопотно). Самая подробная информация с фотоэпизодами из спектаклей, театральными афишами должна встречать потенциального зрителя уже у окошка кассы. Увидев это, зритель должен сам захотеть купить билет на тот или иной спектакль.


- Входит ли в вашу "рекламную" кампанию создание фотогалереи играющих в театре актеров? Ей-богу, обидно, что Чехов-центр едва ли не единственный на Дальнем Востоке лишает своего зрителя возможности взглянуть в глаза любимых или пока незнакомых актеров...


- Обязательно. К тому же это стало бы логическим завершением прекрасно оформленных фойе театра. По всей видимости, лица актеров будут встречать театралов начиная с лестничных пролетов, ведущих на второй этаж.


- Благодаря кому вы познакомились с Сахалином и приехали на остров?


- Благодаря Антону Павловичу Чехову... Меня и удивил, и подкупил тот факт, что где-то на краю земли под именем великого драматурга живет и работает драмтеатр, а это, на мой взгляд, очень почетно и ответственно. Ну а поскольку я всегда стремилась работать там, где требуется эта ответственность, то и приняла приглашение ушедшего от нас на днях Игоря Гуревича.


- И долго он вас уговаривал?


- Вы знаете, это настолько уважаемый в Москве режиссер, настолько яркая личность, что не поверить ему я просто не могла. Переговоры были краткими. Я собрала чемодан, приехала на остров, начала работать, а тут такая потеря... Я до сих пор не могу поверить в то, что Игоря Сергеевича с нами больше нет.


- Каким вам представлялся Сахалин по Чехову - Гуревичу и каким оказался на самом деле?


- После того как предложение было принято, я побежала более детально знакомиться с "Островом Сахалином", и мне в какой-то момент стало... страшно. Но этот страх прошел, как только я прилетела в Южный. Во-первых, потому, что попала из атмосферы любви в новую любовь к себе. От того, как тебя встретят, согласитесь, многое зависит. А потом с удовольствием отметила, что сахалинский климат один в один соответствует погоде моего любимого Питера. И самое главное, я не почувствовала здесь духа провинциализма, которым некоторые стращали.


- Интересно, как в вашей судьбе пересеклись изобразительное искусство и театр?


- Я родилась и выросла в Иванове, где с удовольствием делила себя на занятия в художественной и спортивной школах. Несмотря на то, что стала мастером спорта по художественной гимнастике, все же отдала предпочтение творчеству, а потому поступила в художественное училище. И вот где-то курсе на третьем к нам в город приехала режиссер из Москвы, тут же организовавшая музыкально-поэтический театр имени Высоцкого. Что это был за театр! На встречу с Евтушенко, Вознесенским, Окуджавой, Ахмадулиной, Поженяном собирался цвет ивановской интеллигенции. После такого общения нельзя было не заболеть сценой. Ну а студийный принцип работы театра требовал от нас быть тем, кем сегодня быть надо.


- Вы наверняка были художником?


- Не только. Приходилось работать и осветителем, но оформление спектаклей, действительно, доставляло наибольшее удовлетворение.


Там же, в студии, познакомилась с московскими студентами-режиссерами и чуть позже одному из них, Славе Сухорукову, оформила дипломный спектакль - чеховский "Вишневый сад" (в 1994 году, кстати, этот опыт был повторен, но уже в драмтеатре Калуги). Тогда же поняла, что оформление спектакля - это не только интересно, но и безумно трудно, а трудности можно преодолевать лишь учась. И я поехала поступать в Санкт-Петербургскую театральную академию.


- Может быть, я и ошибаюсь, но профессия театрального художника больше из разряда мужских...


- Об этом мне, кстати, еще на приемных экзаменах прямым текстом заявили. Но меня отговаривать было уже бесполезно. Что касается учебы, то она и впрямь была нелегкой. Преподаватели по макету были настолько требовательны, что не задумываясь отправляли под каблук несколько не так сделанный стульчик или столик. И мы вынуждены были вечером либо ночью исправлять свои ошибки. Из 15 поступивших до финиша нас дошло лишь пятеро.


- Любовь Анатольевна, в каких взаимоотношениях находятся (или должны находиться, на ваш взгляд) театр XXI века и сценограф? Кем должен быть современный театральный художник?


- Это человек, глубоко знающий классику и при этом хорошо чувствующий ритм сегодняшней жизни. Он должен умело сплавлять многовековые традиции и современность. Замечу, что под современностью я подразумеваю и новейшие компьютерные технологии, без освоения которых сейчас работать все труднее и труднее. Моя пока не осуществленная мечта - создавать эскизы к спектаклям на компьютере.


- Кстати, о компьютерах. На одной из интернет-страниц был опубликован материал, где вас назвали "профессиональным, талантливым, ищущим, сомневающимся человеком". В чем или в ком вы сомневаетесь?


- В интернете?.. Это что-то новое!.. Все сомнения кроются только во мне самой. От меня зависит как успех, так и неуспех в том или ином начинании, а потому нужно очень много думать. И сомневаться.


- Вы автор сценографии и костюмов монологового спектакля "Праздник одиночества", поставленного в Ивановском драмтеатре по пьесе В. Коростылева и рассказывающего о жизни культового грузинского художника Пиросманишвили. Тяжело было художнику говорить о художнике?


- Наоборот, легко. Во-первых, потому, что этот спектакль ставил талантливый грузинский режиссер Зураб Нанобашвили, который мне помог очень во многом. А во-вторых, потому, что Нико Пиросманишвили мне был давно интересен. Я работала, отталкиваясь от его произведений и от понимания судьбы Художника в целом. А она похожа у многих творцов. Истинный интеллигент никогда не будет размахивать локтями. Ему проще голодать, продавать свои работы за тарелку супа и, в конце концов, умирать в нищете, но при этом возноситься вверх.


- Любовь Анатольевна, как вы относитесь к соревнованиям в творчестве? В спорте все понятно: ты лучший, если забил больше голов, прыгнул дальше остальных или набрал максимальное количество баллов, как того требует ваша любимая художественная гимнастика. А зачем определять чемпиона в театре, музыке, живописи?


- Для того, чтобы самому идти вперед. Лично я положительно оцениваю такие соревнования, в ходе которых можно определить, кто есть кто. Согласитесь, можно написать, на свой взгляд, талантливую работу. Но насколько этот талант скрыт в ней, объективно узнаешь только тогда, когда увидишь данную работу на выставке в ряду произведений других художников.


Спектакли, которые я оформляла, принимали участие в нескольких театральных фестивалях. И, поверьте, очень приятно, когда их признавали лучшими. Так, на костромском фестивале А. Островского лауреатом стал спектакль "Бальзаминов... Бальзаминов!", поставленный на вологодской сцене. Скоро он, кстати, будет представлен в Москве на сцене Малого театра, где пройдет аналогичный фестиваль Островского. Не менее достойно был показан на театральном фестивале в Вологде и наш "Праздник одиночества". А ведь соревноваться там пришлось с постановками Гинкаса, Фоменко... Нет, фестивали и конкурсы просто необходимы. В них хранится секрет нашего творческого роста.


- Вы работали во многих городах и со многими режиссерами-постановщиками. С кем из них было интереснее?.. Или так поставлю вопрос: ваши требования к режиссеру?


- Настоящий театральный режиссер - это личность. А любая личность - это очень сложный характер. Так вот, я предпочитаю преодолевать сложности... Я ответила на ваш вопрос?


- Вы только театральный художник или пишете, рисуете в свободное от работы время?


- Вы лучше спросите: а бывает ли у театральных людей свободное от работы время?.. Если у меня когда-нибудь родится выставка, то она будет состоять прежде всего из театральных работ. Впрочем, не скрою, мне нравится рисовать портреты. Правда, не имея сейчас мастерской, это не всегда легко делать. Тем не менее уже на Сахалине выполнила в карандаше (еще нравится акварель, темпера) автопортрет. Не потому, что так люблю себя, а потому, что по вечерам мои новые знакомые в основном заняты, а я-то всегда под рукой, - смеется Любовь Анатольевна.


Когда в студенчестве требовалось подработать на жизнь, занималась росписью матрешек, шкатулок, столь популярных в Питере у туристов. Я и сегодня могу сделать нечто оригинальное, но лишь только в подарок друзьям. Теперь это уже как одно из немногих хобби.


- А спорт в их число входит?


- Ну, если только подкачать по утрам пресс, сделать гимнастику... Да, и лыжи! Я до Сахалина, наверное, лет сто на них не стояла, а когда приехала на остров, поняла, как это здорово. Мне кажется, многие сахалинцы просто не сознают своего счастья. Для того чтобы оказаться в зимнем лесу, им достаточно потратить 10 - 15 минут, в то время как в Санкт-Петербурге или Москве на это уйдет во много раз больше времени. Последние часы старого года я провела не где-нибудь, а на лыжне, ведущей в долину Туристов. Это было здорово.


- На Сахалин вы наверняка приехали с мечтой, которую бы хотелось осуществить на сцене Чехов-центра...


- И не с одной. Мне бы очень хотелось поработать с драматургией Горького, воплотить в жизнь яркие краски, навеянные пьесами Шекспира. А разве не интересно, живя на Дальнем Востоке, заглянуть в мир японской литературы и представить себя в этом мире? Ну и, конечно же, Чехов, без которого Чехов-центр, как мне кажется, существовать просто не может. Не имеет права.