Главная >> 5 >> 15

Стройкомплекс Ленинградской области: время подводить итоги

Подводя, в канун Дня строителя, итоги работы строительного комплекса Ленинградской области, уместно вспомнить о том пути, который привел отрасль к сегодняшним рубежам, сегодняшним результатам. В последнее десятилетие ушедшего столетия строительная отрасль, не только Ленобласти - всей страны, переживала тяжелейшие времена. Падали до "нуля" объемы производства строительных материалов, закрывались предприятия и строймонтажные управления, строительные подрядные организации простаивали без работы, перебиваясь случайными заказами по возведению коттеджей и "халтурами"...


Однако всего за несколько лет в нашем регионе одну из важнейших отраслей экономики - строительную отрасль - удалось поднять из экономической пропасти. И в этот сложнейший период - с конца 1990-х годов по начало 2000-х годов, когда экономический спад был остановлен и началось возрождение отрасли, наметилась тенденция устойчивого роста, - строительный комплекс региона возглавлял вице-губернатор Ленинградской области Александр БРАХНО. В этот удалось преодолеть кризис и продолжать работать, но уже с уверенностью в завтрашнем дне, с уверенностью, что они не останутся без заказов и достойного вознаграждения за свой труд.


Александр Брахно - напомним, что сейчас он уже сложил полномочия вице-губернатора области по строительству, дорожному хозяйству и транспорту в связи с выходом на пенсию, однако продолжает возглавлять Союз строительных организаций Ленинградской области - "ЛенОблСоюзСтрой" - рассказал "Вестям" о том, как проходило возрождение строительного комплекса Ленинградской области:


- В 1990-е годы Ленобласть переживала непростые времена. Особенно тяжелыми и для области, и для областных строителей стали 1998-99-й годы. Возьмем хотя бы бюджет Ленинградской области 1999 года... На выполнение всех региональных строительных программ, включая строительные объекты целевых социальных программ, было запланировано лишь 20 млн рублей... На весь 1999 год! Эту сумму приходилось "кроить" и на ремонт школ, и на строительство бюджетного жилья, и так далее.


А состояние большинства объектов - с учетом того, что до этого на протяжении последних 15-20 лет капитальные ремонты и реконструкции практически не проводились, было, прямо скажем, страшное. Больницы, школы, детские сады стояли неухоженные, ветшающие, порой - просто полуразрушенные. Главной задачей для нас стало начать реконструкцию социальных объектов. И это удалось обеспечить...


Начиная с 2000 года, областной бюджет и финансирование строительных программ из областного бюджета начали из года в год прирастать. Пошло увеличение объемов финансирования конкретных объектов и конкретных программ из федеральной казны, которая участвовала в их реализации, как правило, на паритетных началах с областным бюджетом.


Постепенно мы снова стали строить, перестраивать, капитально ремонтировать дома престарелых, детские дома, больницы, поликлиники, школы. В населенных пунктах, где не было своих медучреждений или были, в "лучшем" случае, руины, начали строить амбулатории, фельдшерские пункты. На сегодняшний день в Ленинградской области объемы бюджетного финансирования строительных объектов, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства, составляют более 1 млрд. рублей.


Сегодня даже не верится, что всего 6 лет назад объемы строительства и реконструкции по всей области были ограничены суммой 20 млн. рублей... Но постепенно, по мере большего наполнения областной казны, вслед за увеличением финансирования социальных объектов началось выделение средств на строительство жилья. Появилась возможность достраивать или передавать другим застройщикам "незавершенку" - объекты незавершенного строительства. Экономическое развитие области, экономическая стабильность позволили вкладывать в социальное развитие региона, а следовательно - в строительную отрасль, ведь именно строители осваивают средства, строя новые и реконструируя существующие объекты инфраструктуры, все больше и больше средств.


С увеличением заказов строительно-монтажных и других подрядных строительных организаций начал расти спрос на продукцию предприятий строительной индустрии. У областной промышленности стройматериалов появился стимул и средства на увеличение объемов производства, внедрение новых технологий, улучшение качества. Этот сектор строительного комплекса за последние несколько лет изменился наиболее кардинально.


Прошли коренную перестройку с внедрением новых, современных технологий и оборудования крупнейшие в области щебеночные заводы - в Каменногорске, в Кузнечном и другие. Сегодня на них выпускается продукция уже совершенно другого уровня по качеству - например, щебень кубовидной формы для производства бетона.


Изменились технологии, повысилось качество и на областных домостроительных комбинатах. Гатчинский сельский стройкомбинат (ССК) приступил к выпуску плит, конструкций для строительства жилья, отвечающего современным требованиям, и сегодня успешно возводит его. Определенные технологические новшества - улучшение планировок квартир и кубатуры воздуха в них, ввел Гатчинский ДСК. Большой объем работ выполнен на КЖБИ-211. На этих и других комбинатах нарастают объемы производства строительных конструкций, а также возводимого ими жилья.


Вводились в строй новые или реконструированные кирпичные заводы, заводы по выпуску керамической плитки. Стройиндустрия Ленинградской области за последние годы стремительно развивалась по всем направлениям. Областные предприятия не только обеспечили все стройки на территории Ленобласти, но и поставляют свою продукцию в другие регионы и Санкт-Петербург, обеспечивая строительный комплекс города на Неве всеми необходимыми материалами и изделиями.


Наиболее мощный толчок для возрождения и развития строительного комплекса Ленинградской области дало широкомасштабное транспортное строительство на территории региона. Прежде всего - строительство портовых сооружений в Приморске, Высоцке, Усть-Луге. На возведении этих объектов были задействованы областные подрядные организации, которые смогли обновить свою материальную базу и пополнить свои коллективы, обеспечив работой и хорошими заработками строителей, большинство из которых проживает в нашей области. Потребовались материалы, выпускаемые предприятиями стройиндустрии, которые получили возможность развиваться и наращивать производство.


Важным фактором развития строительной отрасли стали, конечно, и инвестиционные процессы. Привлечение инвестиций частных компаний и акционерных обществ в экономику области, реализация проектов создания новых предприятий, необходимость осваивать значительные капиталовложения, объемы которых росли год от года, также обеспечили работой строителей региона.


Сейчас продолжаются работы по расширению морских портов, и это также пополняет бюджет Ленобласти. В регионе ведутся работы по реконструкции и электрификации путей Октябрьской железной дороги. По программе ОЖД достаточно скоро все маршруты на территории области будут на электрической тяге. На сегодняшний день из 2400 км железнодорожных путей на территории области электрифицировано уже более 1600 км. Также идет строительство и усиление железнодорожных подходов к портам Усть-Луга, Высоцк, Приморск. Помимо прямого экономического эффекта развития железной дороги - увеличение скорости прохождения грузов по железнодорожным маршрутам, наращивание объемов грузоперевозок и, следовательно, отчислений в бюджет - работы, проводимые ОЖД, обеспечивают заказами строительные организации и предприятия стройиндустрии Ленобласти, позволяют им развивать матбазу.


Таким образом, выстраивается понятная цепочка - крупные проекты приводят к активизации предприятий строительной отрасли, далее возрастают налоговые отчисления в бюджет, увеличивается финансирование бюджетных строительных программ, благодаря чему снова возрастает загрузка строительных предприятий области и так далее. В итоге, на сегодняшний день бюджет Ленинградской области продолжает увеличиваться и появляется все больше возможностей решать социальные проблемы региона, строить жилье и общественные учреждения, благоустраивать населенные пункты.


В прошлом году строители обеспечили ввод на территории Ленобласти более 400 тыс. кв. м нового жилья. В этом году этот показатель должен возрасти. Сейчас постепенно "подтягивается" незавершенное строительство многоквартирных домов, решаются проблемы по их инженерному обеспечению, и это должно принести хорошие результаты, которые мы получим к концу года.


Сейчас идет большое инвестирование иностранных капиталов в деревопереработку. В удаленных районах области - в Подпорожье, Лодейном поле, а также в Выборге - строятся новые деревоперерабатывающие заводы. Потихоньку идет развитие и восточных районов Ленобласти, куда прежде было очень тяжело пригласить инвесторов.


Политика областного Правительства и Губернатора направлена на то, что все бюджеты должны нести социальный характер. Следствием становится увеличение объемов строительства объектов социальной сферы. Без строительства не решить многие социальные проблемы и поэтому строительство в области будет идти полным ходом.


Александр Александрович, если стройкомплекс в 1990-х годах находился в упадке, то автодорожная отрасль - благодаря целевым дорожным фондам и другим факторам - была в лучшем положении, чем сегодня. Работая на посту председателя дорожного Комитета, а затем курируя областное дорожное хозяйство уже как вице-губернатор Ленобласти, Вы реализовали строительство автодорожных обходов практически всех крупных областных городов.


- Ставилась задача создать нормальные экологические условия для проживания в населенных пунктах области, улучшить безопасность движения и, построив автотранспортные обходы, удалось решить проблему практически всех крупных городов. Объекты "пробивались" на уровне Минтранса. Построили обход Пикалево, Лодейного Поля, Подпорожья, Кингисеппа, Тосно... Мне довелось начать строительство обход Выборга.


Вспоминается, как г-н Фролов - в те годы, когда мы начинали сооружение обходов, он был председателем Комитета охраны природы Ленинграда и области - "грозился" представить меня к званию Заслуженный работник экологической службы. Ведь во многих регионах и даже в Санкт-Петербурге таких объездных дорог еще не было... Вскоре завершится строительство обхода Луги, третьей очереди обхода Выборга и эта проблема по крупным городам Ленобласти будет полностью закрыта. Дорожники смогут сосредоточить свое внимание на других задачах дорожного строительства.


- Александр Александрович, Вы приняли руководство строительным комплексом, придя на пост вице-губернатора из дорожной отрасли. После многих лет работы в обоих отраслях кем Вы себя больше ощущаете - строителем или дорожником?


- Действительно, я начинал работать в дорожной отрасли. И как специалист должен вам сказать, что строительство и обслуживание автомобильной дороги - это комплексная задача. Если взять "чисто" строительную часть, то, помимо строительства собственно дороги, при ее прокладке приходится учитывать различного рода препятствия - водные, чисто геологические, искусственные (например, железнодорожные пути). Поэтому в состав дороги входят такие объекты как мосты, путепроводы, виадуки. Они особенно важны с точки зрения обеспечения безопасности.


Их строительство, особенно в сложных геологических условиях, - дело далеко не простое. Надо быть грамотным инженером, чтобы рассчитывать и балки, и опоры, и свайные основания, и все прочее. Поэтому когда твоя профессия - строитель путепроводов и мостов, которые по сложности не уступают гражданским и промышленным зданиям, не так уж трудно разобраться в строительстве в целом.


Далее, дорога не может быть "оторвана" от ее обслуживания. Для этого строятся дорожно-ремонтные комплексы, и строили их всегда - сами дорожники. Например, в Лодейнопольском районе, где я в начале 1960-х годов начинал свою трудовую деятельность, или Тосно, или Павловск - везде мы строили дорожно-ремонтные пункты, в состав которых входят и гаражи для стоянки и ремонта техники, и мастерские, и котельная.


Кроме того, поскольку в зимний период зачастую требуется в короткие сроки сесть за руль, вывести на трассы технику и начать обработку дорожного полотна антигололедными материалами, то, естественно, в составе дорожно-ремонтных комплексов строились жилые дома для работников ДРСУ. В Тосно для нужд дорожной отрасли мы строили не только маленькие домики, но и 60-тиквартирные дома.


Когда я пришел на пост вице-губернатора Ленобласти, мне пришлось заниматься уже более широким кругом вопросов, чем в Дорожном комитете. Но для меня не было сложности в таких вопросах, как строительство школы, котельной, жилого дома. Все это мне понятно, поскольку было неоднократно пройдено на строительстве реальных объектов, на первый взгляд, мало связанных со строительством автомобильных дорог, но необходимых для их нормальной эксплуатации.


Работая в дорожном строительстве, я получил большой практический опыт во всех секторах строительной отрасли. Взять, хотя бы, такой пример: раньше трасса "Москва - Ленинград" (сегодня - федеральная автодорога "Россия") была красивее. На повороте в сторону Колпино, к примеру, стояли огромные, прекрасные цветочные вазы с цветами. Глаз радовался... И все это делали сами дорожники. В составе дорожных организаций были специальные агрономы, занимающиеся разведением цветов, высадкой лесонасаждений. Поэтому, работая в дорожной отрасли, я вникал и знал не только строительство, но и такие его элементы как благоустройство, озеленение и так далее.


А такие стройки Ленобласти как морские порты - это мой профиль. Причальные стенки, эстакады и другие объекты портового хозяйства строят мостовики, а я ведь заканчивал автодорожный факультет именно со специализацией по строительству мостов и тоннелей. Поэтому, уже став вице-губернатором и приходя на стройплощадку, я прекрасно знал, зачем и что строится, как строится и, конечно, замечал все недостатки, особенно по качеству... Таким образом, всю жизнь я - и строитель, и дорожник. Строил и дороги, и мосты, и жилье, и другие объекты... Поэтому мне довольно сложно как-то отделить строительство в дорожной отрасли от строительства в целом.


- Посвятив всю жизнь строительству, Вы, безусловно, близко к сердцу воспринимаете все проблемы отрасли... Уверены ли Вы в вашем преемнике на ответственном посту вице-губернатора области по строительству и дорожному хозяйству?


- Прежде всего, я сам рекомендовал Николая Ивановича Пасяду Губернатору Ленобласти на этот пост и уверен, что он сможет эту работу вести на должном уровне. Правда, ему пришлось принять дополнительную нагрузку, которой у меня не было - это ЖКХ и ТЭК. Но, как известно, Николай Иванович - профессиональный строитель, и эту отрасль знает превосходно.


Его фирма комплексно строила дома во Всеволожске, в Питере... Кроме того, он одним из первых в Ленобласти создал в домах, построенных его фирмой, ТСЖ (товарищества собственников жилья), которые сегодня успешно действуют во Всеволожске.Коммуналка знакома Пасяде и как инженеру, поэтому нет сомнений, что и жилищно-коммунальная отрасль - эта та "ноша", которая ему вполне по силам.


Николай Иванович - доктор экономических наук. Он два созыва подряд избирался в Законодательное собрание, возглавлял в нем профильную постоянную комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и строительству. Это тоже большая работа, дающая и богатый опыт общения с людьми, и знание, понимание людей, и понимание проблем региона. Уверен, что Николай Иванович Пасяда справится с этой работой вице-губернатора области.


Конечно, нужен какой-то период времени, чтобы войти в курс дела... Я обещал на первых порах помогать ему. Неделю мы плотно работали вместе, знакомились со строящимися объектами на территории области, со всеми портовыми комплексами. Вместе мы провели совещание в Дорожном комитете, с дорожными строителями. Вместе смотрим программы строительства жилья, адресные программы.


И потом, в областных комитетах - опытнейшие работники, руководители: и в комитете по архитектуре и градостроительству, и в Комитете по строительству, и в Комитете по дорожному хозяйству и транспорту, и в Комитете по энергетическому комплексу и ЖКХ... Они со своей стороны также помогают лучше узнать ситуацию в отраслях, которые возглавил сегодня Николай Иванович, и, я убежден, эта работа у него пойдет нормально, на благо области.


Хотя я и сложил обязанности вице-губернатора, но за мной еще остались обязанности президента Союза строителей Ленобласти. Возможно, продолжу эту работу с согласия членов ЛенОблСоюзСтроя. Кроме того, Валерий Павлович Сердюков назначил меня советником Губернатора Ленобласти и, вероятно, в этом направлении тоже буду продолжать работу. Так что пока я остаюсь в курсе всех дел строительного комплекса, хотя, конечно, это уже совсем "не та" нагрузка, как на посту вице-губернатора...


- И, традиционно - в завершение, каковы Ваши пожелания строителям Ленинградской области в преддверии профессионального праздника - Дня строителя?


- Строителям хотелось бы пожелать главное, чтобы у них всегда была работа, чтобы у них было больше заказов, подрядов. Также, строителям сегодня нужна поддержка и со стороны Правительства Ленобласти, и на уровне Правительства РФ по изданию хорошо подготовленных нормативных документов, законов по ипотечному кредитованию строительства - чтобы уже до конца отрегулировать законодательную базу по ипотеке. Нужны уточнения кодексов, регламентирующих работу отрасли. Все это будет способствовать тому, что строители смогут работать более качественно.


Отменное качество - надежный залог того, что твой труд будет востребован. Для этого и самим строителям нужно обеспечивать свою конкурентоспособность, уделять особое внимание проблеме подготовки кадров. Трудовые кадры должны быть свои - из числа жителей региона. Нельзя надеяться на гастарбайтеров, которые сегодня приедут - завтра уедут. Невозможно доверить им управление сложной техникой. Да и какое качество работы можно ждать от этих случайных людей... Нужны свои, профессионально подготовленные люди, которым можно доверить технику, уровень квалификации которых позволит соблюдать требования технологий, внедрять передовой опыт. Не говоря уже о социальной, преимущественно - моральной, обязанности бизнесменов в плане ликвидации безработицы, обеспечения жителей области рабочими местами с достойной заработной платой.


Соблюдение этих условий позволит областным строителям всегда быть востребованными на строительном рынке, занимать достойное место среди своих конкурентов. Конечно, создание таких условий, чтобы областные строительные организации и предприятия были сильными - это также задача и областного Правительства, и ЛенОблСоюзСтроя.


В День строителя хотелось бы пожелать всем работникам этой отрасли хорошей творческой работы. А как людям - крепчайшего здоровья, благополучия, удачи во всем и самого большого счастья в каждой семье. Я уверен, что труд строителя, труд созидателя всегда будет востребован, всегда будет благородным и, обязательно, вознагражденным.