21 марта -День работников торговли, бытового обслуживания НАСЕЛЕНИЯ и жилищно-коммунального хозяйства
За последние 10 -15 лет многие традиции советского времени как-то незаметно потеряли актуальность, особенно те, которые несли идеологическую нагрузку. К счастью, осталось естественное и потому неистребимое желание людей иногда отвлечься от будничной работы, пообщаться с коллегами в своем коллективе на другом, чисто человеческом уровне, почувствовать корпоративную солидарность. Лучший повод для этого -профессиональные праздники. Наверное, вполне оправданно, что отрасли-"именинники" в эти дни пользуются повышенным вниманием прессы.
Накануне Дня работников ЖКХ и бытового обслуживания мы встретились с одним из руководителей предприятий отрасли, директором ООО "Аварийно-сервисная служба" ("Аварсс") Борисом Пяткиным. Накануне праздника исполнилось 25 лет его работы в системе ЖКХ. За этот срок он успел освоить практически все рабочие профессии в отрасли, а в 1992 году коллектив городской аварийной службы выбрал его на должность директора.
-Борис Михайлович, вы встали у руля службы не в самые добрые для отрасли времена. За 12 лет руководящей работы не наступило разочарования? Ведь в ЖКХ, если верить распространенному мнению, не заработать ни денег, ни славы, ни карьеры.
-Что правда, то правда -славы на моем поприще не стяжаешь, но разочарования тоже нет. Может быть, я отношусь к людям, для которых преодоление трудностей и есть смысл жизни. В одной из моих любимых песен группы "Машина времени" есть такие слова: "Гораздо трудней не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль". Думаю, это не просто красивая фраза. Не случайно ведь на благополучном Западе появляется все больше экстремалов.
-Ну у нас-то пока условия жизни у большинства людей близки к экстремальным помимо их желания. Частенько к этому бывают причастны работники ЖКХ.
-Нерадивость, безответственность и непрофессионализм имеются в любой отрасли. В ЖКХ они просто заметнее и ощутимее. Согласитесь, отрицательная реакция на отсутствие горячей воды или запах канализации из подвала (я уже не говорю об отсутствии отопления) более вероятна, чем, скажем, на криминализацию рыбной отрасли и вопиющие безобразия, которые там творятся.
-Не думала, что вы так болезненно воспримете "камень" в сторону системы.
-Вы знаете, я действительно болезненно воспринимаю такие вещи, как необъективность. Кстати, ваша газета если и страдает этим, то, по-моему, гораздо меньше других СМИ.
-Раз уж мы перешли на комплименты, то со своей стороны должна заметить, что у входа в офис вашей фирмы меня приятно удивил внешний вполне европейский вид рабочих. Один из них, по-моему, уточнял время встречи с клиентом по мобильному телефону.
-Добиться внешнего соответствия евростандартам не так уж трудно в наше время. Но мы делаем лишь первые шаги к этой цели.
-Звучит почти сенсационно. Впрочем, зачастую фирмы используют элемент сенсационности в целях рекламы. Тем более что ваша фирма ничем не рискует, ведь о евростандартах в обслуживании жилья подавляющее большинство кировчан если и имеет, то весьма смутное представление. По каким таким критериям и кто сможет определить, достигла ли фирма "Аварсс" европейского уровня или объективные обстоятельства оказались сильнее?
-Ваша ирония понятна. Бесспорно, все сомнения в серьезности наших намерений можно развеять только практическими показателями работы. Что касается критериев, то здесь все гораздо проще. Это:
-максимальная доступность услуги. (На практике это когда для решения любой проблемы клиенту достаточно набрать номер телефона диспетчерской службы, причем в любое время суток);
-оперативность плюс высокое качество выполнения ремонтных работ с максимальным применением современных технологий и материалов;
-подчеркнутая вежливость и обязательность в отношениях с клиентами всех сотрудников фирмы;
-обеспечение рабочего персонала фирмы инструментом, оборудованием, спецодеждой и средствами связи на современном уровне.
Как видите, ничего сверхъестественного не требуется. Может быть, не все замечают, но уже многие фирмы таких сфер, как связь, торговля, транспорт, в целом отвечают перечисленным требованиям. А куда денешься? Конкуренция принуждает ставить интересы клиента во главу политики предприятия. Почему в ЖКХ должно быть иначе?
-Все так. Но почему же тогда в жилищном хозяйстве никак не удается запустить рыночные механизмы? Видимо, есть какие-то непреодолимые препятствия. Может быть, вам удалось найти способ их преодолеть?
-Препятствия, конечно, есть. Но смею уверить -они имеют в большей степени психологический характер и лишь в меньшей экономический. Бесспорно, есть отрасли экономики, где для малейшего продвижения вперед необходимо сдвинуть с места практически всю промышленность страны. Возьмем для примера автомобильную. Казалось бы, здесь сегодня делается все, чтобы сократить отставание от мировых лидеров. Привлекаются инвестиции, подключаются самые технологически продвинутые отечественные и зарубежные фирмы для комплектации и модернизации производства. Все рыночные рычаги задействованы, а отставание не меньше, чем во времена, когда купить любой новый автомобиль простому гражданину было немногим легче, чем выиграть его в лотерею. Что касается ЖКХ, то, я уверен, любое домоуправление в течение одного года может добиться серьезного прорыва в качестве обслуживания. Все ресурсы -и людские, и материальные -для этого в городе есть. Нет эффективных механизмов внешнего воздействия на систему.
-Но ведь есть же возможность пожаловаться на плохое обслуживание вышестоящему начальству, подать в суд, наконец.
-Что касается жалоб жильцов, то они этой системе что-то вроде комариных укусов для слона. Только создание здоровой конкурентной среды заставит ЖКХ по-настоящему повернуться лицом к клиенту. А для этого прежде всего нужно обеспечить потребителю услуг возможность свободного выбора поставщика услуг, то есть эксплуатирующей организации.
-И кто же, по вашему мнению, должен создавать эту самую конкуренцию? Похоже, данная задача вряд ли под силу городской власти...
-Сейчас все кому ни лень обвиняют команду мэра В. А. Киселева в развале ЖКХ. Такая оценка крайне необъективна. Не надо забывать, что в свое время она в более тяжелой экономической ситуации обеспечила настоящий прорыв в приемке ведомственного жилья, социалки от предприятий. Исторически так сложилось, что более половины жилищного фонда города было построено оборонными заводами и вплоть до 1998 года, несмотря на многочисленные решения правительства, оставалось на балансе предприятий вместе со всеми наружными коммуникациями. Попытки снять эту обузу и без того умирающей промышленности города, конечно, предпринимались и ранее, но, почувствовав неподъемность груза градоначальники откладывали решение проблем на потом. Предприятия тем временем, стараясь свести к минимуму непроизводственные затраты, сворачивали ремонтно-восстановительные работы, замораживали капитальный ремонт в жилищном фонде и инженерных сетях, становившихся все более бесхозными. В. А. Киселев, возглавивший администрацию города в 1997 году, оказался очень кстати. Проявив решительность и свойственное ему упорство, он сразу "убил двух зайцев". Не допустил бедствий для жильцов "бесхозных домов" и освободил предприятия от обузы.
-То, что предприятия наконец-то освободились от лишней обузы, бесспорно, но, как выяснилось, не всем это пошло впрок.
-Так ведь потеряли 5 лет на раскачку. Тем не менее, согласитесь, даже у падающего дирижабля больше шансов уйти от катастрофы, если сбросить лишний груз.
-Давайте вернемся к ЖКХ. Мне кажется, именно эту систему уместнее всего сравнить с огромным сильно потрепанным дирижаблем, который неуклонно падает вниз, несмотря на все усилия властей, что, на ваш взгляд, нужно "выбросить из корзины", чтобы выправить ситуацию?
-В первую очередь все, что мешает конкуренции. Когда в 1997 году для осуществления срочной приемки ведомственного жилья было создано городское управление жилищного хозяйства, это принесло необходимый результат. Но одновременно эта отрасль еще более монополизировалась и как следствие -"выпала" из рыночной среды.
-Это называют побочным эффектом.
-Сегодня побочный эффект стал главной помехой, и избавиться от нее можно, только убрав излишнюю централизацию отрасли. У администрации города, конечно, должны остаться функции заказчика, а осуществление технического обслуживания жилья нужно передать предприятиям, готовым эксплуатировать жилищный фонд, обеспечив соревновательность в отношении качества и стоимости услуг.
-Это общеизвестная формула для распределения всех видов государственных и муниципальных заказов в странах с рыночной экономикой. Она известна любому чиновнику.
-Согласен, формула, может быть, банальна. Кстати, администрация города блестяще реализовала ее в городском общественном транспорте. Такого изобилия и разнообразия разных маршрутов и видов пассажирского автотранспорта не было никогда. А стоимость поездки не растет достаточно длительное время, несмотря на рост цен на ГСМ и общую инфляцию. К сожалению, при этом "за бортом" оказались интересы некоторых категорий граждан, но общий прорыв налицо. Сегодня горожане наконец-то почувствовали, что транспорт для пассажира, а не наоборот. А со льготами все утрясется. Полного баланса интересов будет легче достичь, когда новые участники рынка покрепче встанут на ноги, окупятся затраты на приобретение техники.
-Я совершенно с вами согласна, мне и самой часто приходится наблюдать, как автобусы, троллейбусы и маршрутки становятся чуть ли не в очередь за пассажирами. Но вот в ЖКХ каких-либо серьезных подвижек пока что не наблюдается. Может быть, причина в нерешительности властей?
-Имеет место не столько нерешительность, сколько желание не наломать дров, и эту взвешенность и осторожность я считаю оправданной. Ведь при всех недостатках нынешней системы она имеет много положительного. Слава богу, она пока не подвержена криминализации, что очень важно, так как через структуры горжилуправления сегодня проходит регистрация граждан, оформление массы справок, сделок с жильем, согласование реконструкции помещений и зданий и прочие серьезные вопросы. Централизованный сбор платежей за тепловую энергию позволяет удержать под контролем их использование по назначению. Все это непременно нужно сохранить.
-Ну а что же должно измениться?
-В первую очередь, отношения между домоуправлением и МУ УЖХ должны перейти из плоскости административного подчинения в плоскость отношений требовательного заказчика и находящегося в плотном окружении конкурентов подрядчика. Думаю, целесообразнее было бы передать сбор оплаты за техническое обслуживание от МУ УЖХ непосредственно эксплуатирующим предприятиям. Это подстегнет их, заставит бороться за лучшую собираемость квартплаты, в том числе путем повышения качества обслуживания. Иначе каждый должник вправе заявить: "А за что вам платить? ". Да и о забастовках некогда будет думать, работать надо.
-А каким предприятиям, вы считаете, нужно отдать предпочтение?
-Пусть выбирают сами потребители услуг -жильцы. Ограничение целесообразно ввести только по количеству домов, передаваемых на обслуживание одному предприятию.
-Как, вы ведь только что ратовали за либерализацию отношений, а предполагаете ограничения?
-Это скорей не ограничение, а создание для клиентов максимальной широты и свободы выбора. Как показала многолетняя практика, наиболее эффективны домоуправления, на обслуживании которых 60 -80 домов. Во-первых, работу такого домоуправления, следовательно, и техническое состояние домов, может более внимательно контролировать непосредственно руководитель и ведущие специалисты. Большой объем жилищного фонда придется делить на участки, что обычно приводит к "размыванию" ответственности. Во-вторых, нужно учитывать, что все мы чисто территориально привязаны к тому или иному ЖЭКу, и если этот ЖЭК будет охватывать целый микрорайон, то у жильцов опять не будет реального выбора, а у предприятий чувства близости конкурентов. В третьих, возможность небольшому предприятию работать по упрощенной системе налогообложения значительно снизит себестоимость услуг и выживаемость предприятия.
-Ваши доводы достаточно убедительны. Кстати, о выживаемости. Не секрет, что предприятия ЖКХ города поразила просто "эпидемия" банкротства. Судя по грандиозным планам, вашей фирме это не грозит?
-Признаки финансового голода, конечно же, присутствуют. Есть и задолженность по налогам, задержка сроков выплаты зарплаты и прочие вытекающие из этого трудности. Мы здесь следуем совету русского классика, находим тех, кому еще труднее, и помогаем им по мере возможности, и будущее перестает казаться беспросветным.
-Можете ли вы назвать, кому сегодня безвозмездно помогает ООО "Аварсс" и в чем? Знаете ли, случаи благотворительности со стороны предприятий ЖКХ лично мне неизвестны.
-Может быть, они просто не афишируются. Мы, например, вот уже более 6 лет бесплатно обслуживаем сантехническое, электрическое, кухонное, холодильное и другое оборудование трех школ-интернатов, дошкольного детского дома, городской детской больницы. А с прошлого года к ним добавились еще почти два десятка детских учреждений самого "бедного" Нововятского района.
-Не боитесь, что такой "крест" придавит к земле?
-Напротив, уверен, что добрые дела только добавляют коллективу стойкости и сил. Да и стиль работы предприятия с клиентами "выковывается" особый, доброжелательный, что любой фирме дает серьезные преимущества в конкурентной борьбе.
-Спасибо, Борис Михайлович. От себя лично и от имени коллектива поздравляю работников вашего предприятия и всех коммунальщиков с наступающим праздником.
-Мне тоже хочется от всей души поздравить своих коллег с профессиональным праздником. Здоровья вам, дорогие друзья! И пусть главной наградой для вас будет благодарность кировчан за вашу работу.